Автор: Широкова Марина Александровна
Внеклассное развлекательное мероприятие «Матрёшкины посиделки»
Цель:
Формировать у детей интерес к русской народной культуре и народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрешки.
Задачи обучающие:
— расширить знания детей о традициях русского народа;
-развивать навыки танцевальных движений;
-развивать образное мышление, устойчивое внимание, общую моторику;
Развивающие:
—развивать творчество детей в процессе создания образов;
—развивать индивидуальные эмоциональные проявления в музыкальной деятельности;
Воспитательная:
-воспитывать любовь к народной культуре;
-создать атмосферу веселья и доброжелательности.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, русские народные костюмы на каждого ребенка, юбка , бусы, платок для игры с родителями, бубны, трещотки, ложки, стиральная доска по количеству детей, кубик, кукла, матрешка, машинка, мячик, мягкая игрушка, пирамидка, погремушка, кукольная посуда, цветные баранки из картона, самовар, оформленный мини-музей «Матрешка».
Предварительная работа:
1. Оформление мини-музея «Матрешка».
2. Разучивание русских народных танцев: «Во-кузнице», «Матрешки».
3. Разучивание с детьми русской народной песни «Во саду ли, в огороде», с использованием шумовых инструментов.
4. Разучивание русских народных частушек.
5. Беседы на тему: «Русские народные шумовые инструменты»,
старинный русский обычай-гостеприимство», «Что такое музей».
6. Чтение русских народных сказок.
7. Разучивание с детьми стихов.
Ход :
Зал украшен в русском народном стиле.
Дети в русских народных костюмах заходят в зал под русскую народную музыку «Выйду ль на улицу» и становятся полукругом перед родителями.
1 ребёнок:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются – матрёшки.
2 ребёнок:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
3 ребёнок:
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки!
Мальчики рассаживаются на стульчики.
Девочки исполняют «Танец матрешек», диск А. Бурениной «Ритмическая мозаика» ,часть 3.
Ведущая:
Ребята, дорогие гости, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка — уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Мы на протяжении нескольких недель знакомились с историей создания матрёшки и узнали очень много интересного об этих игрушках. А сейчас мы хотим посмотреть, что знают наши дорогие гости. Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».(слайд №1).
Ведущая:
Итак, начинаем « Матрешкин блиц-опрос»:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).
2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы).
3. Где создавались первые матрёшки? ( В магазине — мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой).
4. Почему игрушке дали такое имя — Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы).
5.Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).
8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).
9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская).
10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г).
Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая — ростом с первоклассницу, самая маленькая — с горошину.
Ведущая:
Наши гости молодцы много знают о матрёшке. Но чтобы вы знали ещё больше, мы хотим показать вам презентацию, которая называется «Знакомьтесь – русская матрёшка».
На экране проходит презентация «Знакомьтесь – русская матрешка».
Выходят дети и читают стихи.
1ребёнок.
Кукла – матрёшка нарядна, красива.
Кукла – матрёшка улыбка России.
Матрёшка – игрушка ты всем нам нужна
Матрёшка – подружка на все времена.
2 ребёнок
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке.
Носят яркие одёжки,
Называются матрёшки.
Ведущая:
Мы с детьми не только узнали много интересного о матрёшке, но и познакомились с русским фольклором и сейчас мальчики станцуют танец под русскую народную песню «Во кузнице».
Мальчики исполняют танец «Во кузнице», русская народная песня.
Ведущая:
Праздник матрешек — это не только песни, хороводы, но и шутки, игры. И мы приглашаем всех принять участие в матрешкиных конкурсах.
Матрешкины конкурсы:
1. « Кто быстрее нарядится матрёшкой» Предлагаем двум родителям надеть юбку, надеть бусы и повязать платок — нарядиться матрешками.
2. Матрешки — игрушки, в которые не играют. Матрешки украшают дом. И все-таки матрешка, превратившись в сувенир, не перестала быть игрушкой. Ребята, вы должны будите отгадать загадки про игрушки.
Загадки.
— Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (Юла)
— Не гром, а гремит. Но тем и знаменит. (Барабан)
— Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю… То их восемь, то одна. (Матрешка)
— По дорожкам, по тропинкам он бежит. А поддашь его ботинком — он летит. Вверх и вбок его кидают на лугу. Головой его бодают на бегу. (Мяч)
— Две ручки и веревочка — веселая игра. В нее играют девочки из нашего двора. (Скакалка)
— Его спустишь с поводка – улетит он в облака. (Воздушный шарик)
Ведущая:
А теперь мы предлагаем следующий конкурс: «Узнай игрушку с завязанными глазами».
Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и дает ее в руки участнику — узнай!
Варианты игрушек: кубик, кукла, матрешка, машинка, мячик, мягкая игрушка, пирамидка, погремушка, кукольная посуда.
Ведущая:
Сейчас все ребята должны будут построиться в две команды и объявляется следующий конкурс: «Чья команда быстрее соберёт баранки».
Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю. Задание: двум командам раздаются по 10 баранок (из цветного картона) – Чья команда быстрее соберёт свои баранки на тесьму.
Ведущая:
Вот и бараночки готовы к чаю, а чего — то не хватает на нашем столе, отгадайте загадку :
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(самовар)
Ведущая:
Правильно, какое чаепитие без самовара. Пришла пора и самовар ставить. А пока самовар закипает, я предлагаю вам ребята поиграть на русских народных инструментах.
Выходят дети и читают стихи.
1 ребёнок:
Что за треск на всю округу?
Это мы трещим с подругой!-
Ох, трещотки хороши.
Прямо праздник для души!
2 ребёнок:
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдёт любой.
Ведущая:
Инструменты в руки взяли,
дружно громко заиграли.
Нам играть не надоест.
Что создали мы? (оркестр).
Исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде», с использованием русских народных шумовых инструментов.
Ведущий:
-А сейчас дорогие гости, и ребята наступает торжественный момент. У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили. За всё время, что мы путешествовали с матрёшкой, мы узнали очень много интересного не только об игрушках, но и о русской культуре, русских традициях. И мы решили создать у себя в группе мини – музей матрёшки и сейчас все вместе мы его откроем.
Торжественное открытие мини – музея «Русская матрёшка».
Ведущая под русскую народную музыку «Выйду на улицу» приглашает всех на чаепитие.