Автор: Добкина Надия Харисовна
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Приобщение детей к народной культуре является средством развития духовности.
Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении.
Особенностью дошкольного возраста является то, что по мере своего развития каждый ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению разнообразных обязанностей в окружающем его мире. Каждая из таких ролей, в которые играют дети, имеет большое значение в формировании их будущей общественной направленности и предполагает развитие собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др.
Единой системы воспитания для всех народов, по убеждению К.Д.Ушинского, cyществовать не может. Каждый народ создаёт свою систему воспитания, опирающуюся на средства культуры. К ним относятся и народные традиции, в основе которых лежат родной язык и родная природа, произведения народной словесности, детского фольклора и т.п. Родной язык выступает внутренней формой развития целостной картины мира ребенка, включающей философский, социальный, художественно-эстетический образы мира, логику и способ мышления, творчества, ценностно-смысловые цели и опыт эмоционального отношения ко всем людям, родственникам, сверстникам и к себе самому.
Одной из важных традиций выступала устная живая речь, которая через былины, пословицы, поговорки, сказы или, как сейчас принято говорить, сказки, передавала из уст в уста знания, мудрость народа, нравственные нормы, объясняла правила взаимодействия с окружающей природой.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и иллюстрации к ним, мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
В современной традиции осталась только некая формальная потребность дарить подарки, которые мы покупаем в магазинах. И даже дети почти не делают подарки родителям или близким своими руками, не говоря о том, чтобы сделать какую-то вещь совместно со взрослыми для своей семьи или что – то связать, сшить, смастерить.
Другой важной традицией, которую обязательно надо возрождать, является народная игра, которая всегда была естественным спутником жизни ребенка, обязательным компонентом народного воспитания и развития детей, источником положительных эмоций. Эти игры специально никто не придумывал и не разрабатывал, они рождались в глубине народной жизни и были направлены на подготовку ребенка к вхождению в социум.