Духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Автор: Валерия Валерьевна Благодарова

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.

К. Д. Ушинский.

 

 

 

Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал.

Необходимость внеклассной работы:

— сформировать правильную мотивацию учения;

— активизировать познавательную деятельность учеников;

— развивать главные моральные качества;

— пробудить живое внимание к нравственному и прекрасному.

Следует отметить, что правильное сочетании внеурочной работы с учебной работой обеспечивает большую гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. Как одно из средств дифференциации обучения и воспитания можно рассматривать внеклассные занятия при сохранении единого и обязательного учебного плана. Они помогают также дополнить учебный план.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах 5 разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность.  Не следует увлекаться использованием какого-то одного вида деятельности, так как в природе каждого из них заложены свои неповторимые возможности. При этом надо иметь в виду, что вид сам по себе ещё не решает успеха дела. Важно, чтобы он был наполнен полезным содержанием.

Перечисленные виды и направления  внеурочной деятельности в школе должны способствовать формированию:

— эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— в разных социальных ситуациях навыков сотрудничества со сверстниками;

— умение находить выходы из спорных ситуаций и не создавать конфликтов;

— установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умения договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

 — адекватно оценивать поведение окружающих и собственное поведение;

— уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— навыков, установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающим мире;

— умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.

 

×
×