8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.

Автор: Шматова Елена Валерьевна

 

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.

Игра и действие с предметами – ведущие виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Характер и содержание игровой деятельности являются объективными показателями умственного развития ребенка. От занятий самостоятельная деятельность отличается тем, что возникает по инициативе самого ребенка, следовательно, она ему интересна и потому может быть особенно продуктивной.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных моментов работы, так как он должен, с одной стороны, не подавляя инициативы ребенка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития того возраста, с которым он работает, но и особенности развития каждого ребенка своей группы.

Необходимо придерживаться некоторых общих условий.

1. Дети должны иметь достаточно времени для деятельности, а это возможно только при методически правильном проведении режимных процессов.

2. Помещение должно быть просторным для движения и оборудованным для всех остальных видов деятельности.

3. Материал в группе детей третьего года жизни должен быть подобран так, чтобы дети могли заниматься всеми названными выше видами деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети перестали играть, например, с крупным набором «Строитель» или пирамидками, эти игрушки целесообразно на некоторое время убрать и заменить другими.

4. Важно правильно расположить материал в группе. Для каждого вида деятельности следует выделить определенное место. Дети должны хорошо знать, где хранится материал, где взять нужную им игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не значит, что дети будут играть только в тех местах, которые отведены для данного вида деятельности. Ребенок должен иметь возможность, взяв игрушку, играть с ней в любом месте игровой комнаты; воспитатель при этом следит, чтобы ребенку было удобно играть и чтобы ему не мешали другие дети. Если ребенок взял мелкий строительный материал и стал заниматься им на полу, где другие дети играют с крупными машинами, ему нужно предложить поиграть за столом. Обязательным для всех детей должно быть правило – после игры положить игрушку на место. Привычка к порядку залог организованности ребенка.

5. Целесообразно, чтобы во время самостоятельной деятельности детей воспитатель общался с каждым индивидуально, применяя тот воспитательный метод, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям данного ребенка.

6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы все дети были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от поведения и настроения детей воспитатель определяет, с кем из них и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Внимания требует, в первую очередь, деятельность тех детей, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста. В активном воздействии воспитателя всегда нуждаются и такие дети, у которых, хотя они и играют с интересом, что-то не ладится и которым нужно помочь советом, указанием. Например, ребенок начал строить, делает перекрытие, а оно не получается; нужно подсказать ему, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия. Но, помогая ребенку, воспитатель должен учитывать, что на данном этапе развития не следует давать ему готового рецепта, как это делалось в предыдущей возрастной группе; надо побуждать ребенка вспомнить знакомое действие, сообразить, самому найти выход.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни это, прежде всего, деятельность, связанная с движениями: игры с мячом, машиной, тележкой; влезание на горку и скатывание с нее; зимой катание на санках и др.

Познавательная активность ребенка находит выражение в ориентировочной деятельности, которая включается как начальный этап в каждую игру, каждое самостоятельное действие. На втором году ориентировочная деятельность усложняется: рассматривание окружающего постепенно переходит в особый вид деятельности – наблюдение, рассматривание картинок, книг. Особенно большую роль в познании окружающего мира играют действия с предметами. Причем предмет здесь может выступать и как непосредственный объект действий ребенка (набор «Строитель», дидактические игрушки, простой конструктор, складные картинки), и как орудие (например, веревка, с помощью которой ребенок ведет машину, или молоточек, которым он забивает гвоздики в отверстия специального станочка из пластмассы или дерева, и др.).

На втором году жизни, особенно во втором полугодии, дети способны производить условные предметно-игровые действия с куклой, собакой, зайчонком и другими сюжетными игрушками, но уже в первом полугодии они не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и повторяют в игре то, что сами часто видят в жизни.

Во время самостоятельной деятельности дети по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым: обращаются к нему, демонстрируя результаты своей деятельности (например, постройки), просят вместе с ними посмотреть книги, нарисовать что-то, помочь исправить сломанную игрушку и т. д.

Развитие двигательной активности предполагает наличие свободного места, необходимого для движений. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер (для детей начала второго года жизни), около которого дети не только свободно двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Из мелких пособий, обеспечивающих двигательную активность, необходимы мячи разных размеров, коляски, машины, обручи.

Не рекомендуется в группе второго года прикреплять твердую стенку, ставить лесенку-стремянку, так как эти пособия требуют постоянного внимания воспитателя, чего практически добиться трудно, а сами дети этими пособиями пользоваться еще не умеют; лазая без наблюдения взрослых, они могут получить травмы.

В группе должен быть и время от времени меняющийся материал для рассматривания, который обеспечивает минимум необходимых впечатлений об окружающем. Это настенные картины – две-три, с доступными детям сюжетами («Таня кормит голубей», «Дети пляшут», «Кошка с котятами» и др.). Хорошо специально сделать 1–2 макета и расставить их для рассматривания. Это может быть и «зимний» макет (кукла катается на санках с горы), и «весенний» (распустившаяся ветка с сидящей на ней птичкой). В группе можно повесить панно с иллюстрациями к знакомым сказкам. Горку лучше поставить у окна, чтобы дети могли наблюдать то, что происходит за окном. Очень важны наблюдения за живыми существами, например, крупными рыбками в аквариуме. Для рассматривания книг и картинок следует отвести специальное место у окна; книги, хранящиеся на полках, воспитатель дает по просьбе детей.

Располагая игрушки в игровой комнате, следует помнить, что опыт детей первой половины второго года еще невелик, и подготовку игры проводит либо сам воспитатель, либо – ближе к полутора годам – воспитатель совместно с детьми. При этом взрослый создает так называемые подсказывающие игровые ситуации: например, рядом с собачкой ставит тарелку; медведя сажает в коляску, кукол – за стол с расставленной посудой; на столе-барьере расставляет несколько дидактических игрушек; на столе у окна кладет несколько картинок. Это помогает направить игровую деятельность в нужное русло.

Во втором полугодии дети, научившись ориентироваться в группе, начинают сами готовить игровую ситуацию. Так, зная, где находятся куклы и посуда, малыш сам находит куклу, тарелку, ложку и начинает кормить куклу. Поэтому воспитатель, организуя игру детей второго полугодия и создавая поле для разных видов деятельности, может расположить игрушки в разных местах комнаты, чтобы дети не скучивались и не мешали друг другу.

Место для игр с дидактическими игрушками (настольный набор «Строитель», мелкие игрушки в коробке, которые дети могут использовать в играх со строительным набором, конструктор, складные картинки и другие настольные игры) целесообразно расположить недалеко от шкафа или полки, где они находятся.

Следует найти место и для игр с крупным строительным набором, и для крупных игрушек (животные, машины). С крупными игрушками малыши играют на коврике, который не только предохраняет детей от переохлаждения, но и несколько глушит шум. Мебель в кукольном уголке (стол, стулья, кровать) должна быть достаточно крупной и прочной, так как дети, рассаживая кукол, и сами часто присаживаются. Помимо сюжетных игрушек следует подобрать и соответствующие атрибуты: посуду, одежду, одеяла, полотенца, ванночки и т. д. Так как дети этого возраста очень любят наряжаться, хорошо повесить в кукольном уголке зеркало, мелкие предметы одежды (косынки, передники).

Во втором полугодии второго года дети уже воспроизводят воображаемые действия, играют с предметами-заместителями. Для этих целей можно использовать игрушечный умывальник, около которого разыгрываются такие воображаемые действия, как мытье посуды, наливание из крана воды, купание кукол и др. Мелкие игрушки – игрушечные ножницы, шприц, расчески – тоже нужны детям, они обогащают их игры, но давать их следует только под контролем взрослого.

Важная задача воспитателя – воздействовать на эмоциональное состояние детей: он поддерживает у них бодрое настроение, развивает положительные эмоции. Воспитатель руководит игрой и другими видами деятельности детей, при этом он решает ряд разнообразных задач: направляет внимание ребенка на игру, если он сам не может найти себе дело; обучает его тем действиям, которыми малыш еще не овладел; переключает с одного вида деятельности на другой; усложняет его деятельность и продлевает ее; оценивает поступки и действия детей.

Во время самостоятельной деятельности воспитатель уделяет большое внимание поведению детей: обучает правилам поведения во время игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), учит убирать их на место. Дети учатся доброжелательно относиться друг к другу: не мешать игре другого ребенка, интересоваться его игрой, уметь спокойно играть рядом. Первые совместные игры развивают у детей привязанность друг к другу, способность сочувствовать и помогать другому, желание поделиться игрушками. Работа воспитателя направлена и на формирование таких психических процессов, как внимание, память, воображение. Воспитатель стимулирует речевую активность детей: поддерживает любые обращения к нему ребенка, вызывает потребность в речевом общении.

Следует поощрять и формировать такие черты личности ребенка, как инициативность, самостоятельность, любознательность.

Под руководством воспитателя дети учатся выполнять определенные, посильные для них требования взрослых (собрать игрушки и разложить их по своим местам, отдать игрушку, отобранную у другого ребенка, и т. п.); при этом дети должны хорошо понимать слова «нельзя», «можно». Очень важно, чтобы эти слова были однозначными и всеми окружающими применялись одинаково.

Воспитатель должен руководить играми детей, обогащая их жизненный опыт и подавая пример собственными действиями (можно на глазах у детей погладить ленточки, полить цветы, постирать кукле платье, заклеить книгу, пришить пуговицу, расчистить дорожки от снега). Взрослые должны стремиться привлечь внимание малышей к своей деятельности, побуждая их по возможности принять в ней участие. На прогулке следует вызывать интерес к играм старших, действиям взрослых – шофера, дворника. Полезно показать детям, как следует купать куклу, кормить, укладывать спать; разыграть различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, когда пила горячее молоко; лиса унесла цыпленка, в то время как кукла Даша ушла за водой для него, и др.

Методы обучения во время самостоятельной деятельности детей постепенно меняются. Так, в начале второго года воспитатель часто действует рукой ребенка, вместе с ним, например, открывает матрешку и закрывает ее, нанизывает кольца на стержень пирамидки и снимает их. Основной метод, которым пользуется воспитатель, – это метод показа, сопровождаемого словом. Во втором полугодии в связи с развитием понимания речи можно использовать только словесные инструкции. Очень важно, чтобы методы руководства игрой постепенно усложнялись.

Методы руководства игрой усложняются и за счет подготовки ситуации игры: в первом полугодии ее готовит воспитатель, во втором – дети либо вместе с воспитателем, либо самостоятельно. Усложняются при этом и задачи, которые воспитатель ставит перед ребенком. Полезны проблемные ситуации, когда воспитатель не прямо предлагает малышу совершить то или иное действие, а задает вопрос так, чтобы подвести ребенка к необходимости самому решить игровую задачу. Например, говорит: «Твоя кукла грязная – а-я-яй. А где у нас ванночка, мыло, полотенце?» (при этом он не говорит прямо, что куклу надо помыть). Такой метод эффективно развивает мышление ребенка, проявление инициативности, формирует интеллектуальную активность.

Воспитатель предлагает детям во время игры действовать по воображению, например, из игрушечного крана наливать воображаемую воду и поить лошадку (при этом можно даже спросить, не горячая ли вода). Игра усложняется и за счет того, что воспитатель добавляет дополнительные предметы (салфетку – вытереть рот после кормления, градусник – измерить температуру заболевшему медведю, горчичники – полечить его, бинт – завязать собачке лапку). Использование предметов-заместителей (вместо мыла – кубик, вместо ложки – палочка, вместо яблока – шарик) усложняет игру ребенка, а к концу второго года возможны действия с воображаемыми предметами (угостить кукол воображаемыми конфетами или печеньем). Все это развивает мышление ребенка.

Очень важно, чтобы взрослый давал правильную оценку деятельности ребенка, его поступкам. Надо помнить, что малышу приятно и важно одобрение его действий со стороны взрослых, однако неправильная оценка дезориентирует ребенка, поэтому нужно очень осторожно подходить к ней. Если ребенок что-то делает не так, ему спокойно объясняют, помогают, показывают, как нужно делать; но если он с задачей справился, нужно обязательно похвалить его, показать другим детям, как хорошо он выполнил задание. Очень важно, чтобы воспитатель правильно и доброжелательно разрешал конфликты между детьми – обидчику нужно выразить свое порицание. Однако в этом возрасте лучше всего отвлечь ребенка, переключить его на другую деятельность.

Оценить, правильно ли организована самостоятельная деятельность детей, можно по следующим параметрам:

1) преобладающее настроение детей в группе;

2) умение детей самостоятельно выбрать себе игру, уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность;

3) взаимоотношения детей с окружающими взрослыми и детьми;

4) частота и характер речевых реакций детей.

Анализ работы воспитателя по этим параметрам можно провести, наблюдая за отдельными детьми или за всей группой.

Показателями правильно организованной самостоятельной деятельности являются: хорошее настроение детей; устойчивость и разнообразие игр, соответствующих возрастным особенностям; положительные взаимоотношения между детьми; частые обращения ребенка к воспитателю по поводу игры; достаточное количество различных, соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих деятельность детей.

На третьем году жизни виды игровой самостоятельной деятельности расширяются: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, движения, ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнения поручений взрослого.

Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевой игрой.

Прежде всего, для того, чтобы сюжетная игра была содержательна, она должна быть обеспечена сюжетными игрушками, различными атрибутами, которые помогают ребенку вообразить и воспроизвести ситуацию. Часто материалы для сюжетных игр располагают в виде «уголков» («сюжетный уголок» для игры в доктора, парикмахера, в магазин и т. д.). Такое расположение материала в группах данного возраста методически неверно, ибо не учитываются те изменения, которые произошли в развитии ребенка. Наличие «сюжетных уголков» сдерживает активность самого ребенка, тормозит его самостоятельную мыслительную деятельность: ведь все за ребенка продумано, даны определенные сюжеты, к ним полностью подобран необходимый материал. Поэтому дети играют однообразно, неинтересно, используя одни и те же сюжеты, которые повторяются изо дня в день, а это отнюдь не способствует развитию инициативы и самостоятельности. В то же время в условиях воспитания в домах ребенка такую подготовленную ситуацию сюжетной игры (в доктора, парикмахера) можно использовать, но лишь как методический прием развития сюжетной игры. Дети дома ребенка не получают в достаточной мере нужных им впечатлений, да и предметы, предназначенные для сюжетных игр, эти дети видят реже, с ними нужно специально знакомить через определенные ситуации. При этом следует постоянно помнить о возрастных особенностях детей и тех задачах, которые стоят перед воспитателем в развитии игровой деятельности, прежде всего – о развитии активного мышления ребенка.

Для организации сюжетно-ролевой игры в групповой комнате должно быть выбрано место, где стоит крупная игрушечная мебель: стол, стулья, кровать, шкаф для хранения посуды, шкаф для одежды кукол (комплекты меняются в зависимости от времени года), плита, диванчики, на которых сидят куклы, и т. д. В этой части комнаты дети могут играть с сюжетными игрушками, воспроизводить различные бытовые ситуации. Хорошо, если здесь есть также открытый шкаф или стеллаж, куда ставятся различные игрушки и атрибуты (например, для игры в магазин: весы, овощи, фрукты, сумочки, корзиночки и т. п.). Материал пополняется по мере роста умения детей, обогащения впечатлениями и новыми знаниями, но выбирать его для своей игры ребенок должен самостоятельно.

Обогащение впечатлениями в доме ребенка является ведущим методическим приемом расширения содержания сюжетно-ролевых игр. Новые впечатления дети получают во время различных экскурсий (в кабинет врача, на кухню), наблюдений (за работой дворника, няни в группе). Во время экскурсии, в процессе наблюдений воспитатели должны обратить внимание на главное, существенное и тем самым помочь ребенку не только запомнить наблюдаемое, но и разобраться во взаимосвязи действий, во взаимоотношениях взрослых. Подобные наблюдения дают пищу для новых сюжетных игр.

Обогащают сюжетные игры специально проводимые воспитателем показы-инсценировки. Поскольку воспитатель сам выбирает тему показа, он имеет возможность расширить содержание детских игр, подсказать более сложные, развернутые сюжеты, связанные с реальной жизнью. Посмотрев инсценировку, дети легко воспроизводят в игре различные элементы ее содержания, так как для показа отбираются доступные им сюжеты. Полезно, когда в подобных показах-инсценировках разыгрываются сюжеты, в которых отражаются разнообразные взаимоотношения, даются оценки. Например, в инсценировке «Упрямые барашки» герои не хотят уступить друг другу дорогу через мостик и падают в воду; а вот девочки Маша и Даша, которые тоже шли через мостик, но уступили друг другу дорогу, прошли и не упали.

Для обогащения сюжетных игр в доме ребенка полезно использовать макеты из игрушек. Например, зимний сюжет: зима, куклы катаются с горок на санках, делают снежную бабу, катаются на лыжах; или праздничный: нарядные куклы едут на машинах с шарами и флажками. Хорошо, если воспитатель вместе с детьми обсуждает, куда едут нарядные куклы, и т. п.

Участие в игре воспитателя очень радует детей, так как общение со взрослыми в процессе игры положительно влияет на эмоции ребенка, поддерживает его интерес; кроме того, воспитатель может сделать содержание игры более привлекательным, интересным. Например, если воспитатель видит, что кто-то, играя, постоянно отвлекается, она подсаживается к такому ребенку, старается заинтересовать его, сделать игру более длительной: задает по ходу игры вопросы, вызывает у ребенка воспоминания, стимулирует воспроизведение прошлых впечатлений, что не только усложняет игру, но и упражняет его память. Или другая ситуация: играя с ребенком, пробуя предложенное «угощение», воспитатель говорит: «Ой, суп горячий, дай ложечку, я помешаю», тем самым подводя ребенка к игре с воображаемым предметом, подсказывая возможность придавать предметам в игре воображаемые состояния, свойства. Для детей дома ребенка использование приемов, направленных на формирование воображения, особенно важно, так как расширяет круг впечатлений ребенка.

Методы руководства игрой должны быть направлены на развитие детской активности, но направлять игру следует осторожно, учитывая интересы воспитанников и не подавляя детскую инициативу.

Методические рекомендации по руководству самостоятельной деятельности детей.

В процессе самостоятельной деятельности большую роль играет речевое общение. Воспитатель постоянно вызывает детей на разговор во время игры. Например, если он видит, как ребенок завязывает себе руку бинтом, он может сказать: «Я доктор, давай я тебе помогу», внимательно осмотреть ребенка, протереть руку ватой, забинтовать и предложить: «Спроси у ребят, у кого кукла заболела, я полечу и ее», т. е. своими действиями подвести ребенка к ролевой игре.

Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают игры со строительным материалом. Надо, чтобы в группе был и крупный набор «Строитель», из которого дети строят на полу, и средний, и мелкий, с которыми они занимаются за столом. В этом возрасте надо закреплять и совершенствовать умения, которые приобрели дети на втором году, и постепенно подводить их к сюжетной постройке.

Детей следует активно привлекать к данному виду деятельности, учить их строить, используя при этом все возможности для знакомства с новыми формами, для уточнения пространственных соотношений. Очень важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в самостоятельной игре детей со строительным материалом: на глазах у детей строил различные сооружения, объединяя их в сюжетную постройку, помогал ребенку подбирать формы для постройки, подсказывал правильные способы их использования. Если воспитатель при этом вслух комментирует свои действия, объясняет, что он собирается строить, то дети быстрее научатся сами планировать свои действия. Игру следует организовать так, чтобы дети были активны, чтобы они помогали взрослому подбирать нужную форму, отвечали на вопросы о названиях предметов и фигур. Для того, чтобы привлечь детей к строительному материалу, воспитатель может предложить играющему ребенку построить недостающий для его игры предмет, например, построить для мишки кровать или стул. Вместе со строительным материалом целесообразно давать детям кукол, животных, различные атрибуты для оформления построек (флажки, звездочки, елочки) и др. Необходимо приучать детей после окончания игры со строительным материалом складывать его в шкаф или на стеллажи по формам. С этой целью полезно закрепить образец в том месте, куда будут складываться данные формы. Это не только приучит детей к порядку, но и позволит им лишний раз практически уточнить представление о форме.

Наряду со строительным материалом детям этого возраста нужно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может сделать несложные предметы (например, домик из частей, которые соединяются путем сцепления). Если действия с конструктором чем-то затрудняют ребенка, не нужно сразу ему помогать. Надо дать ему возможность самому подумать; если же без помощи взрослого он обойтись все-таки не может, то не следует делать за него абсолютно все, достаточно показать и объяснить, что нужно сделать и почему именно так, чтобы в дальнейшем ребенок сам смог решить подобную задачу.

На третьем году важное место среди других видов деятельности занимает наблюдение. Именно в процессе наблюдений дети в естественных условиях знакомятся с окружающим миром. Воспитатель учит детей выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма – малыши не всегда еще умеют делать это самостоятельно. Очень важны вопросы, которые дети задают в процессе наблюдений, так как они свидетельствуют о развитии познавательной деятельности, о том, что ребенок пытается установить причинную зависимость наблюдаемых явлений. В групповой комнате в доме ребенка необходимо иметь объекты для наблюдения: живой уголок, аквариум, растения, живые цветы; здесь можно сажать лук, а весной поставить веточку, чтобы дети наблюдали, как раскрываются листочки.

Детям очень интересны сюжетные картинки, которые лучше выставлять на подставке, чтобы их можно было легко менять. Полезно иметь в группе и картины с изображением природы в разные времена года. С детьми нужно время от времени говорить о картине, уточнять, что на ней изображено, воспитывать у детей желание рассматривать картины, добиваться эмоционального их восприятия, понимания красивого.

С детьми второй половины третьего года можно рассматривать художественные изделия (хохломскую посуду, жостовские подносы), обращая их внимание на красоту этих вещей. Художественные изделия можно включать в различные макеты. Все это будет способствовать развитию у детей не только наблюдательности, но и чувства прекрасного.

Для самостоятельной деятельности можно давать разнообразные игры типа лото: лото малыша, ботаническое, зоологическое лото, лото с транспортом, мебелью, посудой.

Дети третьего года жизни учатся пользоваться книгами. В этом возрасте воспитывается умение самостоятельно обращаться к книге с картинками, рассматривать изображенное на них, рассказывать, что изображено, бережно, аккуратно относиться к книжкам, после рассматривания убирать их на место. К выбору места хранения книг и картинок надо отнестись особенно внимательно. Место это должно быть спокойным, светлым, удаленным от той части комнаты, где играют. Книги хранятся или на полке или в шкафу так, чтобы дети свободно могли их брать. Это могут быть книги, с которыми малыши уже познакомились на занятиях, а также новые, если их содержание и иллюстрации доступны детям. Полезны также тематические альбомы (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты, цветы и др.).

Самостоятельное занятие ребенка с книгой – особый вид деятельности, и ему воспитатель должен уделить максимум внимания. Надо стремиться к тому, чтобы во время рассматривания книг дети больше говорили; если воспитатель видит, что у ребенка исчез интерес к книге, нужно или попытаться оживить этот интерес, или переключить ребенка на другую деятельность, но ни в коем случае не допускать, чтобы ребенок использовал книгу как игрушку.

При организации изобразительной деятельности на третьем году жизни целесообразно давать для самостоятельного использования мел и доску. Карандаши и пластилин можно давать только отдельным детям под строгим контролем взрослого. В этом возрасте нет устойчивого отношения к специфическому использованию материала, поэтому без наблюдения воспитателя дети могут использовать его не по назначению. В группе можно иметь доску, которая висит на стене, или доску на ножках, которую можно переносить в разные части комнаты. Надо стремиться к тому, чтобы, рисуя мелом, дети закрепляли те умения, которые они приобрели на занятиях.

В самостоятельной деятельности следует должное внимание уделить элементарным навыкам труда, связанным с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Обычно дети с большим удовольствием выполняют поручения взрослых, и это следует всячески использовать для выработки ориентировочных реакций, развития речи, общения. Дав ребенку поручение, надо проследить, чтобы он его выполнил, так как малыши легко отвлекаются и забывают, что нужно кончить начатое. Если, например, воспитательница попросила ребенка принести ленты, а он по пути увидел игрушку, заигрался и забыл о поручении, воспитательница же взяла ленты сама, ничего не сказав ребенку, то воспитательный эффект будет отрицательный.

Полезно давать детям разнообразные словесные поручения («пойди», «скажи», «позови» и т. п.). В доме ребенка их следует использовать особенно широко, так как они способствуют развитию речи, общения.

Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения, но и в этом возрасте от однообразных движений ребенок быстро устает. Дети не могут долго, без перерыва, ходить или бегать. Существует много средств, помогающих развитию движений. Прежде всего для этого следует использовать режимные и гигиенические процессы.

Участие детей в работе взрослых, выполнение различных посильных поручений (что-то принести или отнести) расширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнообразят их деятельность, а вместе с тем способствуют и совершенствованию их общих движений.

Однако всегда надо помнить, что особенно эффективным средством развития движений ребенка является его игровая деятельность. Во время игры ребенку следует создавать условия для движений как в комнате, так и на участке. В игровой комнате должно быть достаточно места, где дети могли бы свободно бегать, играть в мяч, в подвижные игры. Полезны игрушки, способствующие развитию движений: мячи разных размеров, широкие обручи, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, игрушечные автомобили, небольшие доски, ящики. Особое внимание должно быть уделено подвижным играм. Если дети по какой-либо причине не гуляют, деятельность их надо организовать так, чтобы у них была возможность побольше двигаться; если позволяет помещение, дать детям покататься на велосипедах под контролем воспитателя или поиграть в мяч. Игру с мячом можно усложнить: предложить ребенку бросать мяч взрослому или другому ребенку, показав при этом, какие движения нужно делать. На участке также следует иметь специальные пособия – шестигранник, различные лесенки, доски различной ширины, приспособленные для игры в мяч. Наличие разных пособий и игрушек в комнате и на участке очень важно для детей, так как приводит к необходимости совершать много разнообразных движений, способствующих развитию координации, умения преодолевать небольшие препятствия, подниматься и опускаться с лестницы чередующимся шагом, согласовывать свои движения с движениями других детей. Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство ею способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.

×
×