Система мониторинга образовательных результатов обучающихся

Автор: Галина Викторовна Филатова

Система мониторинга образовательных результатов обучающихся

в МОБУ «Электрозаводская СОШ»

Нормативно-правовым основанием для проведения мониторинга образовательных результатов обучающихся являются следующие документы:

1.    Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.    Программа развития МОБУ «Электрозаводская СОШ»;

3.    Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования в МОБУ «Электрозаводская СОШ»;

4.    Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОБУ «Электрозаводская СОШ»;

5.    Положение о проведении процедуры самообследования  МОБУ «Электрозаводская СОШ».

 

       Целью мониторинга в нашей школе является обеспечение объективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.

     Решаются следующие задачи: определить уровень обученности учащихся, их достижений; реализовать индивидуальные возможности школьников; отслеживать результаты.

      В нашей школе реализуется система мониторинга образовательных результатов, которая  включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя оценка включает:

—           стартовую диагностику,

—           текущую и тематическую оценку,

—           портфолио,

—           промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:

—           всероссийские проверочные работы (ВПР),

—           мониторинговые (диагностические) контрольные работы,

—           государственная итоговая аттестация,

—           независимая оценка качества образования,

—           мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

 

      На основании приказа министерства образования Оренбургской области от 26.08.2022 года № 01-21/1187 «О реализации региональной системы мониторинга качества образования в 2022-2023 учебном году, приказа МКУ «Отдел образования муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» от 30.08.2022г. №209 «Об утверждении муниципального плана по реализации региональной системы оценки качества образования в 2022-2023 учебном году» в МОБУ «Электрозаводская СОШ» издан приказ МОБУ «Электрозаводская СОШ» от №  42/1 от  31.08.2022 года «Об утверждении плана по реализации региональной системы оценки качества образования в 2022-2023 учебном году» в целях преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализации региональной системы оценки качества образования, повышение ответственности педагогов за результаты своего труда, а также подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации на основе мониторинговых исследований с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.

        В 2022-2023 учебном году обучающиеся МОБУ «Электрозаводская СОШ» участвовали в мониторинговых контрольных работах, всероссийских проверочных работах (осень-2022), итоговом сочинении, итоговом собеседовании, пробных экзаменах по предмету по выбору ЕГЭ и ОГЭ с соблюдением всей процедуры.

      У каждого учителя-предметника есть формы, выполненные в программах MS Word и MS Excel, с которыми они работают в течение учебного года и куда заносятся результаты проводимых мониторинговых исследований. Результаты мониторинга обрабатываются в целом по классу, предмету, учителю, ученику и школе, причём всё рассматривается в динамике, как в течение года, так и по сравнению с предыдущим годом.

       На педагогическом совете в августе заслушивается полный анализ результативности обучения в 2021-2022 учебном году, результатов ГИА-2022, в котором не только представляются полученные результаты и сравниваются с показателями по району, области, но и также анализируется деятельность каждого педагога, обучающиеся которого принимали участие в сдаче ГИА, даются рекомендации учителям-предметникам, ставятся задачи на новый учебный год с целью повышения качества образования. На методических объединениях учителя-предметники также анализируют полученные результаты, выявляют недостатки, намечают пути их устранения, обсуждают особенности КИМов, корректируют тематические планы, готовят план проведения повторения, проводится практическая отработка заданий ОГЭ и ЕГЭ и т.д.

    В начале сентября разрабатывается и утверждается план подготовки обучающихся школы к государственной итоговой аттестации. Работа администрации по подготовке к ГИА ведётся по различным направлениям: организация информационной работы с педагогами, обучающимися и родителями по подготовке учащихся к ГИА, мониторинг качества предметной подготовки.

    Информационная работа с педагогами включает в себя информирование учителей на  совещаниях о нормативно-правовых документах по ГИА, о ходе подготовки к ГИА в школе, о динамике учебных результатов и др. Информационная работа с учащимися включает в себя различного рода инструктажи, знакомство с нормативными документами, подготовку информационных стендов, на которых  размещаются нормативные документы, образцы и правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА, график контрольных работ, расписание консультаций и др. На родительских собраниях родители знакомятся с процедурой проведения ГИА, особенностях подготовки к сдачи экзаменов, информируются о результатах контрольных срезов и др. Классные руководители оформляют протоколы ученических и родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы, посвященные ГИА.

      Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам. Мониторинг в школе представлен двумя уровнями.

— первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям);

— второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития класса, школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

   Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей. Чем эффективнее работа учителя, тем заметнее продвижение ученика в приобретении знаний. Для отслеживания результатов учителя используют разные виды контроля. Кроме того, каждый учитель-предметник разрабатывает свой стратегический план работы с мотивированными, слабыми обучающимися, включающий как предметную, так и методическую подготовку. В плане подготовке к ГИА планируется работа с обучающимися, которые способны получить высокие баллы на ГИА, а также индивидуальная работа с обучающимися, которые относятся к «группе риска». Индивидуально-групповые консультации способны решить многие проблемы: расширить программу базового обучения, обеспечить углубленную подготовку детям, имеющим более высокий уровень учебной мотивации, а также дают возможность устранить пробелы в знаниях у слабоуспевающих учащихся.

  Педагог разрабатывает такую систему отслеживания результатов, которая является эффективной и позволяет:

— выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;

— определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;

— скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности.

    Мониторинговые исследования, проводимые учителями-предметниками, позволяют дифференцировать учащихся класса по уровням: от недопустимого до оптимального, когда уровень знаний полностью соответствует требованиям программы, отследить ход подготовки каждого старшеклассника к ГИА. По окончании четверти учитель определяет уровень подготовленности каждого ученика, информирует родителей о результатах. Родители обучающихся, относящихся к «группе риска», приглашаются на собеседование, где официально знакомятся с результатами успеваемости, уровнем подготовки к ГИА. Благодаря оперативной связи, своевременно выявляются трудности ученика в учебной деятельности и намечаются пути их устранения.

   Мониторинг качества является системным и комплексным, т.к. включает следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, оценок по контрольным работам, результаты мониторинговых работ, пробных экзаменов. Такую работу проводит заместитель директора по УВР, анализирует их, выносит на обсуждение на административные совещания, результаты и рекомендации доводятся до сведения обучающихся и родителей. Такая работа обеспечивает возможность прогнозирования оценок, а также результатов ГИА.

Результаты контрольных работ, пробных ГИА, проводимых в  форме ЕГЭ и ОГЭ,  оформляются таблицей, анализируется результат выполнения заданий каждым учеником, процент выполнения заданий всеми обучающимися класса, проводится сравнительный анализ с результатами входной и полугодовой контрольными работами. На основе анализа результатов планируется и ведется коррекционная работа в целом классе, а также индивидуальная работа с отдельными учениками в течение всего учебного года. Обозначаются ошибки по результатам выполнения работы, на основе анализа разрабатываются ИОМ. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются в электронной и бумажной форме не только с учащимися группы «риск», также с мотивированными на учёбу обучающимися.  Результаты контрольных работ доводятся до сведения родителей выпускников 9, 11 классов под роспись. С родителями обучающимися группы «риск» ведётся индивидуальная работа по психологической готовности учащихся, качество подготовки домашних заданий, посещение консультаций и др.     

    По результатам ВШК и мониторинговых исследований принимаются различные управленческие решения, рекомендации учителям-предметникам.

Вопросы мониторинговых исследований различного уровня постоянно рассматриваются на родительских собраниях. Постоянно проводится информирование родителей через информационный стенд и школьный сайт, работает телефон «горячей» линии по вопросам ГИА.

Получая информацию о результатах контрольных работ, администрация и классные руководители своевременно доводят ее до сведения родителей, проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы. Родители, в свою очередь, имеют возможность сопоставить имеющийся у ребенка уровень подготовки к ГИА с необходимым для выбранной образовательной траектории, принять решение о необходимости сдачи предмета по выбору при имеющемся уровне готовности и необходимом для поступления результаты ЕГЭ, и должны создать условия в семье, обеспечивающие физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка, обеспечить систематический контроль над результатами его обучения.

Таким образом, результаты мониторинга образовательных результатов обучающихся в школе обеспечиваются следующими факторами:

     системным подходом администрации школы к управлению качеством образования;

     чёткой организацией образовательного процесса;

     созданием условий для усвоения учащимися обязательного минимума содержания образования;

     системным учётом знаний по изучаемым предметам;

     обеспечением преемственности на этапе перехода перехода учащихся к обучению на следующей ступени школы;

     осуществлением мониторинга динамики изменения результатов учебно-воспитательного процесса в разрезе классов, предметов и оперативное принятие управленческих решений по возникающим проблемам, в частности, работа с учащимися группы «риск»;

     систематической работой с педагогами по изучению и творческому пониманию всех новых нормативных, программно-методических документов, влияющих на повышение их профессионального уровня;

     расширением сети внедряемых форм работы методической службы, непосредственно влияющих на совершенствование методической подготовки и профессионального мастерства педагогов.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что коллектив нашей школы всегда заботился о том, чтобы наше образование было конкурентоспособным, поэтому мы изначально поддерживали идею объективной и независимой оценки качества образования.

Результативность сдачи ЕГЭ и ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки, основанный на мониторинге на всех ступенях обучения, результатом которого является обоснованный путь устранения недостатков для повышения качества по предмету.

 

 

 

×
×