«Роль проектной деятельности в профессиональной ориентации обучающихся по естественно-научному направлению»

Автор: Литвиненко Оксана Леонидовна

 «Роль проектной деятельности в профессиональной ориентации обучающихся

по естественно-научному направлению»

 

Как известно, во всем мире идет борьба за охрану окружающей среды. Сложившаяся экологическая обстановка требует грамотного подхода профессионалов эколого-биологического профиля к решению назревших проблем.

 Исследования специалистов показывают, что учащиеся испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях.

Опыт работы нашего учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества «Ирбис» г. о. Самара по профессиональной ориентации учащихся по эколого-биологическим специальностям через организацию проектной и исследовательской деятельности.

Профессия эколого-биологической направленности подразумевает наличие у человека определенных личных качеств и взятие на себя ответственности за то, как будет развиваться все, что нас окружает.  Поэтому становится актуальным вопрос о необходимости подготовки подрастающего поколения к профессиям этого профиля со школьной скамьи.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.

В настоящее время от дополнительного образования требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению.

 

Экологическая профессиональная ориентация – новое направление в профессиональной ориентации молодежи, включающее в себя систему форм, методов и мероприятий, направленных на формирование экологического профессионального самоопределения, целенаправленный профессиональный выбор в сфере «Человек-Экология» и построении экологической профессиональной карьеры (Ильин П.В.).

Однако, представители подрастающего поколения не часто выбирают профессии эколого-биологического профиля. Проблема на наш взгляд связана с недостаточной информированностью подрастающего поколения о специфике и возможностях профессиональной деятельности в эколого-биологической сфере, разнообразии возможностей применения своих способностей на благо общества и удовлетворения своих интересов.

И здесь большая роль отводится учреждениям дополнительного образования детей, так как они имеют ряд преимуществ.

Адаптация интересов детей к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения в деятельность УДОД основ предпрофессиональной подготовки учащихся по экологической направленности и формированию их предпрофессиональных компетенций: образовательной, коммуникативной, социальной и личностной.

 

На основе накопленного педагогами ЦДТ «Ирбис» опыта работы по данному направлению, наиболее эффективной образовательной технологией, способствующей формированию предпрофессиональных компетенций и успешной профессиональной ориентации учащихся в сфере эколого-биологических профессий,  является проектная и исследовательская технологии. На наш взгляд, они наиболее полно позволяют раскрыть возможности ребенка и помочь ему в выборе профессии.

Экологическая проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении по специализированным профильным программам эколого-биологической тематики способствует профессиональной ориентации подрастающего поколения в сфере профессий эколого-биологического профиля. При этом весь образовательный процесс в объединениях организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода, что позволяет сформировать метапредметные и проектные компетенции.

 При этом применяются различные технологии обучения.

Так. ПДО ЦДТ «Ирбис» создано спец. электронное проф. ориентационное пособие для учащихся «Мой выбор – окружающая среда».

В ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара формирование предпрофессиональных компетенций учащихся в области эколого-биологических специальностей осуществляется через:

·        реализацию общеразвивающих образовательных программ дополнительного образования детей «Экологическое краеведение», «Мир вокруг нас», «Зеленая планета», «Спортивная кинология», «Ребенок и собака», «Экскурсионный туризм», «Юный турист», «Туристы — проводники»;

·        организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся;

·        реализацию городских экологических проектов в рамках Стратегии развития г. о. Самара до 2025 года;

·        организацию и проведение для учащихся ежегодных учрежденческих и городских экологических конкурсов, конференций, форумов, выставок.

Для того, чтобы учащиеся были подготовлены к проектной деятельности,  на занятиях по вышеуказанным программам их последовательно обучают планированию этого вида деятельности, а также создаются специальные условия для мотивации  учащихся на данный вид деятельности («ситуация успеха», возможность практического применения своих знаний, социальная значимость выполняемой работы, признание достижений другими учащимися и в социуме, создание портфолио учащихся и т.д.).

При осуществлении проектной и исследовательской работы происходит формирование экологической компетенции учащихся, которая  выступает как интегрированный общекультурный показатель многосторонней воспитательной работы  по эколого-биологическому направлению. И здесь мы выделяем отдельные элементы экологической компетенциитакие  как  решение  проблем,  критическое мышление, учет политического  и экономического окружения, оценка  поступков,  связанных со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, сотрудничество, выполнение проектов, ответственность.

 Организация проектов учащихся экологической и краеведческой направленностей осуществляется через комплекс мероприятий, которые мотивируют обучающихся на разработку проектов, обеспечивают им условия проведения исследований, представляют возможность презентовать результаты проектной деятельности и оценить уровень своей компетенции.

 

В ЦДТ «Ирбис» функционирует система летних профильных объединений экологической направленности:

Профильное объединение «Сокольи горы»,

Профильное объединение «Юные туристы-краеведы»,

 Профильное объединение «Жигулёвская кругосветка»,

Профильное объединение «Школа выживания»,

Профильное объединение «Робинзонада»,

Профильное объединение «Жемчужина Жигулей»,

Профильное объединение «Кинос»,

Профильное объединение «Путешествуем по России»

 

Ежегодно в июле-августе на острове Проран на Волге проходит полевой лагерь «Кинос» по программе «В содружестве с природой».

Цель программы  «В содружестве с природой» развитие личности ребенка посредством изучения объектов живой природы, освоения элементов воспитания и дрессировки собак.

Профессиональная направленность, профессиональная «доминанта», возникает тогда и только тогда, когда знания, умения, навыки, а также ряд личностных качеств и компетенций, способствующих формированию активного интереса к освоению профессиональной области, формируются и развиваются в соответствующей «профессионально насыщенной» образовательной среде.  Поэтому в рамках нашей деятельности по проф. ориентационной работе предусмотрено привлечение к работе с учащимися по профориентации специалистов экологов, биологов, преподавателей ВУЗов и СУЗов естественнонаучных факультетов, кинологов.

 Формирование предпрофессиональных компетенций учащихся позволит им в дальнейшем стать успешными в любом виде деятельности, который они изберут.

Мониторинг профессиональных намерений выпускников школы и выбора профиля показывает устойчивость профессионального выбора учащихся.

Готовность учащихся к осознанному выбору профессии определялась по следующим параметрам:

Ø Уровень сформированности знаний и представлений о будущей профессии.

Ø Уровень сформированности знаний своих особенностей, возможностей и соответствие их требованиям выбранной профессии.

Ø Факторы выбора профессии.

В ходе реализации проекта регулярно проводился мониторинг уровня экологической культуры учащихся по методике Е. В. Асафовой «Воспитание и диагностика развития экологической культуры». Данные мониторинга показывают рост уровня экологической культуры участников проекта, что способствует профессиональной ориентации учащихся на эколого-биологические специальности.

Об эффективности организации реализации проекта свидетельствует рост количества учащихся объединений, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью по экологическому направлению.

Основной показатель эффективности реализации проекта по профессиональной ориентации учащихся по эколого-биологическим направлениям — число выпускников объединений, выбравших для продолжения образования учебу в средних или высших учебных заведениях по специальностям, связанным с экологией или биологией.

Закончили обучение по программам естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности с 2015 по 2017 года 74 выпускника.

В настоящее время мониторинг по 2018 году не закончен по этому показателю,  так как не все результаты поступления в высшие и средние учебные заведения в настоящее время известны.

Показатель успешной реализации проекта — количество выпускников, работающих по экологическим специальностям после окончания ВУЗов и СУЗов. На данный момент нет возможности оценить этот показатель по  всем выпускникам, участвующим в этом проекте, так как они продолжают обучение в учебных заведениях.

 Но анализируя опыт работы в предыдущие годы с выпускниками за прошедшие последние 10 лет  (100% выпускников работают по освоенным специальностям экологической направленности достигли больших успехов в профессиональной деятельности), можно предполагать, что и сегодняшние студенты факультетов экологической направленности будут продолжать работу по выбранным профессиям.

Практическая значимость  проф. ориентационной работы  состоит в формировании предпрофессиональных компетенций обучающихся в области эколого-биологических специальностей и разработке организационного и методического обеспечения процесса профессиональной ориентации учащихся, включающего программу профессионально-экологического тренинга, дидактические средства, психолого-педагогические и методические рекомендации.

Какую бы впоследствии профессию не выбрали бы наши выпускники, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Нам очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными, грамотными людьми, но и неравнодушными, активными, гуманными.

×
×