Автор: Хасанбаева Рано Бугуевна
Роль игры в развитии саморегуляции у дошкольников
Саморегуляция – это основа адаптивности человека. Она включает в себя регуляцию эмоций, когнитивных (познавательных) процессов и поведения. Словари определяют саморегуляцию, как управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляция его наличного состояния с помощью использования психических средств отражения и моделирования реальности. В более узком смысле саморегуляция – это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.
Существенные изменения в системе образования придают проблеме развития процессов саморегуляции у детей дошкольного возраста все большую значимость. Это обусловлено современная школа предъявляет к первокласснику очень высокие требования. Отмечается тенденция к усложнению школьных образовательных программ, что делает актуальной сформированость у ребенка умения управлять своим поведением, сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития саморегуляции. Это активный этап развития саморегуляции и именно в это время ребенок наиболее восприимчив к развивающим действиям. В этом возрасте, как правило ребенок, поступает в дошкольные образовательные учреждения – это форма первой структурированной среды, предъявляющая высокие требования к саморегуляции ребенка. Кроме того, между тремя и шестью годами происходит созревание префронтальной коры, что также связано с развитием регуляторных функций. На зачастую, на практике педагоги и родители сталкиваются с непослушанием и трудностями приучения к порядку, дисциплине и организованности? Дошкольники бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не управляют своим поведением. Тут возникают новые вопросы: что значит, управлять своим поведением, и кто им может управлять, кроме себя самого?
Главное в управлении своим поведением — уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
На что в будущем влияет саморегуляция? Для чего ее стоит развивать? Исследования указывают на то, что в детском саду впервые проявляется связь саморегуляции с будущими академическими достижениями (например, с математическими навыками и чтением) и успешной социальной адаптацией. В краткосрочной перспективе развитие саморегуляции помогает ребенку подготовиться к школе. Дошкольники, которые не могут направлять свое внимание, контролировать свое поведение и справляться с задачами могут столкнуться с трудностями в школьном классе. В долгосрочной перспективе, саморегуляция влияет на способность общую способность управлять собой, своими эмоциями и поведением, работать продуктивно, поддерживать карьерное развитие. Немаловажной является связь регуляторных функций с психологическим благополучием, субъективным качеством жизни и успешностью социальной адаптации в будущем.
Известно, что в дошкольном детстве игровая деятельность преобладает над иными формами активности. Игровая деятельность имеет большое значение для формирования психических процессов в дошкольном возрасте, в том числе произвольного поведения.
В связи с этим, разные типы игры полезны в развитии саморегуляции в целом, так и отдельных ее сторон.
Например, регуляторные функции развиваются с помощью цифровых игр-тренажеров через отработку навыка. Аналогом подобных игр являются различные игры с правилами. Они проводятся в маленьких или больших группах и также направлены на развитие какого-либо компонента регуляторных функций, однако в отличие от большинства цифровых. Игры с правилами варьируются по степени сложности инструкции или правил, которым должны. Подвижные игры задействуют разные типы торможения: простая остановка моторного поведения (например, остановиться на сигнал), контроль моторной интерференции (не делать запретное движение, а делать что- то взамен) или контроль вербальной интерференции (не говорить запретное слово, а говорить разрешенное слово). Игры с правилами требуют от ребенка регуляции поведения в соответствии с правилом или внешним стимулом. Например, от ребенка требуется идти, а не бежать, двигаться в соответствии с темпом или степенью громкости музыки. Таким образом, игры с правилами, по сравнению с цифровыми могут использовать самые разнообразные компоненты саморегуляции в разнообразных сочетаниях и формах. Кроме того, игры с правилами в большей степени обладают мотивационными характеристиками игры: в таких играх обычно есть победители и проигравшие, дети играют в них весело и азартно, а главное – взаимодействуют со сверстниками.
Исследования показывают важность сюжетно-ролевой игры: принятие роли (исполнение роли персонажа), игровое замещение (использование одних предметов «как будто» они что-то другое) и взаимодействие со сверстниками, неразрывно связаны с развитием регуляторных функций у дошкольников.
Хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством развития детей дошкольного возраста. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок.
Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно. В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные разговоры еще недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения.
Простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил.
Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.
Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.
И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Таким образом, развитие регуляторных способностей формируются в разных видах игр. Игру считают школой произвольного поведения.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №100. С. 29-37.
2. Запорожец А.В., Избранные психологические труды: В 2-х т. Том 2. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. — Москва: Смысл, 2007. — 311 с.
4. Мищенко О.П., Серебрякова Е.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей четвертого года жизни к дошкольному учреждению // Детский сад: теория и практика. 2013. №7 (31). С. 18-27.
5. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.
6. Савинова А.В. Отечественные педагоги об использовании игровых технологий в воспитательной работе // Проблемы и возможности современной науки.
7. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками // Детский сад: теория и практика. – 2014. — №5. – с. 74 – 85.