Автор: Калимуллина Альфинур Ринатовна
Тема: Жестокое обращение с детьми в семьях.
Цель: Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.
Задачи собрания:
— Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.
— Формировать у родителей адекватность понимания проблемы
существования насилия.
— Обсудить возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
Анкетирование детей.
1.Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь:
А) Откроешь дверь.
Б) Попросишь назваться человека стоящего за дверью.
В) Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.
Г) Позвонишь по телефону соседям или родителям.
2) Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь:
А) Откроешь дверь.
Б) Сделаешь вид, что дома никого нет.
В) Позвонишь родителям или знакомым людям.
Г) Начнешь кричать и шуметь.
3) Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь:
А) Будешь ждать того, кто в нее войдет.
Б) Спросишь, кто там.
В) Сообщишь родителям.
4) Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь:
А) Вступишь с ним в разговор.
Б) Молча, отойдешь в сторону.
В) Подойдешь туда, где есть люди.
Г) Начнешь шуметь, что бы обратить внимание посторонних людей.
5) Если во дворе к тебе подойдут незнакомые тебе ранее тебе ребята и предложат пойти к тебе домой поиграть, как ты поступишь:
А) Охотно пригласишь их к себе домой.
Б) Откажешь им.
В) Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.
Г) Пообещаешь их пригласить к себе в следующий раз, когда будут дома взрослые.
6) Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь:
А) Не пойдешь в подъезд .
Б) Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.
В) Позвонишь родителям по мобильному телефону.
Г) Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.
7) Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь:
А) Немедленно выйдешь из подъезда.
Б) Пойдешь спокойно по лестнице домой.
В) Позвонишь в любую квартиру.
Г) Начнешь звать на помощь.
Ход собрания:
Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов
Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Жестокое обращение с детьми в семье».
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому, имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.
5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то, или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делает ребенок, с кем дружит, встречается, разговаривает; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший. Унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка:
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
— Они преподают ребенку урок насилия.
— Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.
— Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
— В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
— Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
— Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.
— Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
— что он не заслуживает уважения;
— что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
— что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
— что насилие — это проявление любви;
— что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
— что от взрослых нет защиты.
Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.
Уважаемые родители, предлагаю вам для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступит с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.
Ситуация 1.
Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дают на завтраки.
Ситуация 2.
Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидящий за рулем, предложил подвести до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией…
Ситуация 3.
Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнь, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.
В конце собрания родителям выдается памятка по обсуждаемой проблеме.
Памятка.
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…
- Выучите с ребенком ваши рабочие и сотовые номера телефонов.
- Учите его рассказывать вам вечером не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
- Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
- Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Наблюдайте за своим ребенком! Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!