Автор: Стародубцева Татьяна Григорьевна
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В Солдатова»
Преподаватель Т.Г. Стародубцева
Основы безопасности жизнедеятельности, одна из дисциплин, освоение которой предусмотрено ФГОС, в процессе получения среднего профессионального образования. Независимо от профиля образовательного учреждение. Это неудивительно, ведь навыки приобретаемые студентами, в том числе и оказания первой помощи, не только помогут спасти жизнь человеку, но и обеспечить его дальнейшее успешное лечение, достойное существование. Поэтому крайне важно дать обучающимся не только теоретические знания, но и сформировать навыки применения этих знаний на практике.
С учетом этих факторов современному преподавателю ОБЖ следует выстраивать образовательный процесс, ориентируясь именно на практико – ориентированный подход, который предполагает формирование знаний и компетенций студентов не столько через теоретическое, сколько через практическое обучение, создание на уроках и внеурочной деятельности ситуаций, приближенных к жизненным и самостоятельно осуществлять поиск путей решения.
Преподавателю крайне важно, владеть всеми современными технологиями, формами и методами обучения. Наиболее продуктивных из них, будет являться симуляционный тренинг (позволяющий отрабатывать манипуляции и действия на тренажерах, в условиях образовательных учреждений). Что является возможным при наличии в образовательных учреждениях хорошей материально – технической базы, оснащенной различными тренажерами и симуляторами. Что не всегда осуществимо на практике. Решение данной проблемы может стать организация сетевого взаимодействия с городскими структурами и ведомствами в сфере обеспечения безопасности населения, возможность пройти практическую часть на базе учебных центров этих организаций, частично позволит решить проблему недостаточной материально – технической базы.
Еще одной проблемой является низкая мотивация обучающихся, особенно в непрофильных образовательных учреждениях. Повысить которую возможно, через использование активных форм обучения и привлечения студентов к участию во внеаудиторной работе, в том числе и совместно с другими ведомствами (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).
Внеаудиторная самостоятельная работа это особая форма организации учебного процесса, которая представляет собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студента, ориентированную на достижение конкретного результата, выполняемую вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Поэтому следует обратить внимание студентов на ее непосредственное влияние на формирование таких параметров как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д. с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и переживаемый успех способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.
Одной из таких форм, в ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова» является традиционная медико – спортивная игра «Без права на ошибку». В игре принимают участие команды всех групп обучающихся в колледже. Ребята проходят различные этапы: туристическую тропу, решают ситуационные задачи, оказывают первую помощь в различных ситуациях. При подготовке к игре студенты, часто заглядывают в кабинет ОБЖ, консультируются, проигрывают предполагаемые ситуации. Повысить мотивацию обучающихся возможно, через проектную деятельность, участие в круглых столах и конференциях, вовлечение студентов в командную деятельность, участие в сборах.
Правильная организация самостоятельной работы студентов на занятиях позволяет, повысит мотивацию студентов, путем заинтересованности их в самостоятельном поиске результата, демонстрации его своим одногруппникам, а организация самостоятельной работы в форме интерактивного обучения, делает его не только интересным, но и актуальным в условиях современного образовательного пространства.
Немало важную роль в процессе бучения играет позиция самого преподавателя, его активность и осознание роли дисциплины в образовательном процессе, осознание того, что важно не только научить студента устранять последствия сложившейся ситуации, но в первую очередь предотвращать опасность.