8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Экспериментальное изучение особенностей атрибутивного словаря обучающихся с задержкой психического развития

Автор: Шкляр Оксана Дмитриевна

Шкляр О.Д.

Учитель-логопед  Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, при котором у ребенка отмечаются отклонения в психическом развитии, которые проявляются в недостаточной способности усваивать знания и умения. Задержка психического развития является нарушением в развитии интеллектуальных способностей и нервной системы, которое имеет различные степени тяжести.

Пол мнению С.В. Карташовой, обучение детей с данным нарушением является сложным процессом, особенно когда речевая дефицитная сторона преобладает. В таких ситуациях часто возникают трудности с пониманием слов и образованием предложений, что может привести к низкому уровню образовательных
достижений [6].

Н.С. Мусаева отмечает, что словарный запас является одним из ключевых аспектов языкового развития у детей. Он играет важную роль при формировании коммуникативных навыков и приобретении языковой компетенции. Однако, у детей с задержкой психического развития, развитие словесного аппарата может отличаться от развития у детей с нормальным развитием [7].

В данной статье мы рассмотрим особенности атрибутивного словаря обучающихся с задержкой психического развития, а также методы его изучения.

Е.Ю. Деревянко атрибутивный словарь считает наиболее важным для употребления слов в речи. Он включает значения слов, характеризующие их свойства и качества. Автор отмечает, что дети с задержкой психического развития имеют трудности в формировании атрибутивного словаря, в отличие от детей с нормальным развитием [3].

В последние годы стало необходимым изучение особенностей формирования словарного запаса у детей с задержкой психического развития. На сегодняшний день экспериментальное изучение атрибутивного словаря этих детей является одной из актуальных тем исследований в этой области.

Так, Е.И. Гурова и Н.Г. Маркова для изучения особенностей восприятия и владения лексиконом у детей с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 8 лет использовались методики, позволяющие оценить уровень сформированности атрибутивного словаря у детей. Первым из методов экспериментального изучения атрибутивного словаря является метод непосредственной оценки. Для этого проводятся специальные тесты, в которых обучающимся предъявляются слова для определения их характеристик. Например, можно показывать фотографии предметов и спрашивать, какие характеристики они имеют. Оценка результатов таких тестов позволяет определить, какие слова чаще всего используются и насколько точно обучающийся определяет характеристики предметов. Еще одним методом является метод анализа текстов. Обучающимся предлагается текст для прочтения, в котором содержится некоторое количество слов, связанных с описанием свойств предметов. Задача состоит в том, чтобы определить, насколько точно обучающийся понимает значения этих слов в контексте [2].

Е.Ю. Вахрина разработала и апробировала специальную методику, направленную изучение синтаксических и семантических особенностей хранения и использования слов атрибутивного словаря обучающимися с задержкой психического развития [1].

Результаты изучения атрибутивного словаря младших школьников с ЗПР, представленные в научно-методической литературе, свидетельствуют о том, что у этой категории обучающихся имеются сложности в использовании слов, обозначающих свойства, качества предметов. Как правило, у них наблюдается несоответствие между значением слова и его отношением к определенному предмету. Кроме того, они часто используют слова, обозначающие признак предмета, вне контекста.

Однако, как отмечает Л.П. Сергеева, несмотря на сложности в использовании атрибутивного словаря, обучающиеся с задержкой психического развития могут успешно изучать новые слова в случае предъявления им наиболее корректных и точных определений их значений [8].

Работа по развитию и активизации словаря должна проводиться параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности [4].

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе Областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени» г. Биробиджана, в котором участвовали 15 обучающихся
1 -2 классов. Все участники были условно объединены в группы по 5 человек, с учетом степени тяжести ЗПР.

Для изучения атрибутивного словаря младших школьников с ЗПР мы взяли за основу диагностические методики Е.Ю. Вахриной [1], Т.И. Исаевой [5], Н.С. Мусаевой [7]. Методики были модифицированы с учетом предмета нашего исследования.

Во время эксперимента испытуемым была предложена серия несложных слов-определений, в многих из которых использовались атрибуты. Затем учащиеся должны были дать определение каждого слова и объяснение значения атрибута. В дополнение к этому, каждый учащийся прошел тест на понимание атрибутивных отношений.

В ходе исследования выявлены особенности атрибутивного словаря у детей с задержкой психического развития.

Так, уровень сформированности словарного запаса у этих детей в среднем на 30% ниже, чем у детей с нормальным развитием.

Младшие школьники с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании слов с абстрактными значениями.

Многие из обучающихся проявляют дефицит в формировании связей между словами, что затрудняет понимание и использование слов в речи.

Результаты экспериментального исследования показали, что учащиеся с тяжелой степенью ЗПР испытывали значительные трудности в понимании атрибутивных отношений и в объяснении значений атрибутов. В то же время, учащиеся с более легкой степенью ЗПР демонстрировали более высокий уровень понимания и активного использования в экспрессивной речи слов, обозначающих признаки предметов.

Важно отметить, что проведение данного эксперимента не только позволило выявить особенности атрибутивного словаря у детей с задержкой психического развития, но и подчеркнуло важность ранней диагностики и комплексного подхода к обучению таких детей. Методики, апробированные нами в ходе эксперимента, могут быть использованы педагогами для оптимизации процесса формирования словарного запаса у детей с задержкой психического развития.

Кроме того, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что обучение атрибутивному словарю имеет большое значение для обучающихся с ЗПР. Разработка метода обучения, который был бы уместен для всех учащихся с ЗПР, является необходимой задачей, которую надо решать в условиях специального и инклюзивного образования.

Таким образом, экспериментальное исследование атрибутивного словаря обучающихся с ЗПР показало, что эта категория учащихся испытывает значительные трудности в понимании и использовании слов в контексте атрибуции. Экспериментальное изучение особенностей атрибутивного словаря обучающихся с задержкой психического развития позволяет выявить особенности хранения и использования слов и определить пути коррекции и развития лексической стороны речи. Понимание трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся с ЗПР, и внедрение соответствующих методов обучения, может улучшить их знания о свойствах и качественных характеристиках предметов и явлений окружающей действительности, и, следовательно, обеспечить более высокий уровень образования. Ознакомление со специальными методами изучения атрибутивного словаря позволяет оптимизировать процесс обучения и повысить эффективность педагогических мероприятий в данной области.

 

Литература:

1.               Вахрина Е.Ю. Изучение атрибутивного словаря учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии //Логопед. 2006. № 2. С. 104-110.

2.               Гурова Е.И., Маркова Н.Г. Особенности восприятия и владения лексиконом у детей с задержкой психического развития //Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 36-42.

3.               Деревянко Е.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в обучении детей с отклонениями в развитии речи // Вестник Центра образования АНО ДПО «Профессионал». 2018. № 1. С. 81-85.

4.               Емельянова И.А. Развитие лексической стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта // Международный научно-образовательный форум «Хэйлунцзян-Приамурье»: сборник материалов Международной научной конференции, Россия, Биробиджан, 3 октября 2019 г. / Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. С. 412-416.

5.               Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. 2006. №4. С. 17–30.

6.               Карташова С.В. Методика развития ассоциативно-образного словаря у детей с задержкой психического развития. // Доклады НИУ ВШЭ. Серия Лингвистика и литературоведение. 2015. №4. С. 133-141.

7.               Мусаева Н.С. Изучение словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта // Молодой ученый. 2015. №15. С.596-598.

8.               Сергеева Л.П. Особенности формирования ассоциативно-образного словаря у детей с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 1, С. 140-143.

 

×
×