8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Урок » Лексическое значение глагола»

Автор: Чернова Л.В.

Урок русского языка в 5  классе по теме « Лексическое значение глагола»

 

Цели и задачи урока:

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность школьников.
  • развивать умение давать самооценку своей деятельности.
  • развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.
  • развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать.
  • развивать умение работать в группе.

Обучающие:

  • помочь учащимся обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол».

Воспитательные:

  • развивать личностные качества учащихся.
  • воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение.
  • воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.

Тип урока: Тип урока по основной дидактической цели — вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»); тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий;

Дидактическое обеспечение:

  1. Ноутбук
  2. Проектор.
  3. Презентация к уроку в программе SMART.
  4. План-карты для каждого ученика (по группам).
  5. Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
  6. Словари: Ожегов С.И  «Толковый словарь», Орфографический словарь

 

Ход урока 

I. Организационный момент.

Настрой на работу.

Сегодня 28 февраля, последний день такой снежной и холодной зимы. Завтра мы будем встречать весну! Поэтому мне хотелось бы начать наш урок со стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

 

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

 

Ребята, а вам нравится весна?

Чем она вас привлекает?

Что происходит весной?

 

 — Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.

— А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

— Какая часть речи преобладает в стихотворении?                                                                — Можно ли сказать о том, что глагол- самая весенняя часть речи? Докажите это утверждение.

— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

— А  всё ли вы знаете о глаголе?

— В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

Мы начинаем изучать ещё одну самостоятельную часть речи, поэтому урок начинаем с эпиграфа: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» (А.Н.Толстой).

2. Целеполагание

У каждого из вас на парте лежит лист  – «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели).

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

     

Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.

     

 

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

 

 

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

 

 

Узнать, каким членом предложения помимо сказуемого может быть глагол.

 

 

Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

 

 

Обсудить с соседом по парте, как прошла перемена.

 

 

Узнать, какая морфема указывает на прошедшее время глагола.

 

 

Пополнить свой словарный запас.

 

 

Отдохнуть на уроке.

 

3. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения                                 

Раздаточный материал. Работа в парах. Маркировка.

Знаки для маркировки текста:

«!» — я это знал               «+» — новое для меня                      «?» — вопрос             

                                                                                                                                                                                                  

Глагол – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребительными являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, взять, сделать, значить, понимать. Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов.                                                                                                                                                        

В старославянском языке ГЛАГОЛЪ – «слово», ГЛАГОЛАТИ  — «говорить». С XI века это слово существует в древнерусском языке. Как грамматический термин употребляется с XVII века, в словарях – с 1704 года.

В разговорном языке мы это грамматическое понятие – «глагол» (как и существительное) – не употребляем. Мы не говорим: «Что ты мне глаголешь?» Но в произведениях наших великих поэтов и писателей встречается само слово глагол.

Например, у А.С. Пушкина:

 

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Здесь слово «глаголом» означает словом.

Судьба слова глаголь (то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы                « Г». Так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…», то есть А, Б, В, Г, Д.

«Азбука» называлась раньше «Абевега».

 

—  Что нового вы узнали из данного текста?

-Что уже знали?

— Какая информация была для вас особенно интересной?

    — Что вы помните о глаголе из курса начальных классов?      

         

        -Какие морфологические признаки глагола вы знаете?

 

        -Какова роль глагола в предложении?

 

4.  Актуализация первичных знаний.

Работа с интерактивной доской.(Слайд №3,4,5)

Спать, лежать, молчать, стоять- это разве глаголы?

5. Групповая работа.

 Ознакомление с маршрутными листами .    Распределиться по 4 группы, выбрать капитана.

   Маршрут 1— «Ласковое слово самому ничего не стоит,  а другому много дает»

 (глаголы     речи)   

                                                                                                

Маршрут 2- «Тише едешь – дальше будешь»

(глаголы движения)

 

Маршрут 3-« В радости знай меру, в беде веры не теряй»

 (глаголы чувства)

 

Маршрут 4- «Как аукнется, так и откликнется»

(глаголы звучания)

 

6.Устные ответы капитанов.    

 

                                                                              

 

Группа №1. «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт».

 

                                        Глаголы  речи

 

1.Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева « Муму». Найдите и выпишите из текста глаголы речи. Сколько их в этом небольшом отрывке? Почему использованы именно эти глаголы-синонимы?

 

С сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кусточком лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидела её.

   — Боже мой!- воскликнула она вдруг,- что это за собака?

Приживалка, к которой обращалась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством,  которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он ещё не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.

   — Н…н…не знаю-с, — пробормотала она, — кажется, немного…

   — Боже мой! – прервала её барыня, — да она премиленькая собачка! Велите её привести. Давно она у него? Как же я это не видала её до сих пор?.. Велите её привести.

    Приживалка тотчас порхнула в переднюю.

  — Человек, человек!- закричала она, — приведите поскорей Муму! Она в палисаднике.

  — А, её Муму зовут, — промолвила барыня, — очень хорошее имя.

  -Ах, очень-с! – согласилась приживалка. – Скорей, Степан.

 

 

2.Подберите синонимы к слову  говорить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №2  «Тише едешь – дальше будешь».

 

Глаголы движения

 

1.Прочитайте отрывки, найдите в них глаголы движения и выпишите их.

 

а) К концу лета мне всё реже и реже приходилось играть с Капочкой. Дед почти совсем перестал понимать её. Она всё-таки приезжала…и начинала молча ходить по комнатам или по главной аллее…Я бродил за ней как тень, притаивался в уголке или на скамейке, но она меня не замечала.

                                                                                               (В. Брюсов)

 

б) Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегая на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудиках вместе с нашей собакой Динго.

                                                                                            (В.Брюсов)

 

                                                                                                                                                                              

 

    2.Выпишите глаголы со значением начала действия. Определите, какая морфема                  придаёт им такое значение.

 

   Всё зашевелилось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зардели крупные капли росы.

                                                                                                 ( И.Тургенев.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Маршрут №3. «В радости знай меру, в беде веры не теряй».

 

                                  Глаголы чувства

                                  

  1.Прочитайте фрагменты художественных произведений. Установите, в каком значении употреблён глагол плакать в каждом примере. Объясните переносное значение этого глагола.

 

1.     Плачет небо слезами тоски, звон дождя по садам пролетает (С.Городецкий).

2.     Ах, не с того ли за селом так плачет жалостно гармошка? (С.Есенин).

3.     Плачет у окошка пасмурная буря (С.Есенин).

4.    Плачет метель, как цыганская скрипка (С.Есенин).

4.     Паровозы плачут на рассвете (В.Луговской).

       6.   За окнами бездонно чернел дождливый мрак. Окна плакали, и сползающие по          стеклу капли искрились (Ф.Гладков).

 

2.Составьте словосочетания с глаголами огорчаться, удивляться, ужасаться, восхищаться, поражаться, дивиться, изумляться, радоваться, используя имена существительные мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Маршрут №4. «Как аукнется, так и откликнется».

 

                                      Глаголы звучания

 

      1.Прочитайте, как звучит «лесной оркестр». Найдите и выпишите глаголы, которые передают звуки леса, вместе с синонимичными  существительными (например, поют-пение).

                                                   Лесной оркестр

 

   В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.

   Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

 

    2.Найдите и выпишите  глаголы звучания, подберите к ним звукоподражательные слова, которыми иногда заменяют в тексте эти глаголы.

 

  Ветер в наш лес эту песню донёс.

  Песню пролаял охотничий пёс.

 Волк эту песню провыл на опушке.

 Дружно проквакали песню лягушки.

 Бык эту песню как мог промычал.

 Рысь промурлыкала.

 Сом промолчал.

 Филин прогукал.

 Уж прошипел.

 А соловей эту песню пропел.

 

 

×
×