Автор: Завилевская Лариса Геннадьевна
Урок английского языка в условиях ФГОС ООО
Завилевская Лариса Геннадьевна,
учитель английского языка
МБОУ ШКОЛА № 60
В основе разработки уроков английского языка лежит деятельностный подход в обучении как системообразующий фактор образовательного процесса в условиях ФГОС ООО.
Содержание моих уроков продиктовано, в первую очередь, программными требованиями по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения и УМК «Английский в фокусе», а также ориентировано на интересы обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Структура и организация уроков должна быть направлена на усиление деятельностного характера обучения в целом, развитие интеллектуальных умений, творческих способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, реализовать свой творческий потенциал.
В условиях требования ФГОС перед нами — учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача моя, как учителя, при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Деятельностный подход на уроках осуществляю через:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
2. Использование активных методик.
3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность — обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Обучающиеся:
— работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
— критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
— анализируют современные общественные явления и события;
— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагога является системность. Поэтому, на этапе включения нового знания и повторения использую такие формы работы, как индивидуальная работа для повторения материала, организую индивидуальную ликвидацию пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы использую на данных этапах такие приемы обучения как самооценка и взаимооценка,
Планируя современный урок английского языка, построенный на принципах деятельностного подхода, заявленного в ФГОС, учитываю направленность на следующие результаты:
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться».
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Литература
1. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт [Элек- тронный ресурс].- URL: http: // standart.edu.ru/catalog/aspx. CatalogId=2588
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
3. 2. Илюшин, Л.С. Ситуационные задачи / Л.С. Илюшин — URL: http://sites.google.com/site/konstruktoruroka/nasi-servisy
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
6. Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка. Рекомендации. Разработки уроков / В.П. Сафонова. – М.: Учитель, 2011. – 111 с.