Автор: Полубабина Татьяна Николаевна
Тема: Педагогическая практика по созданию интерактивного мини-музея «Народные промыслы Орловского края».
Актуальность:
В настоящее время утрачивается такая нравственная ценность, как патриотизм. Дети, родители, да и воспитатели страдают дефицитом знаний об обычаях русского народа, о особенностях русских традиций и мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.
Народное искусство Орловского края является частью общерусской национальной культуры. И формирование представления о своей Родине, ее культуре, нужно начинать с представлений о малой Родине, там, где мы родились и находимся сейчас. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Современная действительность затрудняет решение задач по приобщению детей историческому прошлому Орловского края: родители не всегда проникнуты чувством и пониманием величия национальной культуры, малая сохранность предметов старины в семьях воспитанников, сложная современная эпидемиологическая обстановка. Разнообразные фольклорные праздники, выставки, краеведческие экспозиции могли бы заполнить образовавшийся вакуум, но в большей части не рассчитаны на восприятие материала детьми. В учреждениях культуры, чаще всего, можно только смотреть на предметы и экспозиции и слушать.
Актуальность работы духовно-нравственному образованию детей я вижу в формировании интереса детей к истории малой родины через создание музейно – образовательного пространства, посвященного народным промыслам и культуре Орловского края.
Цель создания интерактивного мини-музея:
Развитие духовности и воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с народными промыслами и культурой Орловского края.
Задачи:
-создание в группе музейно-образовательного пространства призванного обратить внимание к теме «Народные промыслы Орловского края»;
-обогащать знания детей о народных промыслах Орловского края;
-развивать познавательный интерес, творческие способности;
-воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине;
-объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации при совместном создании мини музея.
Предполагаемой результат:
-Приобретение знаний о народных промыслах Орловского края, их особенностях;
-Развиваются познавательный интерес, коммуникативные и творческие способности;
-Воспитываются духовно – нравственные качества личности и чувство причастности к национальной культуре;
-Обогащение речи детей новыми словами;
-Насыщение РППС новыми ресурсами.
Принципы создания образовательного музейного пространства:
-Принцип интеграции – учитывает содержание образовательной программы ДОУ;
-Принцип деятельности и интерактивности – дает детям возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;
-Принцип природосообразности – создано с учетом психофизиологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
-Принцип научности – экспонаты достоверно отражают тематику;
-Принцип гуманизации и партнерства – предлагает условия для всестороннего развития ребенка;
-Принцип культуросообразности – ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям;
-Принцип динамичности и вариативности – экспозиции постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей;
-Принцип регионального компонента – предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием Орловского края, что способствует развитию чувства патриотизма.
Наполнение мини-музея «Народные промыслы Орловского края».
Основными экспонатами нашего мини-музея стали образцы народных промыслов, издавна прославляющих Орловский край:
-Скатерть с вышивкой «Орловский спис»;
-Чернышенская глиняная игрушка;
-Плешковская глиняная игрушка;
-Ливенская гармошка;
-Деревянная резьба;
-Мценское кружево;
-Ковроткачество;
-Тряпичная кукла в народном костюме Орловской губернии;
-Тряпичная кукла- персонаж сказки Орловской губернии.
Направления использования музейного образовательного пространства:
-При проведении организованной образовательной деятельности;
-В свободной совместной деятельности педагога и детей;
-В самостоятельной деятельности детей.
Проведение организованной образовательной деятельности с использованием мини-музея предусматривает следующие формы работы:
-Экскурсия. При работе с экспонатами в нашем мини-музее происходит показ (зрительной восприятие), рассказ(слуховое восприятие), ощупывание (тактильное восприятие).
-Использование экспонатов, как сюрпризные моменты, как введение в проблемную ситуацию.
Тематическое планирование:
-Знакомство с игрушками народных умельцев Орловского края.
-Лепка птички-свистульки (Плешковская игрушка).
-Создание узора на бумаге.
-Расскрашивание птички.
-Знакомство с украшением предмета быта – полотенца- вышивкой «Орловский спис» и «Крест».
-Апликация «Украшение платочка»
-Знакомство с домовым ткачеством на примере половичка.
-Конструирование –изготовление плетеного коврика с готовой основой.
-Рассматривание куклы в национальном костюме Орловского края.
-Рисование – украшение рубахи знакомыми элементами
Для свободной совместной деятельности педагога и детей музейно-образовательное пространство предполагает такие виды деятельности как:
-Игровая деятельность дидактические, творческие, словесные, подвижные игры);
-Театрализованная деятельность;
-Экспериментальная и исследовательская деятельность;
-Прослушивание аудиозаписей;
-Проведение познавательных бесед;
-Чтение художественной литературы;
-Просмотр иллюстраций, картин, альбомов.
Доступность экспонатов и создание условий для продуктивной деятельности в нашем мини-музее открывает возможности для самостоятельной деятельности детей:
-Осмотр экспонатов с разных точек и расстояния;
-Рассматривание альбомов с образцами;
-Творческая деятельность:
-Лепка;
-Рисование (трафареты одежды, посуды, узоров вышивки и резьбы по дереву);
-Конструирование (бусины разных размеров для нанизывания, заготовка для плетения ковриков);
-Знакомство с натуральными материалами (и тесьмы в русском народном стиле).
К созданию мини-музея были привлечены родители группы:
Проведено анкетирование родителей.
Цель: «Выявить степень заинтересованности темой «Историческое прошлое нашего края»
-Оформлена консультация для родителей: «Народные промыслы Орловского края».
Цель: «Повышение уровня знаний родителей по теме «Народные промыслы Орловского края».
-Создание экспозиции из собранных экспонатов.
Заключение.
На первом этапе работы, в ходе бесед было выявлено, что дети не имеют представления о народных промыслах Орловского края.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к этой теме.
Было замечено, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта. Беря в руки и рассматривая экспонаты нашего мини -музея дети чувствуют свою сопричастность к прошлому, к культуре русского человека.
Родители так же отмечают повышенный интерес детей к теме народных промыслов Орловского края. Дети при прогулках отмечают украшения домов деревянной резьбой, воспроизводят лепку и рисование дома. Расширяется словарный запас детей. Дети могут не только назвать лапоть, самовар, чугунок, но и знают назначение этих предметов.
Закончить хотелось бы строками стихотворения:
«Хорошо, что в детских сада есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера. «