8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Педагогическая практика по созданию интерактивного мини-музея «Народные промыслы Орловского края»

Автор: Полубабина Татьяна Николаевна

Тема: Педагогическая практика по созданию интерактивного мини-музея «Народные промыслы  Орловского края».

Актуальность:

В настоящее время утрачивается такая нравственная ценность, как патриотизм. Дети, родители, да и воспитатели страдают дефицитом знаний об обычаях русского народа, о особенностях русских традиций  и мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.

Народное искусство Орловского края является частью общерусской национальной культуры. И формирование представления о своей Родине, ее культуре, нужно начинать с представлений о малой Родине, там, где мы родились и находимся сейчас. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Современная действительность затрудняет решение задач по приобщению детей историческому прошлому Орловского края: родители не всегда проникнуты чувством и пониманием  величия национальной культуры, малая сохранность предметов старины в семьях воспитанников, сложная современная эпидемиологическая обстановка. Разнообразные фольклорные праздники, выставки, краеведческие экспозиции могли бы заполнить образовавшийся вакуум, но в большей части не  рассчитаны на восприятие материала детьми. В учреждениях культуры, чаще всего, можно только смотреть на предметы и экспозиции и слушать.

Актуальность работы духовно-нравственному образованию детей я вижу в формировании интереса детей к истории малой родины через создание музейно – образовательного пространства, посвященного народным промыслам и культуре Орловского края.

Цель создания интерактивного мини-музея:

Развитие духовности и воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с народными промыслами и культурой Орловского края.

Задачи:

-создание в группе музейно-образовательного пространства призванного обратить внимание к теме «Народные промыслы Орловского края»;

-обогащать знания детей о народных промыслах Орловского края;

-развивать познавательный интерес, творческие способности;

-воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине;

-объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации при совместном создании мини музея.

Предполагаемой результат:

-Приобретение знаний о народных промыслах Орловского края, их особенностях;

-Развиваются  познавательный интерес, коммуникативные и творческие способности;

-Воспитываются духовно – нравственные качества личности и чувство причастности к национальной культуре;

-Обогащение речи детей новыми словами;

-Насыщение РППС новыми ресурсами.

Принципы создания образовательного музейного пространства:

-Принцип интеграции – учитывает содержание образовательной программы ДОУ;

-Принцип деятельности и интерактивности – дает детям возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

-Принцип природосообразности – создано с учетом психофизиологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

-Принцип научности – экспонаты достоверно отражают тематику;

-Принцип гуманизации и партнерства – предлагает условия для всестороннего развития ребенка;

-Принцип культуросообразности – ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям;

-Принцип динамичности и вариативности – экспозиции постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей;

-Принцип регионального компонента – предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием Орловского края, что способствует развитию чувства патриотизма.

Наполнение мини-музея «Народные промыслы Орловского края».

Основными экспонатами нашего мини-музея стали образцы народных промыслов, издавна прославляющих Орловский край:

-Скатерть с вышивкой «Орловский спис»;

-Чернышенская глиняная игрушка;

-Плешковская глиняная игрушка;

-Ливенская гармошка;

-Деревянная резьба;

-Мценское кружево;

-Ковроткачество;

-Тряпичная кукла в народном костюме Орловской губернии;

-Тряпичная кукла- персонаж сказки Орловской губернии.

Направления использования музейного образовательного пространства:

-При проведении организованной образовательной деятельности;

-В свободной совместной деятельности педагога и детей;

-В самостоятельной деятельности детей.

Проведение организованной образовательной деятельности с использованием мини-музея предусматривает следующие формы работы:

-Экскурсия. При работе с экспонатами в нашем мини-музее происходит показ (зрительной восприятие), рассказ(слуховое восприятие), ощупывание (тактильное восприятие).

-Использование экспонатов, как сюрпризные моменты, как введение в проблемную ситуацию.

Тематическое планирование:

-Знакомство с игрушками народных умельцев Орловского края.

-Лепка птички-свистульки (Плешковская игрушка).

-Создание узора на бумаге.

-Расскрашивание птички.

-Знакомство с украшением предмета быта – полотенца- вышивкой «Орловский спис» и «Крест».

-Апликация «Украшение платочка»

-Знакомство с  домовым ткачеством на примере половичка.

-Конструирование –изготовление плетеного коврика с готовой основой.

-Рассматривание куклы в национальном костюме Орловского края.

-Рисование – украшение рубахи знакомыми элементами

Для свободной совместной деятельности педагога  и детей музейно-образовательное пространство предполагает такие виды деятельности как:

-Игровая деятельность дидактические, творческие, словесные, подвижные игры);

-Театрализованная деятельность;

-Экспериментальная и исследовательская деятельность;

-Прослушивание аудиозаписей;

-Проведение познавательных бесед;

-Чтение художественной литературы;

-Просмотр иллюстраций, картин, альбомов.

Доступность экспонатов и создание условий для продуктивной деятельности в нашем мини-музее открывает возможности для самостоятельной деятельности детей:

-Осмотр экспонатов с разных точек и расстояния;

-Рассматривание альбомов с образцами;

-Творческая деятельность:

-Лепка;

-Рисование (трафареты одежды, посуды, узоров вышивки и резьбы по дереву);

-Конструирование (бусины разных размеров для нанизывания, заготовка для плетения ковриков);

-Знакомство с натуральными материалами (и тесьмы в русском народном стиле).

К созданию мини-музея были привлечены родители группы:

Проведено анкетирование родителей.

Цель: «Выявить степень заинтересованности темой «Историческое прошлое нашего края»

-Оформлена консультация для родителей: «Народные промыслы Орловского края».

Цель: «Повышение уровня знаний родителей по теме «Народные промыслы Орловского края».

-Создание экспозиции из собранных экспонатов.

Заключение.

На первом этапе работы, в ходе бесед было выявлено, что дети не имеют представления о народных промыслах Орловского края.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к этой теме.

Было замечено, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта. Беря в руки и рассматривая экспонаты нашего мини -музея дети чувствуют свою сопричастность к прошлому, к культуре русского человека.

Родители так же отмечают повышенный интерес детей к теме народных промыслов Орловского края. Дети при прогулках отмечают украшения домов деревянной резьбой, воспроизводят лепку и рисование дома. Расширяется словарный запас детей. Дети могут не только назвать лапоть, самовар, чугунок, но и знают назначение этих предметов.

Закончить хотелось бы строками стихотворения:

«Хорошо, что в детских сада есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера. «

 

×
×