Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности младших школьников с умственной отсталостью с учётом психо- физических особенностей.

Автор: Бакшаева Ольга Владимировна

Мотивационная сфера у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая»  мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся младших классов с умственной отсталостью в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или деятельности (будь то игровая, учебная, трудовая), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.

Учебная мотивация не возникнет сама по себе, стихийно. Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого обучающегося. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

— гуманное отношение к обучающимся;

— удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

— обогащение мышления эмоциями, чувствами;

— стимулирование любознательности;

— формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

— воспитание ответственного отношения к учебному труду;

— определяющим условием является взаимоотношение обучающегося и педагога.

Мотивация к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают в качестве защиты к отказу от заданий. Работа по формированию мотивации к учебной деятельности включает в себя коррекционную работу по формированию: активной позиции школьника,

положительного отношения к учебе, познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника необходимо активизировать у обучающегося состояние субъекта учебной деятельности при помощи следующих приёмов:

— формирование положительного отношения к делам;

— выполнение заданий-поручений;

— воспитание ответственности за свою работу.

Необходимо обеспечивать у обучающихся ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий и переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности («Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»).

Для формирования активной позиции школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Педагог должен так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

Условия формирование положительного отношения к учебе:

— создание доброжелательной атмосферы на уроке;

— создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;

— целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!…», «Вот папа удивится!.»). Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.

В процессе формирования положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся необходимо особое внимание обратить на различные факторы, которые влияют на данное отношение. Это внешние факторы (учебный режим, личность педагога, различные ситуации и т.д.) и внутренние факторы (мотивы обучающегося, его интересы и потребности, самооценка и т.д.). Положительное отношение к учению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность педагога, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и педагогом требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны — повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует обучающегося к ещё более лучшему отношению к школе.

Для развития познавательных интересов необходимо:

— использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу;

— источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития; ( «Это тебе пригодится в жизни…»)

— на каждом уроке использовать проблемное обучение, развивающие методы, и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

— использовать средства игровых ситуаций на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность обучающегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

— очень эффективны в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающие фильмы и др.).

На каждом отдельном этапе урока для развития мотивации учения необходимо использовать определенные педагогические приемы.

1. Приемы, способствующие актуализации у обучающихся потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности:

— создание интриги, загадочности ситуации — это формирование ус­ловий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопыт­ство. Добиться данного эффекта можно различными способами: предложить интерес­ную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внима­ние и вызывает непроизвольный интерес.

— эмоциональное «заражение» обучающихся — это передача положи­тельного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успех от педагога к обучающимся по механизму подражания. Поведение педагога, желающего создать у них положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для обучающихся и связанным с их по­требностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать обучающихся к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом со­стояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вы­зывает у обучающихся желание непременно приступить к работе.

— возвращение к предыдущему опыту обучающихся — это установление связи между ранее переживаемыми положительными эмо­циями по поводу достигнутого результата и новым предметом дея­тельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажет­ся чрезмерно сложной, когда обучающиеся не уверены в своих си­лах. (« Вспомните, вы уже выполняли подобное задание. Оно тоже казалось сложным, но вы справились..»)

— разъяснение общественной и личной значимости изготовляемого объекта — это раскрытие объективной значимости пред­стоящей деятельности и возможности осуществления цели, а также соотнесение этой объективной значимости с личными интересами обучающихся. (« Это изделие для выставки…», «Это подарок для мамы, как ей будет приятно его получить…»)

2. Приемы, способствующие развитию у обучающихся умений пре­одолевать препятствия, возникающие в процессе ориентировки и исполнения деятельности.

— упражнения на определение для себя реалистичности постав­ленной цели — направлены на формирование умения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельности и объективную сложность задания. Младшие школьники не могут еще самостоятельно определить для себя психологическую цену предстоящей работы. Так, они не в состоянии адекватно оценить, в какой мере возможно выполнение работы на данном уроке (полностью, частично, с успехом, без успеха, неосуществимо). Как правило, учащиеся не задумываются и о том, имеются ли у них все необходимые материалы и оборудование для работы. Они обычно всегда уверены в том, что при малейших затруднениях учитель окажет им помощь и поддержку. Поэтому, как только дети оказываются в условиях, противоположных этим показателям, достижение результата становится для них затрудненным, утрачивает смысл, вызывает равнодушие, безразличие, противодействие. В связи с этим перед тем, как приступить к работе, целесообразно спросить у детей, успеют ли они справиться с заданием на одном уроке. Если нет, то какую его часть они успеют выполнить. В конце урока необходимо поинтересоваться, оправдались ли ожидания учащихся. Если нет, то с чем это связано: с трудоемкостью и сложностью работы, плохой организацией деятельности или с недостаточностью приложенных усилий и стараний учащихся.

(Тема: Изготовление игольницы «Подушечка» по самостоятельно заготовленной выкройке.

Этап урока: Ориентировка в задании.

После проведения анализа образца и планирования деятельности целесообразно продолжить урок следующим образом: «Ребята, как вы думаете, успеете ли вы сшить игольницу на одном уроке? Поднимите руку, кто считает, что успеет. А кто думает, что не успеет? Я думаю, что на сегодняшнем уроке у вас будет время только для того, чтобы раскроить детали игольницы. Что ж, в конце урока посмотрим, кто оказался прав». За несколько минут до звонка необходимо проверить, какую часть работы кто успел выполнить. Как правило, практически все дети успевают выполнить лишь тот объем работы, который был предусмотрен учителем, в данном случае — раскроить детали игольницы.

Многие ученики расстраиваются из-за того, что не могут на одном уроке выполнить все изделие до конца. В данном случае необходимо заметить детям, что работа по выполнению выкройки очень трудоемкая и занимает много времени. Чтобы игольница получилась красивая, нужно правильно и аккуратно сделать выкройку. Поэтому неудивительно, что у них ушел на это весь урок. Ведь все очень старались. На следующем уроке работа будет продолжена.

Таким образом, на каждом уроке желательно спрашивать у детей, какую часть работы они смогут выполнить на одном уроке. Причем, если на первых порах практически все дети утверждают, что успеют сделать всю работу целиком, то в дальнейшем учащиеся более осторожны и критичны в своих оценках: «Я, наверное, только смогу детали вместе сшить», «Тут вон сколько дел, я все сегодня не успею». В случае, если кто-то не смог закончить работу по причине недостаточно приложенных усилий или из-за нарушений дисциплины в классе, это также должно анализироваться и оговариваться.)

Упражнения на устойчивость целей (в том числе, в условиях помех), на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. После того, как дети поймут, что не весь объем работы можно выполнить на одном уроке (в зависимости от объективных обстоятельств и субъективных возможностей), они начнут различать далекие и близкие цели, соотносить их друг с другом так, чтобы последние подчинялись первым. Кроме того, для формирования устойчивости поставленной цели полезно иногда провоцировать учащихся, предлагая им, например, отложить работу, которой они занимаются в данный момент времени, и начать выполнять другое задание. Для того, чтобы дети научились подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности, необходимо развивать у них умение представлять себе заранее значение будущего результата деятельности, а также процесс выполнения изделия. В этом случае обеспечивается очевидная, наглядная, доступная для умственно отсталых школьников связь потребности и мотива (цели) деятельности.

 

— формирование умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности — способствует предупреждению возможных ошибок при изготовлении того или ино­го изделия. Деятельность не всегда протекает так гладко, как того хотелось бы. Чаще всего, школьники, приступают к выполнению задания, даже не подразумевая о том, что у них может что-то не получиться. Такая неготовность детей к трудностям, как правило, выбивает их из эмоционального равновесия. В этом случае у них возникает эмоциональный спад, чувство эмоционального дискомфорта, что неблагоприятно сказывается на мотивообразовании. Поэтому необходимо обратить внимание детей на возможные ошибки, продемонстрировать правильный и неправильный варианты выполнения того или иного действия, показать последствия ошибок.

В некоторых случаях бывает целесообраз­ным применение таких приемов, как перенос индивидуального инструкта­жа на момент, когда обучающийся пытается начать работу и сталкивается с первыми трудностями. Этот прием эффективен тогда, когда обучающийся стремится приступить к работе, не дожидаясь объяснений педагога, а все попытки педагога заставить его выслушать их и настоять на своевременном начале выполнения задания приводят либо к потере интереса, либо к нега­тивным реакциям.

В тех случаях, когда непредвиденные трудности все же привели к снижению работоспособности обучающегося, эмоциональному спаду, возникнове­нию аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временное переключение на работу, которая обучающемуся более интересна и луч­ше получается.

3. Приемы, способствующие формированию поло­жительного отношения к результату (продукту) своего труда.

— организация выставки работ обучающихся — способствует удовле­творению потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.

— подкрепление даже маленькой удачи — способствует укреплению силы и действенности возникшего мотива. Име­ет значение для тех, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны педагога, а также для обучающихся, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.

— постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива обучающегося путем раскрытия перед ними ценно­сти и значимости будущих результатов их деятельности на после­дующих уроках.

Как правило, учащиеся, у которых в процессе деятельности формируется мотив, всегда интересуются перспективами следующего урока. В этот момент желательно заинтриговать учеников , чтобы они с нетерпением ждали предстоящий урок. ( « А об этом вы узнаете на следующем уроке…»)

Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме, и складываться из отношения к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности.

 

×
×