Автор: Михайлова Наталья Федоровна
Нравственное воспитание наших детей очень важно для развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка: долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества, под влиянием телевидения и интернета становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.
Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации с 1 сентября текущего года предложило ввести в школах новый предмет: «Разговоры о важном». Об этом было объявлено 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание». По официальным заявлениям, предмет направлен на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и воспитание патриотизма среди российских школьников».
Главной целью таких занятий является пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.
Задачи, которые должны решить классные руководители, проводящие занятия «Разговоры о важном», следующие:
— содействие обучающимся в понимании особенностей общественных отношений в семье, в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
— помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
— обогащение учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности.
«Разговоры о важном» не должны повторять традиционные для урока формы, а учителя не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение. Будет ли это в формате дискуссий или конкурсов, деловой игры или мозгового штурма зависит и от самих школьников. «Разговоры о важном» должны быть именно разговорами — то есть дискуссией педагога и детей, построенной вокруг определенных тем.
Если поинтересоваться, что сейчас важнее всего для наших детей, — окажется, что это Хагги Вагги и Кисси Мисси, мультики, которых, я, например, понять вообще не могу, а они с большим интересом смотрят и не оторвать их от этого занятия. И никакой исторической памяти, никаких семейных ценностей!
Министерство просвещения предложило нам готовые материалы для данного курса, но они с оговоркой: использовать или нет — выбор педагогов, гарантированный им статьей 47 Федерального закона «Об образовании». На портале Едсоо (https://razgovor.edsoo.ru/) представлены прекрасные материалы для подготовки и проведения занятий для учащихся разных возрастных групп.
Но говорится, что разработки носят рекомендательный характер. Еще 1 сентября, Рушания Миннуловна, скинула нам всем школьную почту рабочую программу внеурочного курса «Разговоры о важном». Она же перекликается с сайтом, только в нашей программе еще есть и формы проведения данных занятий. Уже все первое полугодие я, конечно, же пользуюсь нашей программой и сайтом Едсоо. К первым занятиям готовиться было сложно, как и ко всему новому. Но с каждым понедельником, как мне кажется, занятия проходят интереснее, но подготовка все равно еще требует много времени. Я захожу на сайт, скачиваю все материалы, потому что один раз решила понадеяться на наш интернет и в отдельную папочку не распаковала материалы. Во время занятия открыла едсоо и увидела, что не так легко и посмотреть ролики (долго грузится, бывают остановки), пришлось во время урока распаковывать видеоролики, а это тоже задержка. Обязательно пользуюсь дополнительными материалами: а это и книги предлагаю прочитать вместе с родителями, и мультфильмы скачиваю с Ютуба, и просматриваем их. И как итог работаем в Рабочих листах. Я подписалась в Телеграмме на группу, которая называется Учитель! Бери и пользуйся. Очень много интересных вещей можно взять оттуда; и Рабочие листы, и поделки, причем не только на Разговоры о важном, но и на разные даты.
Хочу немного рассказать о последнем занятии: Умеем ли мы мечтать? Мечтать умеем, но каждый все больше о своем: кто просил у Деда Мороза игрушку, кто собаку. Сразу спросила: а просили Дедушку только для себя? В основном, для себя, но 2 ребенка были такие, кто просил здоровья папе, маме, бабушке, дедушке. Одна девочка просила, чтобы папа и мама любили друг друга и чтобы вся семья жила дружно. (уже радует). Вспомнили и о семейных традициях, оказывается, есть и такие семьи, где и взрослые пишут пожелания друг другу. А когда все вместе писали письмо Деду Морозу от нашего класса, мне понравилось, писали: что просят Дедушку, чтобы наш класс был дружным, чтобы никто не болел, чтобы все хорошо учились. Не обошлось, конечно, и без нашего героя, Алана, чтобы он стал послушным, чтобы никого не обзывал. И это без моей помощи. Посмотрели мультфильм про Снеговика-почтовика, обсудили: какие же качества помогли снеговику все же доставить письмо. И как итог поработали в рабочих листах. Рисунки уж получаются всякие разные, я их не собираю. Иногда заканчиваем работу в них либо на перемене, либо в группе.
Ребенок школьного возраста восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей — важный момент на этапе взросления. В 11-13 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки. Наша задача — привить детям любовь к Родине, к нашей великой стране, научить их уважать традиции, показать способы самореализации и развития. У детей должно развиваться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.