Автор: Туманян Людмила Юрьевна, Аджиева Эльмира Юнусовна
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства, каждого человека.
Тема экологического образования дошкольников отражена во ФГОСе: познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладать элементарными представлениями из области живой природы. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, появляются вредные и опасные организмы, в том числе болезнетворные; что приводит в последнее время к увеличению аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Поэтому так важно начинать учить охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать бережное к ней отношение.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Родине.
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания.
Цель экологического воспитания – формирование гуманного отношения к природе.
Становление экологически воспитанной личности возможно при решении следующих задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в
разнообразной деятельности в природе.
3. Воспитание гуманного отношения к природе.
4.Развитие эстетического восприятияприроды
5. Формирование трудовых умений и навыков.
6.Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
Для достижения целевого ориентира в процессе экологического образования дошкольников необходимо соблюдение ряда принципов: единство воспитательного и образовательного процесса, наглядность, активность детей, ведущая роль воспитателя, экологическая культура педагога.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Что же означает термин «экология», в переводе с греческого это—«наука о доме» (oikos – дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
В содержании и методике экологического воспитания у детей младшего и старшего дошкольных возрастов существует значительные различия, обусловленные психофизическими возможностями.
До трех лет мышление ребенка связано с непосредственным восприятием, ребенок познает мир через объекты природы, за которыми он может наблюдать, ухаживать, сопереживать им. В среднем возрасте необходимо знакомить детей с взаимосвязями в природе. К пяти годам уже должен быть сформирован ряд представлений об окружающем мире и отношения к нему. С шести лет дети уже не ограничиваются познанием отдельных фактов, а стремятся вникнуть в суть проблемы, понять связь явлений.
В нашем дошкольном отделении проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников, сохраняя преемственность от младшей группы до подготовительной. В каждой группе имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Свою работу по экологическому воспитанию, мы строим по двум направлениям: 1.Работа с детьми. 2. Работа с родителями.
Работа с детьми:
В дошкольном отделении проводятся следующие мероприятия:
Используем программу: «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.; НОД по ознакомлению с окружающим миром; интегрированные занятия; продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация); дидактические игры(«С какой ветки детки», «Где, чей дом»..);подвижные игры; экологические праздники; прогулки(проводятся мероприятия по временам года, например зимой-кормление птиц, сгребание снега к стволам деревьев, измерение глубины снега, опыты со снегом; весной-очистка клумб от прошлогодней листвы, сбор веток; летом-посадки на огороде, полив растений, осенью — сбор урожая, сбор семян для посадок на будущий год, сгребание опавшей листвы, веток; определяется продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, знакомство с трудом людей);оформление календарей и уголка природы; организация и проведение тематических конкурсов детских работ; участие в экологических выставках; конкурсах различного уровня. Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей, поэтому используем метод проектной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно — поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В старшей группе разработан и осуществляется долгосрочный проект под названием »Наш друг — зеленый лук». Созданы уголки в группах — экспериментальные, природные, коллекционные; также в рамках социального партнерства с детской библиотекой №12 проводятся такие мероприятия, как «День птиц», «Животные-наши друзья», «Край родной, навек любимый»; большую ценность имеет художественная литература, которая глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения: А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова; одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира,являются экологические сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н.Павловой; «Сова» В.Бианки; «Русачёк», Н.Романовой и другие.
Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира; используются в работе информационно-компьютерные технологии, в виде презентаций на различные темы:»Виды птиц», «Дикие, домашние животные», «Явления природы», »Морские обитатели» и другие.
Работа с родителями.
Традиционные формы: родительские собрания, консультации, беседы.
Нетрадиционные формы: деловые игры, круглый стол, дискуссии.
Так же ведется постоянная работа по обновлению уголка для родителей. Для родителей изготовлены консультации «Зеленая аптека», «Природа- наш друг, береги ее», «Лекарственные растения Самарской области».
Так при организации родительского собрания на тему «Мой любимый питомец», было проведено предварительное тестирование родителей с целью выяснения их понимания взаимосвязи людей и домашних животных. Было показано открытое занятие на тему »Как я умею ухаживать за комнатными растениями», где дети смогли показать приобретенные навыки ухода за растениями. Также родители принимают участие в благоустройстве участка для прогулок, тем самым подавая пример детям — бережного отношения к природе (выращивание рассады и высадка ее в грунт, перекопка грядок после зимы, обрезка сухих веток).
Из опыта работы видно, что экологическое воспитание должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью, должно учить детей понимать и себя, и всё что происходит вокруг, воспитывать в детях такие качества: как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь, сохраняя любовь к своему родному краю.
Литература:
1.Дыбина О.Б.» Ребенок и окружающий мир» 2005
2.Иванова А. И.» Живая экология»
3.Кондрашова М. А.» Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.» Оренбург, 2005. – 116 с.