8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Организация индивидуализированного образовательного процесса при обучении химии на основе использования инновационных педагогических технологий.

Автор: Бедарева Елена Александровна

Реальность сегодня убеждает, что в развитии ребенка особое внимание предаётся персонализации, самоактуализации и саморазвитию, т.е. механизмам индивидуального формирования. Поэтому на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения, как процесс раскрытия личности человека в специально организованной учебной деятельности. По моему мнению,  создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся при обучении химии  решает проблему самореализации и учителя и учащихся. Только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. При этом я — учитель организовываю не эпизодические действия, а систему. При этом я опираюсь на основные принципы:

·           приоритет здоровья – «Всё имеет смысл, пока мы здоровы»;

·           каждая личность индивидуальна и уникальна;

·             все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.

Содержание работы по организации индивидуализации обучения основывается на нескольких блоках:

Требования к образовательному процессу: Представление возможности овладения основами науки на уровне и в темпе,  соответствующим индивидуальным способностям учащихся. Создание условий выбора учащимися собственного пути образования и   впоследствии возможность выбора профессии. Учет физиологических и психологических  особенностей учащихся с целью  сохранения их здоровья.

Применяемые педагогические технологии.

Ø  дифференцированного обучения ориентированного на получение обязательного результата В.В.Фирсова;

Ø   демократическая система обучения по способностям  В.К.Дьяченко;

Ø   технология сотрудничества А.А.Леонтьева;

Ø  модульное обучение П.И.Третьякова.

Пути организации обучения.

1.Внедрение активных методов обучения, самостоятельной учебной деятельности учащихся.

2. Внедрение творчества во все сферы жизнедеятельности учащихся.

Работая по данной теме, могу констатировать, что результативность очевидна только в профильных классах физико-математического и естественно-научного направлений. На первом плане остается проблема мотивации.

      Одним из путей решения этого вопроса стала интеграция  междисциплинарной программы «Здоровье» В.Н. Касаткина  и общеобразовательной программы по предмету «Химия» в 10 классе (курс органической химии), что к тому же еще и  расширяет содержание образования  в данной предметной области. Разработанное мною интегрированное перспективно — тематическое планирование данного курса, формирует навыки культуры здоровья, основанные на научных химических знаниях.     

       Опыт по созданию индивидуализированного образовательного процесса в курсе химии общеобразовательной школы показал перспективность этого направления.

Диаграмма № 1.  Данные психологических диагностик.

    По данным психологических диагностик наблюдается явное снижение уровней агрессивности, тревожности, фрустраци у   детей на уроках химии (данные для 2010-2011 учебного года)

Диаграмма № 2.  Оценка  адаптивности к учебному занятию.

 Положительные тенденции в развитии адаптивной образовательной среды по реализации образовательных траекторий наблюдаются в блоках:  гуманность целей, здоровьесбережение в содержании учебного материала, гуманность прогнозируемых результатов. Отрицательные тенденции наблюдаются в блоках: организации УВП, коррекционной  и стимулирующей функции УВП.

Основные мотивы учебной деятельности и познавательного интереса учащихся  таковы:

  • При изучении признаков мотиваций выявлено особое стремление к приобретению знаний и умений по предмету химия – 72%.
  • В основном овладевают умениями предмета — 57 %.
  • Считают,  что в учении главное получить результат, неважно каким способом-76 %.

Оценка учебных занятий  учащимися, родителями.

  • Урок интересен – 98 %
  • На уроке комфортно – 78 %
  • Формируется функциональная грамотность – 79 %
  • Демократичные отношения  учитель – учащийся – родитель  – 89 %
  • Влияние родителей на изучение предмета – 27 %

      Я — учитель теперь готовлюсь не к тому, как лучше провести объяснение нового материала, а к тому,  как лучше управлять деятельностью учеников. Но должна отметить, что данная работа очень трудоемка и ей предшествует большой блок подготовки. Необходимо осуществление целостности и системности учебной и внеклассной деятельности по предмету, повышение уровня педагогической компетентности учителя.

 

×
×