Автор: Бедарева Елена Александровна
Реальность сегодня убеждает, что в развитии ребенка особое внимание предаётся персонализации, самоактуализации и саморазвитию, т.е. механизмам индивидуального формирования. Поэтому на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения, как процесс раскрытия личности человека в специально организованной учебной деятельности. По моему мнению, создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся при обучении химии решает проблему самореализации и учителя и учащихся. Только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. При этом я — учитель организовываю не эпизодические действия, а систему. При этом я опираюсь на основные принципы:
· приоритет здоровья – «Всё имеет смысл, пока мы здоровы»;
· каждая личность индивидуальна и уникальна;
· все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Содержание работы по организации индивидуализации обучения основывается на нескольких блоках:
— Требования к образовательному процессу: Представление возможности овладения основами науки на уровне и в темпе, соответствующим индивидуальным способностям учащихся. Создание условий выбора учащимися собственного пути образования и впоследствии возможность выбора профессии. Учет физиологических и психологических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья.
— Применяемые педагогические технологии.
Ø дифференцированного обучения ориентированного на получение обязательного результата В.В.Фирсова;
Ø демократическая система обучения по способностям В.К.Дьяченко;
Ø технология сотрудничества А.А.Леонтьева;
Ø модульное обучение П.И.Третьякова.
— Пути организации обучения.
1.Внедрение активных методов обучения, самостоятельной учебной деятельности учащихся.
2. Внедрение творчества во все сферы жизнедеятельности учащихся.
Работая по данной теме, могу констатировать, что результативность очевидна только в профильных классах физико-математического и естественно-научного направлений. На первом плане остается проблема мотивации.
Одним из путей решения этого вопроса стала интеграция междисциплинарной программы «Здоровье» В.Н. Касаткина и общеобразовательной программы по предмету «Химия» в 10 классе (курс органической химии), что к тому же еще и расширяет содержание образования в данной предметной области. Разработанное мною интегрированное перспективно — тематическое планирование данного курса, формирует навыки культуры здоровья, основанные на научных химических знаниях.
Опыт по созданию индивидуализированного образовательного процесса в курсе химии общеобразовательной школы показал перспективность этого направления.
Диаграмма № 1. Данные психологических диагностик.
По данным психологических диагностик наблюдается явное снижение уровней агрессивности, тревожности, фрустраци у детей на уроках химии (данные для 2010-2011 учебного года)
Диаграмма № 2. Оценка адаптивности к учебному занятию.
Положительные тенденции в развитии адаптивной образовательной среды по реализации образовательных траекторий наблюдаются в блоках: гуманность целей, здоровьесбережение в содержании учебного материала, гуманность прогнозируемых результатов. Отрицательные тенденции наблюдаются в блоках: организации УВП, коррекционной и стимулирующей функции УВП.
Основные мотивы учебной деятельности и познавательного интереса учащихся таковы:
- При изучении признаков мотиваций выявлено особое стремление к приобретению знаний и умений по предмету химия – 72%.
- В основном овладевают умениями предмета — 57 %.
- Считают, что в учении главное получить результат, неважно каким способом-76 %.
Оценка учебных занятий учащимися, родителями.
- Урок интересен – 98 %
- На уроке комфортно – 78 %
- Формируется функциональная грамотность – 79 %
- Демократичные отношения учитель – учащийся – родитель – 89 %
- Влияние родителей на изучение предмета – 27 %
Я — учитель теперь готовлюсь не к тому, как лучше провести объяснение нового материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Но должна отметить, что данная работа очень трудоемка и ей предшествует большой блок подготовки. Необходимо осуществление целостности и системности учебной и внеклассной деятельности по предмету, повышение уровня педагогической компетентности учителя.