Автор: Жанна Владимировна Петрова
Стихотворение Б. Заходера «Перемена»
«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!
Знакомая картина, не правда ли? Многие из нас наблюдают подобное и дома. Вряд ли можно позавидовать родителям и близким такого ребенка.
Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопиться куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, кто общается с ребенком. Он еще дошкольник, а мама с папой измотаны так, словно он им не дает покоя вечность. Все валятся с ног рядом с ним… Лишь один ребенок неутомим. Ему все в жизни нипочем. За эти годы он ни разу спокойно не сидел на месте, и даже есть ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах.
Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают…
Ноги такого ребенка тоже живут самостоятельной жизнью. Сколько на их долю выпадает за день бегать, потому что у гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, подскакивать, скакать, перепрыгивать.
Да и голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтобы увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Поначалу кажется, что это обычная любознательность. Но рассматривая все вокруг, малыш не старается увидеть сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя любопытство. Любознательность ему не свойственна. Такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», «зачем». Ну а если даже задает, то не старается выслушать ответ. Но, тем не менее, он может целый день исследовать, как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Он пытается пройтись по забору, повиснуть на карнизе.
Такой ребенок вечно в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть.
Неусидчивость его бросается в глаза. Естественно, что он при этом рассеян, и внимание его не может задержаться на чем-либо больше минуты. Его может отвлечь на уроке все: яркая ручка, ластик, бантик соседки, пролетевшая муха.
У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него. Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них, потому что сам не понимает причины своего поведения и пытается объяснить их по-своему.
Он обычно самый шумный среди шумных, заводила. Он – в центре драки, кутерьмы, там где баловство, проказы. Вот он ссорится и, мирясь одновременно, прощает все обиды всем. Даже если вы его за что-то наказали, он не будет жаловаться и унывать. Эти качества притягивают к нему таких же сверстников – шалунов и хулиганов. У воспитанных детей с ним, наоборот, частые конфликты. Он раздражает их, они совершенно не могут его понять и терпеть. Он нарушает все правила и нормы поведения. В этом мире он – причина и центр всех конфликтов.
Вполне понятно, что при таком мировосприятии ребенок с трудом усваивает знания, навыки и не понимает многие задания. А в случае неудачи начинает вести себя агрессивно, громко кричать, обвинять окружающих людей и предметы. У него заниженная самооценка, но тем самым он оправдывает свои неудачи.
У родителей гиперактивного ребенка обычно двойственные чувства к нему – накипь раздражения и жалость: жалость от того, что их малыш сильно отличается от других детей, а накипь раздражения – от того, что с ним невозможно быть все время рядом.
Гиперактивный ребенок не знает, что такое расслабление, угомонясь только лишь тогда, когда ложится спать. Время сна его – единственное время, когда мама с папой восстанавливают силы и устраивают маленькую передышку в бесконечной воспитательной войне.
Кто виноват в таком поведении ребенка, или что сделало ребенка таким? Что за явление психологи называют гиперактивностью?
Есть много предположений относительно причин, вызывающих синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
В их числе – недостаточное питание, отравление в младенчестве тяжелыми металлами (свинцом). Многие дети с этими симптомами появились на свет при осложненных родах, недоношенными. Врачи объясняют это неблагополучной экологической обстановкой.
Однако главным условием их адаптации в коллективе детей, в семье, в обществе, является особая организация отношений с ними в школе и дома.
Вот какие советы можно дать взрослым в воспитании гиперактивных детей.
— Все то, что может вызвать в доме и в классе «любознательность» ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы из поля зрения.
— Постарайтесь продумать режим дня ребенка до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть ваш ребенок четко знает, когда он должен вставать, поесть, выучить уроки, пойти гулять, играть с друзьями. Сами не засиживайтесь в гостях.
— Друзей у вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше он будет возбуждаться с ними. Старайтесь, чтобы среди них не было таких же гиперактивных детей. Общение с ними увеличит отрицательный эффект.
— Игра для вашего ребенка – важнее разных медикаментов, вернее, главное лекарственное средство. Не жалейте времени на игры с ребенком.
— Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии.
— Учите его правилам игры и соблюдению условий. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.
— Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие настольные: конструктор, мозаику, лото, домино и т. п. Они учат концентрировать внимание, что очень важно для обучения в школе.
— Гиперактивного ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых книг, рукоделием.
— Запомните, что все старания ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем вы просили, необходимо сразу поощрить, даже если они не имеют ожидаемого результата.
— Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
— Не надо приглашать большое количество гостей и брать ребенка в шумные компании.
— Учите его сдерживать «бурные эмоции» и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что ребенок подражает вам.
— Не забывайте, что наказание словесной, телесной агрессией обычно вызывает ответную реакцию у ребенка. Эффективнее наказывать его лишением свободы действий.
Если взрослые понимают причины поведения гиперактивного ребенка, то другие дети, в особенности младшие школьники жестоки в общении с ними. И виноваты в этом мы, взрослые. Еще в детском саду мы поощряем нетерпимость детей к гиперактивным детям. Часто можно слышать от детей фразы: «А ваш Максим сегодня опять …», «Он в садике тоже баловался …», «А Мария Ивановна сегодня опять Кирилла в угол поставила», «А Вова на уроке всем мешал» и т. п. Выслушивая и поощряя такие высказывания детей, мы воспитываем в них черствость, неприятия других, непохожих на всех детей. Ни в коем случае не поощряйте подобные высказывания. Задавайте встречные вопросы: «А как ты поступил?», «Почему ты его не пожалел?», «Может ты сказал что-то обидное?» и т. п. Ведь виноват в плохих поступках не всегда сам ребенок, а его возбудимая нервная система. Тем не менее, среди гиперактивных детей много талантливых и успешных. Так что запаситесь капелькой терпения, помогайте им и ждите.
Понятие « Коррекция агрессивного поведения у детей » воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:
1. сказкотерапия;
2. психотехнические освобождающие игры;
3. режиссерские игры.
Давайте рассмотрим содержание предложенных методических приемов.
Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.
После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
Игра «Тир».
Описание. В этой игре ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячик) по движущимся мишеням – по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.
Игра «Цыплята».
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Игра «Молчанка».
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость?».
Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.