Приёмы формирования читательской грамотности на уроках чтения в начальной школе

Автор: Гончарова Татьяна Юрьевна

Приемы формирования читательской грамотности младших школьников.

 

Требования современности таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо решить рационально и неординарно. Поэтому и перед педагогами ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Отсюда одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

       Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности

§  Читательская грамотность

§  Математическая грамотность

§  Естественнонаучная грамотность

§  Финансовая грамотность

§  Креативное мышление

§  Глобальные компетенции

 

        Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.

 

Читательская грамотность – способность человека читать, понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы решать учебные и практические задачи, достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, вступать в коммуникацию.                        

       Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

       Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

1«Чтение с остановками».

 

Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

 

 

2. «Работа с вопросником»

 

       Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

 

              Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

 

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1.         Назовите главных героев произведения.

2.         Где происходят события?

3.         Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4.         Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?    и т.д.

 

 

3. «Знаю, узнал, хочу узнать».

 

       Применяется как на стадии  объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления.  Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в

таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

 

 

4. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 

 5. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. 

                                                  

 

 

6. «Логическая цепочка».

 

       После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

 

7. «Тонкие и толстые вопросы».

 

       Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

 

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы                                     

Дайте несколько объяснений, почему…?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…? 

2) Тонкие вопросы

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

 

       Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

 

8.Прием «Тексты с «хвостами»» — незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

Несла Жучка

Глядь, в воде

Пришло Жучке на ум,

Она и пусти свою кость,

Ту не взяла,

её тень.

что в воде не тень, а Жучка и кость.

кость через мост.

а своя ко дну пошла.

Чтобы ту взять.

9.   Прием «Мозговой штурм»

       Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

       Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

10.Приём «Мои аргументы» 

 

       Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

         Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.

Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

        Если мы зададим вопрос детям, а при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.

        Работа с текстом не ограничивается  уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.

     Прием «Мои аргументы»- очень хороший прием  для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

 

Работа в группах.

 

Прием «Мои аргументы»

 

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька»

 

Задание: — Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

— Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

 

«…Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае,  явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой…»

 

Отрывок рассказа Д.Н. М-Сибиряк «Приёмыш»

 

« …Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

 

Вопрос:- Какие слова, предложения подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

 

При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская функциональная грамотность».

      Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

 

Пожелание.

 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

×
×