Автор: Рудь Татьяна
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как российской, так и зарубежной.
Замечательный учитель русского языка К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. При этом он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать определенные рецепты, тем самым подчеркивая творческий характер решения проблемы.
А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при решении ряда педагогических задач, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что при выполнении общей программы воспитания личности педагог должен вносить «коррективы» в индивидуальные особенности ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетены, образуя так называемые «переплетенные узлы». Поэтому, прежде всего, каждый ребенок должен осознавать положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять веру в собственные силы и способности.
«Цели индивидуального воспитания состоят в определении и развитии личных способностей и направлений в области не только знаний, но и характера…»
Моя первоначальная задача, как педагога, заключается в изучении каждого ребёнка, как личности, изучить его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. При знакомстве с ребятами стараюсь обращать внимание на следующие критерии: внешний вид; манера общения; отношение с педагогами; отношения с одноклассниками; дисциплинированность; отношение к школьному имуществу; особенности поведения; отношение к своим поступкам; отношение к педагогическим воздействиям.
Основными видами деятельности детей являются: игра, посильный физический труд, умственная и учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются психические, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Поэтому проблему индивидуального подхода нельзя рассматривать вне сферы деятельности без учета отношения ребенка к окружающим и его интересов.
Предпосылкой реализации индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и коллективным образованием.
Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является поддержка положительного характера в личностных качествах ребенка
Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разбираться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования у ребенка определенных индивидуальных особенностей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, воспитатель должен помнить, что его задача — не только развить положительные качества, которыми уже обладает ребенок, но и сформировать качества личности.
Для того чтобы развить ребёнка ка личность, воспитывать у детей положительные качества характера, повысить уровень воспитанности, физическую активность, в течении года проводится большая работа по коррекции характера ребенка.
Воспитательный процесс планируется в соответствии с годовым планом школы – интерната и разработанной циклограммой по семи направлениям:
-Физическое воспитание
-Нравственное воспитание
-Охрана Безопасности Жизни
-Правовое воспитание
-Эстетическое Воспитание
-Экологическое воспитание
-Гендерная культура
При планировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Для повышения качества результатов деятельности , в своей работе я внедряю развивающие методики воспитания, подробно составляю календарно-тематическое планирование, включая актуальные темы , рекомендованные Министерством образования и науки Краснодарского края недели, месячники. По мере необходимости корректирую план, внося в него актуальные на данный момент проблемы и темы.
Вся воспитательная работа ведётся в тесном контакте с учителями-предметниками, педагогами коррекционной службы, родителями. Привлекаю к активному сотрудничеству музей истории станицы Полтавской , школу искусств, районную детскую библиотеку.
Главной задачей в своей работе считаю — создание комфортной обстановки для каждого ребенка, заинтересованность его в выполнении работы. В коррекционной работе использую разнообразные нетрадиционные методы и приемы, которые способствуют предотвращению утомления у детей, помогают поддерживать познавательную активность, повышают эффективность воспитательной работы в целом. Использую личностно-ориентированный подход к ребятам своей группы, применяю в работе новые интересные педагогические технологии.
Это всё позволяет добиться положительной динамики в воспитательном процессе.
У ребят повышается чувство долга и ответственности, личная самооценка, уверенность в себе, всё это способствует сплочению детского коллектива.
Для выявления динамики развития учащихся , мною в течении года проводится мониторинг по данным показателям :
-Внешний вид
-Манера общения, речь
-Отношения с учителями
-Отношения с одноклассниками
-Дисциплинированность (в плане выполнения поручений)
-Отношение к школьному имуществу, труду других
-Особенности поведения
-Отношение к своим поступкам
-Отношение к педагогическим воздействиям
Динамика выявляется по каждому учащемуся, что способствует дальнейшему планированию воспитательной работы.
Считаю, что только при изучении личностных качеств каждого воспитанника, можно добиться положительных результатов в воспитательном процессе.
Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов задач.
Следовательно — индивидуальный подход — это активный, формирующий, развивающий принцип, предполагающий творческое , нравственное, эстетическое, физическое развитие индивидуальности воспитанника.