8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Технологии индивидуального подхода в воспитании школьника с особыми образовательными потребностями»

Автор: Рудь Татьяна

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как российской, так и зарубежной.

Замечательный учитель русского языка К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. При этом он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать определенные рецепты, тем самым подчеркивая творческий характер решения проблемы.

 

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при решении ряда педагогических задач, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что при выполнении общей программы воспитания личности педагог должен вносить «коррективы» в индивидуальные особенности ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетены, образуя так называемые «переплетенные узлы». Поэтому, прежде всего, каждый ребенок должен осознавать положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять веру в собственные силы и способности.

«Цели индивидуального воспитания состоят в определении и развитии личных способностей и направлений в области не только знаний, но и характера…»

Моя первоначальная задача, как педагога, заключается в  изучении каждого ребёнка, как личности, изучить его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. При знакомстве с ребятами стараюсь обращать внимание на следующие критерии: внешний вид; манера общения; отношение с педагогами; отношения с одноклассниками; дисциплинированность; отношение к школьному имуществу; особенности поведения; отношение к своим поступкам; отношение к педагогическим воздействиям.

Основными видами деятельности детей являются: игра, посильный  физический труд, умственная и учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются психические, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Поэтому проблему индивидуального подхода нельзя рассматривать вне сферы деятельности без учета отношения ребенка к окружающим и его интересов.

Предпосылкой реализации индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и коллективным образованием.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является поддержка положительного характера в личностных качествах ребенка

 

Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разбираться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования у ребенка определенных индивидуальных особенностей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, воспитатель должен помнить, что его задача — не только развить положительные качества, которыми уже обладает ребенок, но и сформировать качества личности.

 

Для того чтобы развить ребёнка ка личность, воспитывать у детей положительные качества характера, повысить уровень воспитанности, физическую активность, в течении года проводится большая  работа по коррекции характера ребенка.

Воспитательный процесс планируется в соответствии с годовым планом  школы – интерната и разработанной циклограммой по семи направлениям:

-Физическое воспитание

-Нравственное воспитание

-Охрана Безопасности Жизни

-Правовое воспитание

-Эстетическое Воспитание

-Экологическое воспитание

-Гендерная культура                                                                                            

 

При планировании учитываются  возрастные и индивидуальные   особенности воспитанников

Для  повышения качества результатов деятельности  , в своей работе я  внедряю развивающие методики воспитания, подробно составляю календарно-тематическое планирование, включая актуальные темы , рекомендованные Министерством образования и науки Краснодарского края недели, месячники. По мере необходимости корректирую план, внося в него актуальные на данный момент проблемы и темы.

Вся воспитательная работа ведётся  в тесном контакте   с учителями-предметниками, педагогами коррекционной службы, родителями. Привлекаю к активному сотрудничеству  музей истории станицы Полтавской , школу искусств, районную детскую библиотеку.

Главной задачей  в своей работе считаю — создание  комфортной обстановки для каждого ребенка, заинтересованность его в выполнении работы.  В коррекционной работе использую разнообразные нетрадиционные методы и приемы, которые способствуют предотвращению утомления у детей, помогают поддерживать  познавательную активность, повышают эффективность воспитательной работы в целом. Использую личностно-ориентированный подход к ребятам своей группы, применяю в работе новые интересные педагогические технологии.

Это всё позволяет добиться положительной динамики в воспитательном процессе.

У ребят повышается чувство долга и ответственности, личная самооценка, уверенность в себе, всё это способствует сплочению детского коллектива.

Для выявления динамики развития учащихся , мною в течении года проводится мониторинг по данным показателям :

-Внешний вид

-Манера общения, речь

-Отношения с учителями

-Отношения с одноклассниками

-Дисциплинированность (в плане выполнения поручений)

-Отношение к школьному имуществу, труду других

-Особенности поведения

-Отношение к своим поступкам

-Отношение к педагогическим воздействиям

Динамика выявляется по каждому учащемуся, что способствует дальнейшему планированию воспитательной работы.

Считаю, что только при изучении личностных качеств каждого воспитанника, можно добиться положительных результатов в воспитательном процессе.

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов задач.

Следовательно — индивидуальный подход — это активный, формирующий, развивающий принцип, предполагающий творческое , нравственное, эстетическое, физическое развитие индивидуальности воспитанника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×