Автор: Гаряева Надежда Владимировна
В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение?
Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно — пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды:
• Центры краеведения в группах
• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения
• Центр краеведения на территории ДОУ
Работая в таких центрах, дошкольники, применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.
Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь.
Задачи:
• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история
• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей
• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре
Центры должны соответствовать определенным требованиям:
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
• Целесообразность размещения экспонатов
• Доступность
• Эстетичность
• Научность
• Достоверность представленного материала
Создание центра краеведения будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.
Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу, стране.
Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Центры краеведения в группах ДОУ.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Основная цель работы в этом возрасте – ознакомление с ближайшим окружением. Можем расположить спокойной зоне, в центре социально – коммуникативного развития.
Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды нашего края, сказки Урала, потешки, скороговорки.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Урала”, “Наш город во все времена года”.
Подвижные игры народов Урала: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”
Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Образцы декоративно-прикладного искусства (города Нижний Тагил).
Куклы в русских костюмах.
Средний возраст. (5-й год жизни)
-Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия»
тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы -посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям,
-транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
-Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
различные макеты (крестьянская изба, комната — горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в русском костюме; дидактические игры;
-Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки народа, о городе, о России.)
-Элементы государственной символики (флаг, герб России);
-Элементы областной символики (флаг и герб республики, города, в котором живете);
-Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
-Мини музей: Элементы одежды, Посуда народа, Музыкальные народные инструменты, предметы декоративно-прикладного творчества
-Аудио и видео материалы о природе родного края
Старший возраст (6-7 –й год жизни)
Располагается в рабочей зоне, весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста, как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. Работа в центре может заменить традиционное занятие.
-Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; «Детский сад».
-Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт», «Природные богатства», мини-музей («Предметы русского быта»; «Прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
-Подборка стихотворений о городе.
-Карта города. Символика города (флаг, герб).
-Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
-Тематическая папка «Мой край»: карта и символика края; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
-Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве.
-Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
-Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».
-Художественная литература
-Дидактические игры по теме.
-Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
-Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины.
Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;
-Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Центр краеведения детского сада
Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилищ – русская изба, чум. Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.
Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.
Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных праздниках.