Автор: Протопопова Надежда Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мохсоголлохская детская школа искусств»
Муниципальный район «Хангаласский улус»Республика Саха (Якутия)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
в области музыкального искусства
«Вокальное искусство»
по учебному предмету «Сольфеджио»
Срок реализации программы- 4 лет
2018 год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства в детских школах искусств.
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7-12 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Нормативный срок обучения – 4 года
Классы |
1-4 |
Максимальная учебная нагрузка в часах |
264 |
Количество часов на аудиторные занятия |
132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия |
132 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Сольфеджио» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель предмета «Сольфеджио» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
Программа направлена на решение следующих задач:
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащаются фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Оснащение занятий
В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для учащихся старших классов применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен стенд с основными теоретическими понятиями.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы
(сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Учебно-тематический план
Срок обучения 4 года
1 класс
№ п.п. |
Наименование темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
1 |
Знакомство с предметом. Звуки высокие, средние, низкие. Знакомство с регистрами, октавами. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
2 |
Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты первой октавы. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
3 |
Длительности четверть, восьмая. Ритмослоги. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
4 |
Длительности, размер, такт. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
5 |
Размер 2/4.Сильная, слабая доля. Тактовая черта. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
6 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
7 |
Повторение. Затакт. Тон. Полутон. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
8 |
Мажор и минор. Общие понятия. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
9 |
Тональность до мажора. Гамма и её строение. Тоника. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
10 |
Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы. Их разрешение |
Урок |
2 |
1 |
1 |
11 |
Диез и бемоль. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
12 |
Понятия мотив, фраза. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
13 |
Паузы. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
14 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
15 |
Повторение. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
16 |
Тональность соль мажор. Гамма. Тетрахорд. Ключевой знак. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
17 |
Басовый ключ. Малая октава. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
18 |
Пение с листа. Транспонирование. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
19 |
Тональность фа мажор. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
20 |
Затакт в размере 2/4. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
21 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
22 |
Повторение. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
23 |
Тональность Ре мажор. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
24 |
Размер 3/4. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
25 |
Половинная с точкой. Ритмические партитуры. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
26 |
Повторение пройденного материала. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
27 |
Промежуточный контроль. |
|
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
|
66 |
33 |
33
|
2 класс
№ п.п. |
Наименование темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
1 |
Повторение материала 1 класса. |
Урок |
6 |
3 |
3 |
2 |
Интервалы. Чистые интервалы. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
3 |
Тональность Си-бемоль мажор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
4 |
Размер 4/4. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
5 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
6 |
Параллельные тональности. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
7 |
3 вида минора. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
8 |
Интервалы м2 б2 м3 б3. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
9 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
10 |
Повторение. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
11 |
Тональность ре минор. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
12 |
Тональность ми минор. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
13 |
Тональность си минор. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
14 |
Тональность соль минор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
15 |
Закрепление пройденного. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
16 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
17 |
Ритм: четверть с точкой и восьмая |
Урок |
4 |
2 |
2 |
18 |
Обращение интервалов. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
19 |
Творческие задания. |
Урок |
6 |
3 |
3 |
20 |
Промежуточный контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
|
66 |
33 |
33
|
3 класс
№ п.п. |
Наименование темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
1 |
Повторение материала 2 класса. |
Урок |
8 |
4 |
4 |
2 |
Тональность Ля мажор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
3 |
Тональность фа-диез минор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
4 |
Ритм четыре шестнадцатых. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
5 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
6 |
Ритм две шестнадцатых и восьмая. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
7 |
Ми бемоль мажор и до минора. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
8 |
Вокальная и инструментальная группировка. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
9 |
Интервалы м.6 и б.6. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
11 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
12 |
Повторение. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
13 |
Интервалы м7, б7. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
14 |
Обращения трезвучия. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
15 |
Размер 3/8, группировка. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
16 |
Интервалы в ладу. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
17 |
Тоническое трезвучие с обращением. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
18 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
19 |
Повторение. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
20 |
Транспонирование. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
21 |
Музыкальный кроссворд. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
22 |
Чтение с листа в пройденных размерах. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
23 |
Творческие задания. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
24 |
Промежуточный контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
|
66 |
33 |
33
|
4 класс
№ п.п. |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
1 |
Повторение материала 3 класса. |
Урок |
6 |
3 |
3 |
2 |
Тональность Ми мажор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
3 |
Тональность до-диез минор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
4 |
Интервалы |
Урок |
4 |
2 |
2 |
5 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
6 |
Ув2 в гармоническом миноре. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
7 |
Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. миноре. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
8 |
Интервал м7. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
9 |
Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
10 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
11 |
Тональность Ля-бемоль мажор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
12 |
Тональность фа минор. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
13 |
Пунктирный ритм. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
14 |
Трезвучия главных ступеней лада. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
15 |
Размер 6/8. Группировка. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
16 |
Уменьшенные и увеличенные трезвучия. Классификация трезвучий. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
17 |
Текущий контроль. |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
18 |
Повторение. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
19 |
Творческие задания. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
20 |
Подготовка к итоговой аттестации. |
Урок |
6 |
3 |
3 |
21 |
Итоговая аттестация. |
Зачет. |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
|
66 |
33 |
33 |
Распределение учебного материала по годам обучения
1 класс
Высокие и низкие звуки, регистр.
Нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой октавы.
Ритм. Ритмослоги.
Длительности – четверть, восьмая, половинная, половинная с точкой.
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, тетрахорд.
Цифровое обозначение ступеней.
Устойчивость и неустойчивость.
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.
Лад. Мажор и минор.
Тон, полутон.
Диез, бемоль, бекар.
Строение мажорной гаммы.
Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор.
Ключевые знаки.
Басовый ключ.
Понятия мотив, фраза.
Транспонирование.
Темп.
Размер (2/4,3/4).
Такт, тактовая черта, затакт.
Сильная, слабые доли. Пульс.
Паузы: восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая.
2 класс
Параллельные тональности.
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре минор, соль минор.
Размер 4/4.
Тетрахорд.
Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8.
Мотив, фраза.
Обращение интервалов.
Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая.
Затакт восьмая и две восьмые.
Паузы: половинная, целая.
3 класс
Мажорные и минорные тональности до 3 знаков при ключе.
Интервалы м.6, б.6,м.7, б.7.
Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.
Тоническое трезвучие с обращениями.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, четыре шестнадцатых.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8, группировка.
Вокальная и инструментальная группировка.
Транспонирование.
Интервалы в ладу.
4 класс
Мажорные и минорные тональности до 4 знаков при ключе.
Трезвучия главных ступеней — тоника, субдоминанта, доминанта.
Доминантовый септаккорд.
Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.
Простые интервалы.
Пунктирный ритм.
Синкопа.
Размер 6/8, группировка.
Уменьшенное и увеличенное трезвучие. Классификация трезвучий. Буквенные обозначения тональностей.
Формы работы на уроках сольфеджио
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков и сольфеджированию, ритмические упражнения и слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.
Интонационные упражнения
Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску.
Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом.
Сольфеджирование и чтение с листа
Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.
Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом фортепиано по нотам (на начальном этапе – с сопровождением педагога, в старших классах – со своим собственным).
Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки.
Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:
(карандашом, хлопками, на ударных инструментах);
карточках;
Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем – включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.
Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли – для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.
Слуховой анализ
Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или отзвука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного.
Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.
При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.
При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры.
При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:
звуков в тональности и от звука;
Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.
На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В третьем и четвертом классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти.
Музыкальный диктант
Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:
Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.
Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.
Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, в том числе занимательных, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.
Творческие задания
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.
Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).
Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений.
Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.
Творческие задания эффективны на всех этапах обучения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.
Виды и содержание контроля:
Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.
Музыкальный диктант
Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей.
Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 23ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.
Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).
Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.
Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ:
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, не владение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
Контрольные требования на разных этапах обучения
На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:
теоретические знания;
Примерные вопросы для итоговой аттестации
Примерные варианты билетов для 4 класса
Вариант 1
б) спеть мелодический до минора↑↓; t 53; D6; ум 5 с разрешением
Вариант 2
б) спеть натуральный си минор ↑↓; t53; t6; s53; s6; D53; t643. Спеть от звука «соль диез»: ↑б2; ум5 с разрешением в минор
4. Калмыков, Фридкин 1ч.№ 110. (чтение с листа)
V. Методическое обеспечение учебного процесса
В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы для каждого класса 4-летней программы обучения.
Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы
Нормативный срок обучения 4 года
1 класс
Интонационные упражнения
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д.).
Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых ступеней.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.
Ритмические упражнения
Движения под музыку.
Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание слогами).
Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).
Ритмические фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная).
Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, ¾.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано) на основе изученных ритмических фигур.
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.
Определение на слух лада (мажор, минор).
Определение на слух структуры, количества фраз.
Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов.
Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.
Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания).
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
Музыкальный диктант
Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (слогами, с названием нот, проигрывание на фортепиано).
Подбор и запись мелодических построений от разных нот.
Запись ритмического рисунка мелодии.
Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.
Запись мелодий в объеме 4 тактов в пройденных тональностях.
Творческие упражнения
Допевание мелодии до устойчивого звука.
Импровизация мелодии на заданный ритм.
Импровизация мелодии на заданный текст.
Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к исполняемым примерам.
Подбор баса к выученным мелодиям.
Запись сочиненных мелодий.
Рисунки к песням, музыкальным произведениям.
2 класс
Интонационные упражнения
Пение мажорных гамм.
Пение минорных гамм (три вида).
Пение отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней.
Пение неустойчивых ступеней с разрешением.
Пение опеваний устойчивых ступеней.
Пение интервалов в мажоре (б.3 на I, IV ,V; ч.5 на I; ч.4 на V; ч.8 на I).
Пение интервалов в миноре (м.3 на I, IV, V;ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I).
Пение простых секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов.
Сольфеджирование, пение с листа
Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах2/4,¾, 4/4 с дирижированием.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Чтение с листа простейших мелодий.
Чередование пения вслух и про себя, поочередноепение по фразам, группами и индивидуально.
Ритмические упражнения
Повторение данного на слух ритмического рисунка: на слоги, простукиванием.
Повторение записанного ритмического рисунка на слоги, простукиванием.
Новые ритмические фигуры в размере 2/4 (четверть с точкой и восьмая).
Новые ритмические фигуры с восьмыми в размере ¾.
Основные ритмические фигуры в размере 4/4.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Дирижирование в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.
Паузы – половинная, целая.
Упражнения на ритмическое остинато.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Исполнение простейших ритмических партитур.
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух лада (мажор, минор трех видов).
Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов.
Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом звучании.
Пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании.
Скачков на ч.4, ч.5, ч.8.
Музыкальный диктант
Продолжение работы по развитию музыкальной памяти и внутреннего слуха. Устные диктанты: запоминание фразы в объеме 2-4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано). Запись мелодий с предварительным разбором в объеме 4 тактов в пройденных размерах, с пройденными мелодическими оборотами, в пройденных тональностях.
Творческие задания
Досочинение мелодии.
Сочинение мелодических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Сочинение ритмического аккомпанемента.
Подбор баса к заданной мелодии.
3 класс
Интонационные упражнения
Пение мажорных гамм до 3-х знаков в ключе.
Пение минорных гамм (три вида) до 3-хзнаков в ключе.
Пение тетрахордов в пройденных гаммах.
Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.
Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.
Пение опеваний устойчивых ступеней.
Пение секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов.
Пример
Пение пройденных интервалов в тональности.
Пение пройденных интервалов от звука.
Пение пройденных интервалов двухголосно.
Пение мажорного и минорного трезвучия.
Пение в тональности обращений тонического трезвучия.
Сольфеджирование, пение с листа
Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4,¾, 4/4 с дирижированием, размер 3/8 для продвинутых групп.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Чтение с листа несложных мелодий.
Ритмические упражнения
Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4 (восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, четыре шестнадцатых). Размер 3/8, основные ритмические фигуры.
Группировка в пройденных размерах, вокальная и инструментальная группировка.
Повторение записанного ритмического рисунка прохлопыванием.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Ритмические диктанты.
Исполнение выученных мелодий с собственным ритмическим аккомпанементом.
Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато. Затакты восьмая, две восьмые, в размере 2/4.
Слуховой анализ
Определение на слух:
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий:
Пример
Творческие упражнения
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Сочинение мелодии с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.
Сочинение ритмического аккомпанемента.
Сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.
Сочинение ответного (второго) предложения.
Подбор баса к заданной мелодии.
Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов.
4 класс
Интонационные упражнения
Пение пройденных гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов.
Пение трезвучий главных ступеней с разрешением.
Пение доминантового септаккорда с разрешением в пройденных тональностях.
Пение ранее пройденных интервалов от звука и в тональности.
Пением.7 на V ступени в мажоре и миноре.
Пение ум.5 на VII (повышенной) ступени и ув.4 на IV ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение по нотам мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами в тональностях до 4-х знаков, с пройденными ритмическими оборотами.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий.
Чтение с листа несложных мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам главных трезвучий, доминантовому септаккорду, пройденные ритмические фигуры.
Ритмические упражнения
Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, 3/4, 4/4 – пунктирный ритм, синкопа, в размерах 3/8 и 6/8 ритмические группы с четвертями и восьмыми).
Размер 6/8, работа над дирижерским жестом.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Пение с ритмическим аккомпанементом.
Исполнение ритмических партитур.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и примеров с листа.
Слуховой анализ
Определение в прослушанном музыкальном построении его структуры. Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий, доминантового септаккорда.
Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих скачки на тритоны на пройденных ступенях.
Определение на слух пройденных интервалов вне тональности.
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда вне тональности.
Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях (3-4 аккорда), осознание функциональной окраски аккордов в тональности.
Музыкальный диктант
Устные диктанты.
Запись выученных мелодий по памяти.
Письменный диктант в тональностях до 2-х знаков в объеме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы
Пример
Творческие упражнения
Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.
Сочинение мелодий различного жанра, характера (марш, колыбельная, вальс).
Сочинение мелодий, использующих движение по пройденным аккордам, скачки на изученные интервалы.
Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок.
Сочинение мелодий с использованием пройденных ритмических рисунков. Подбор аккомпанемента к мелодии с помощью изученных аккордов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).
Организация занятий
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебная литература
Учебно-методическая литература
Методическая литература