Воспитание подростков

Автор: Мерцалова Ольга Витальевна

Трудности воспитания.
Родитель не справляется со своим ребенком
(ранний возраст до 7 лет, младший школьник, подросток).

 

Мерцалова О.В. – психолог службы «Телефон доверия» ГБУ МО «Центр инноваций социальной сферы»

 

 «… Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                        А.С.Макаренко

 

Все родители сталкиваются с трудностями в воспитании своих детей, некоторые родители из-за отсутствия опыта порой приходят в отчаяние от изменившегося поведения их сына или дочери, явно не в лучшую сторону, примерно от трех лет до подросткового возраста и старше.

Приведу для начала такой пример.

Звонит мама дочери, которой уже исполнилось 16 лет. И рассказывает, что дочь не слушается, хамит, дерзит, может маму послать матом. Вовремя домой не приходит. Может встать у входной двери и громко кричать, привлекая внимание соседей. Мама находится в отчаянии, не знает, что делать и как бороться с дочерью. (Обратите внимание, почти все родители, которые обращаются за консультацией по воспитанию детей и подростков, говорят о том, что не знают, как с ними бороться). Мы начали разбирать с мамой, когда все началось. Мама говорит, что пока дочке не исполнилось 13 лет, все было хорошо. Была покладистой девочкой. А чем стала старше, тем больше началось с ней хлопот. И снова мама начала перечислять все, что вытворяет ее дочь. Все внимание мамы было сосредоточено на негативном поведении дочери. Тогда я спросила маму, а бывают ли у них с дочерью моменты, когда они могут поговорить по душам.

Мама: «Да, бывают».

Психолог: «А как вы реагируете на желание дочери поговорить по душам, поделиться чем-то для нее важным и сокровенным?»

Мама: «Я говорю дочери, чтобы он отстала, что мне сейчас некогда».

Психолог: «То есть вы игнорируете положительные проявления дочери, можно так сказать? А когда дочь проявляет отрицательное поведение, то вы включаетесь эмоционально на 100 процентов?»

Мама: «Да, но ведь она ругается матом, вовремя не приходит домой и т.д.»

Психолог: «Проблема у вас с дочерью в том, что вы игнорируете положительное поведение своей дочери, вы его просто не замечаете. Для вас его как бы нет. Зато для вас есть только отрицательное поведение, в которое вы вместе с дочерью погружаетесь. А теперь давайте посмотрим на эту ситуацию глазами дочери. Дочь понимает, что мама игнорирует все ее попытки поговорить по душам, зато активное включается в ее плохое поведение. Для дочери это как сигнал. Внимание мамы и «эмоциональное тепло» можно получить только при плохом поведении».

Мама: «Да, получается, что так. И что же делать?»

Психолог: «Попробуйте для начала найти время, чтобы поговорить с дочерью в спокойной обстановке, расскажите ей о ваших переживаниях по поводу отношений с ней. Старайтесь чаще говорить тихо и спокойно»

Мама: «Спасибо большое».

Данная консультация закончилась положительным итогом. А теперь давайте попробуем разобраться в возникающих ситуациях, и подумаем о том, как их преодолевать.

Мы воспитываем своих детей так, как воспитывали нас самих, при этом порой ненавидя некоторые моменты воспитания наших родителей, по отношению к нам – детям. Зачастую при этом мы повторяем про себя, вот уж я буду своих детей воспитывать по другому.

Когда же мы становимся взрослым, мы совершенно забываем, про наши детские устремления, скатываясь на стереотипы, заложенные в нас нашими родителями. Но наши несовершенство не означают, что мы не можем вырастить детей, которые будут лучше нас самих.

 Порой, не обращая на это внимания, мы по несколько раз повторяем по одному и тому же поводу своему ребенку свои замечания-просьбы, в конце концов ребенок перестает на них реагировать или отвечает на них резко, а порой и грубо. Некоторые родители начинают идти на поводу у детей, а порой, что в последнее время стало модно, пытаются отвлечь их от конфликтной ситуации, задабривая различными гаджетами, часто получая от детей уход от различных проблем в эти самые гаджеты Вы обращали внимание, что ребенок старается умолчать о своих плохих оценках в школе, каких-то неблаговидных поступках. А все потому, что вслед за этим рассказом мгновенно последует наказание. Что же делать? Будьте ближе к детям, забудьте о том, что в свое время недополучили Вы, дайте детям больше любви, ласки, понимания, серьезного отношения к их детским проблемам. Умейте внимательно выслушать ребенка, разобраться, в возникшей проблеме, а потом принимайте решения. Хвалите ребенка, но не перехваливайте. Если день прошел без происшествий, ребенок вел себя хорошо, за это хвалить не надо, это необходимо воспринимать как должное, вот, если он успешно преодолел возникшие перед ним трудности, старательно выполнил данные ему поручения – похвалите обязательно. Если он в чем то виноват, накажите, но перед этим тщательно разберитесь в причине негативного поступка, не рубите, как говорится с плеча. Необходимо понимание ребенком граней добра и зла, научите его всему прекрасному в человеческих отношениях, тем самым воспитывайте у ребенка уверенность в себе.

Пусть лозунгами маленького человека будут: «Не делай другим того, что ты не хотел бы получить от других»; «Ты хорош, но не лучше других». Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного в ссоре. Разговаривая с ним, не говорите в сторону, в пустоту, общайтесь с ним, глядя в глаза. Ни в коем случае не «ломайте» ребенка, у него может быть своя точка зрения, которую он должен уметь отстоять.

Поговорим также о возрастных кризисах, которые возникают как и в младшем дошкольном возрасте, так и в школьную пору, как в начальной школе, так и в подростковый период.

Все родители сталкиваются с проявлениями возрастных кризисов: ранее послушные сын или дочь становятся неуправляемыми хулиганами, на все обращения родителей говорят «нет», становятся отчаянными плаксами, уходят в себя и тому подобное. Мудрые родители заранее готовятся к подобным возрастным проявлениям. Ведь важно не запретить что-то, накричать, отругать, необходимо разобраться почему и как происходят подобные явления, что делать в таких случаях, понять ребенка. Особенно трудно справляться с кризисом подросткового возраста – одиннадцать – пятнадцать лет. Особенно это проявляется на фоне изменений в гормональном развитии. И возникающих при этом конфликтах с родителями, учителями в школе.  Неусидчивость, иногда полное безразличие к происходящему, резкость в оценках и суждениях, временами депрессивное состояние, желание сделать наперекор, ничем не объяснимое упрямство, порой излишнее возбуждение и даже излишняя агрессия. Что же делать? Ни в коем случае не давить на ребенка, не высказывать негативных оценок ни к его внешнему виду, ни к его друзьям, ни к проблемам в школе. Родители должны стать ребенку друзьями, особенно в этот период.

Терпение, понимание, дружелюбие и, что самое главное уважение к ребенку, как к самостоятельной личности. Все это поможет преодолеть все трудности воспитания в этот период.

В целях исключения в сложный период развития Вашего ребенка негативных проявлений, хотелось бы дать несколько рекомендаций:

Доверяйте ребенку, берегите его доверие, не запрещайте проявлять свои эмоции, даже если они носят негативный характер, дайте ему понять, что он услышан, что Вам важны и небезразличны его чувства и Вы всегда готовы помочь ему в его сложных переживаниях.

Ни в коем случае не давайте ему понять, что Вы от него что-то скрываете, иначе у его может сложиться мнение, что Вы ему не доверяете, а как в таком случае он сможет доверять Вам?

Важно. Убедитесь, что у ребенка есть личное пространство, старайтесь не нарушать его, пусть у него будет время, чтобы он занимался тем, что ему нравится.

Хвалите и поощряйте своего ребенка, когда он принимает правильные решения и делает что-то хорошо. Если у Вас появляется повод гордиться Вашим ребенком, обязательно говорите ему об этом. Ни что не стимулирует ребенка так, как положительная оценка взрослых.

Больше общайтесь с Вашим ребенком, интересуйтесь, чем он занимается, что чувствует и переживает, где и с кем проводит время.

Делитесь с ним своей жизнью и чувствами.

×
×