«Развитие внимания у детей с задержками интеллектуального развития в раннем возрасте ( 1- 3 года)»

Автор: Куландже Сафет Вадимовна

Умение сосредотачиваться и концентрировать внимание – одна из важ-нейших функций сознания человека, без неё качественный познаватель-ный процесс был бы невозможным. Поэтому, развивать внимание у детей с задержками интеллектуального развития необходимо начинать уже в раннем возрасте.

У ребенка с нарушением интеллекта в первый год жизни отсутствует отклик на различные шумы и звуки окружения, например, ребенок не реагирует на голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки- погремушки, предметы разных форм и цветов.

На втором году жизни малыш с проблемами в интеллектуальном раз-витии всецело не может увлекаться каким-то одним занятием и при этом замечает, что происходит вокруг, отвлекается на любого характера внешние факторы. Например, он не может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, не может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать.

С 2 до 3 лет ребенок со сниженным интеллектом часто отвлекается на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к в процесс игры не может, теряя при этом интерес и переключаясь на другие объекты окружения.

Выделяют несколько стадий формирования детского внимания у детей от 0 до 3 лет:

стадия рассеянного внимания;

стадия фиксированного внимания;

стадия гибкого одноканального внима-ния.

Существует много эффективных методик и игр раннего развития внимания у малышей.

Необходимо помнить, чтобы повысить настрой ребенка и сосредоточить его на работе, в помещении должна соблюдаться тишина, важно придерживаться регулярности упражнений – только в этом случае про-явится эффект, а также не рекомендуют превышать временного лимита: 15-20 минут в день.

Игры на развитие внимания детей 1-2 лет.

Игра «Ку-ку!». Взрослый говорит «ку-ку», а потом прячется за полотенце, угол шкафа, ладошки. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примеча-тельное полотенце, при этом удерживает внимание, потому что ожидает, что взрослый снова появится. И когда взрослый появляется, это вызывает яркую эмоцию радости.

Игра «Где же ручки?». Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: «Где же ручки? Нет ручек!». В какой-то момент ребенок вЫтягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: «Вот они!». Данная игра помогает ребенку учится состоятельно инициировать игру, управлять процессом, а также удерживать свое внимание на процессе.

Игры на развитие внимания детей 2-3 лет.

Игра «Делай как я». Взрослый садится напротив ребенка, показывает ему различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения разными частями тела, побуждая малыша повторять за вами. При этом, не забывает комментировать свои действия: «Сейчас я веселая», «Я сердитая», «Я смотрю в бинокль» (подносит руки к глазам),«Я плыву» (имитирует движения).

Игра «Кто в домике живет?». Взрослый кладет перед ребенком два домика, например красный и желтый, и различные карточки, со-ответствующие красному и желтому цветам. Затем, в зависимости от возможности ребенка, предлагает: «Давай назовем (покажем) каждый предмет, его цвет и покажем домик, в котором он будет жить». С каждым новым заходом число домиков и, соответственно, карточек можно увеличивать.

Таким образом, начиная развивать внимание с раннего возраста, вы обеспечиваете успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений, навыков и установление контакта с окружающем его миром. 

×
×