Автор: Бондарева Елена Анатольевна
Бондарева Елена Анатольевна
Руководитель Отдела Службы подбора,
подготовки и сопровождения
замещающих семей
КГКУ Детский дом 4
г. Хабаровск
Развитие мелкой моторики у малышей
«Пальчики дружные, все такие нужные»
Беспокойства, связанные с появлением малыша утихли. Кроха подрос, важно сидит вместе с вами за одним столом, вот-вот, и он начнет, есть сам, своей ложкой, попробует создать свой первый рисунок. Как помочь малышу освоить эти на первый взгляд простые навыки? С чего начать? В чем именно может заключаться ваша помощь?
Одним из условий успешного овладения умением пользоваться ложкой, правильно держать ручку, красиво писать является соответствующий возрасту уровень развития мелкой моторики руки. В ранние дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика), ребенок учиться переворачиваться, садиться, ползать, вставать и ходить. Развитие способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая или мелкая моторика), происходит медленнее, т.к. в центральной нервной системе ребенка процесс развития продолжается. Именно к таким движениям относится умение пользоваться ложкой, вилкой, рисовать, писать, нанизывать бусины на нитку, вставлять нитку в иголку и пр.
Примерно в 12-15 месяцев малыш может чертить на бумаге цветными мелками, держит ложку, поднося её ко рту. Около 18-21 месяца выводит каракули и росчерки. В 21-24 месяца — нанизывает три или более бусинок. В 24 -30 месяцев — держит пальцами мелок или карандаш: большой палец — с одной стороны, остальные — с другой.
Темп созревания и развития у каждого ребенка индивидуальный, и зависит от индивидуальных особенностей малыша и социальных условий его развития. Поэтому реальный возраст освоения умения может несколько отличаться от нормативного. Иногда, трудности освоения точных движений руки связаны с наличием повышенного или пониженного тонуса ручек, с повышенной двигательной активностью, с другими проявлениями неврологических заболеваний. Как правило, такие детки с рождения наблюдаются у невролога. Детские неврологи, рекомендуют расслабляющий или тонизирующий массаж тела, массаж кистей и пальчиков рук, различные виды физиолечения.
На сегодняшний день все более популярным становится раннее развитие ребенка. Специалисты, занимающиеся ранним развитием малыша (психологи, педагоги) отводят развитию мелкой моторики ведущее место, наряду с эмоциональным, двигательным развитием, гармонизацией детско-родительских отношений.
Сразу же после рождения кулачки малыша сжаты. Кроха держится за поднесенный к его ладошкам пальчик. Постепенно ладошки раскрываются и расслабляются. Малыш заново учиться сжимать пальчики в кулачок, брать и удерживать в руках предметы. Процесс развития хватательных движений развивается у каждого ребенка в своем темпе, это зависит от индивидуальных особенностей крохи и от особенностей взаимодействия с окружающими его близкими людьми. Телесный контакт, положительно окрашенные отношения малыша с мамой особенно необходимые крохе в раннем возрасте, являются катализатором благоприятного развития малыша.
Прикосновения к новорождённому ребенку стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле малыша, включаясь в движение, пространственную ориентацию и сенсорное восприятие. При недостаточном телесном и эмоциональном контакте мамы (человека, который заменяет маму) с ребенком, не происходит удовлетворения основных психических потребностей малыша, что в дальнейшем может стать причиной дефицита психического и эмоционального развития, трудностей в обучении, проблем социальной адаптации.
Благотворное влияние на общее развитие малыша, на психомоторное развитие в частности, и в том числе, опосредованно, и на развитие мелкой моторики оказывают различные виды массажей. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующее воздействие на все системы и органы.
Нейропсихологи утверждают, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Таким образом, на развитие центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи влияет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.