Автор: Фёдорова Г.П., Шатская О.В.
Театральная и социально-значимая деятельность в дополнительном образовании как средство социализации подростков и молодежи
Педагог-организатор МБУДО ДДТ «Родник»
Фёдорова Г.П.
Методист МБУДО ДДТ «Родник»
Шатская О.В.
Решение педагогической проблемы социализации обучающихся, как залог перспективного развития и воспитания личности ребенка средствами дополнительного образовании (ДО), является одной из актуальных перспектив развития системы ДО.
Связующим звеном между внешней средой и внутренними ресурсами социализации при обучении в ДО служат психологические механизмы мышления, сознания и понимания (осознания); межличностных коммуникаций и ценностных приоритетов личности учащихся, [7].
Подростковый возраст (10-14 лет) это сложный период становления личности, когда закладываются нравственные основы, формируются черты характера, социальные установки, отношение к себе и окружающему миру.
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и т.д. В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений – отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью, период смены внутренней позиции (Л.И.Божович, И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Е.А.Шумилин)
При установлении связей с социальной структурой общества должны быть выделены и отслежены наиболее актуальные для предмета функциональные связи и способы взаимодействия в аспекте мотивационной, деятельностной и волевой структуры развития личности, [7].
Отличительной особенностью реализации программы «Театрал» в ДДТ «Родник» является — при групповой форме занятий — личностно-ориентированный характер индивидуальных траекторий подготовки (достигается за счет индивидуальной диагностики задатков и способностей учащихся, с моделированием профессиональных качеств мастерства актера на основе критериев результативности); так и межпредметный характер проектной деятельности, [9], разновидностью которой являются социальные практики.
Говоря о театре, необходимо, прежде всего отметить его образовательную роль, которая выходит за рамки просто развлечения аудитории. Театр всегда был связующей нитью между воспитанием, образованием и развлечением. Со времен античности театр и формы театрального действа использовались человечеством в целях образования, развития личности и воздействия на общество, даже, когда театра не существовало как такового, [1]. Это подчеркивает его универсальную образовательную и воспитательную роль для человечества. Во многом благодаря театру в XIX веке формировалась интеллигенция – самые образованные, культурные, воспитанные люди. «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг — потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется», [5].
Теоретики театральной деятельности, [13], выделяют некоторые особенности влияния театра на процесс социализации подростков и молодёжи:
Знакомясь с театром, подросток погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства; зритель и участник постановки учатся взаимодействовать с большими и малыми социальными группами, сотрудничеству и сотворчеству в коллективе, [11]. Исполнительский язык театра – действие, диалог и игра.
Эти особенности делают театральное искусство близким для людей разных возрастов и социальных групп. Определим место театральных постановок в системе потребностей и мотиваций учащихся ДО. Наряду с профессионально-предметными, техническими, задачами, цель театральных постановок — изменение знаний, отношения или поведения, обучение коммуникативным навыкам, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, улучшение здоровья молодежи, предотвращение социально-значимых заболеваний, снижение дискриминации по отношению к различным целевым группам; формирование позитивного осознанного отношения к себе как к личности, которая может выбирать, по-новому оценить себя, своё положение в обществе и перспективы в жизни (что является основой для позитивного социального поведения), увидеть как позитивную, так и негативную поведенческую модель, [8, 10], следовать внутренним эталонам, образцам, стандартам и ценностям (как формирование внутреннего психологического самоконтроля).
Социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свое мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Социальная практика представляет собой деятельность, направленную на развитие социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия.
Для достижения целей формирования у подрастающего поколения негативного отношения к асоциальным процессам; повышения общей культуры, духовности и образованности в молодёжно-юношеской среде; приобщения к здоровому образу жизни в учреждении ДО ставятся следующие задачи, [14]:
-организация социально-значимой полезной деятельности;
-вовлечение в её реализацию детей, подростков и молодёжи;
-содействие в реализации молодёжных социально-значимых инициатив;
-социализация и адаптация в обществе и культуре;
-оказание всесторонней помощи в развитии индивидуальных задатков и
способностей ребёнка;
-помощь подрастающему поколению в процессе личностной самореализации;
—формирование навыков коллективной работы по реализации собственными силами реального социально полезного дела;
-повышение социальной активности обучающихся, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;
-положительные изменения в сознании учащихся и повышение уровня их общей культуры;
-воспитание нравственности, приобщение к этическим нормам и
ценностям человеческого общества;
-популяризация здорового образа жизни;
-организация познавательного детского досуга;
-организация разностороннего и полезного отдыха детей;
-патриотическое воспитание.
Чтобы выполнить эти цели и задачи в МБУДО ДДТ Родник» в установленном порядке осуществляются следующие виды социально-значимой деятельности:
разработка, координация и реализация программ и проектов в социально-
значимых направлениях; а также — разработка и организация социально-значимых мероприятий (акций), [16].
Для подросткового возраста и молодёжи ДДТ «Родник» ежегодно проводятся ярмарки профессий, тематические мастер-классы, приуроченные к памятным датам; тематические конкурсы и выставки; мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей и формирование правильного отношения к семье, природе; организуется участие в экологических проектах города; посещение и помощь своим подшефным ветеранам г.о. Химки; акции сохранения исторической памяти, помощи людям в сложной жизненной ситуации, социальной адаптации, профилактики вирусных заболеваний; акция «Бумеранг добра» (Концепция патриотического воспитания МБУДО ДДТ «Родник»):
-«Бумеранг добра» – акция, в ходе которой юнармейский отряд посещает и помогает своим подшефным ветеранам г.о. Химки;
-«Бумеранг добра» по очистке подростками-юнармейцами памятников от снега и наледи;
-Победный «Бумеранг Добра» — акция, приуроченная к 9 мая, Дню Великой Победы;
-Пушистый «Бумеранг Добра» — благотворительная акция, в ходе которой собирается помощь для приюта животных;
-«Бумеранг добра» — благотворительные концерты в центрах для пожилых людей г.о. Химки;
-«Бумеранг добра» по сбору материальной помощи переселенцам и в госпитали.
Многие авторы считают, [15], что социальная практика может быть полезна при решении ряда задач. Социальное проектирование помогает решать подростку основные задачи подросткового возраста – формирование своей Я-концепции и мировоззрения; установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых (С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова). Социальная практика способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Кроме того, делается акцент на формировании представлений о будущей работе, выборе места обучения после школы, знакомстве с уровнем требований и спецификой обучения при организации социальной практики. Для решения задач данного типа актуальной, по мнению М.П. Гурьяновой, является социально-профессиональная практика. Данный автор разводит понятия «социальная практика» и «социально-профессиональная практика». Под «социально-профессиональной практикой» понимается общественно полезная, трудовая деятельность, направленная на обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. А большинство ученых вовсе не проводят чёткой грани между упомянутыми видами практик и, как правило, называют их социальными. Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова подытоживают, что социальная практика способствует становлению гражданской позиции и личностному росту старшеклассников.
Таким образом, понятие «социальная практика» это не только отдельная категория воспитательной деятельности учреждения, но и непосредственно образовательный элемент реализации любой программы ДО, в особенности, более трёх-четырёх лет обучения. Ведь задачей совместной деятельности педагога и подростка, старшеклассника становится задача подготовить учащегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. И театральная деятельность в ДО, как пример средства социализации, также приобретает особый социально-педагогический смысл.
Список литературы
1. Абалкин Н. Рассказы о театре. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 304 с.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. – Москва: Художественная литература, 1975. -502 с.
3. Искусство как фактор интеллектуально — творческого развития школьников// сборник тезисов IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2006 .- С.22.
4. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. – 76 с.
5. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. / Ком. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989.- 575 с.
6. Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма / Общ.ред. и вступ. ст. Владыкина Г.И. 2-е изд. М.; Л.: Искусство, 1947. С.58.
7. Оболенская Ю.Н., Шатская О.В. Моделирование процесса социализации обучающихся в дополнительном образовании как педагогическая проблема// ж. МОАН «Тенденции развития науки и образования», №51-2, с. 37-41. Раздел Психология. — июнь 2019 Самара / doi 10/1841/ lj-06-2019-37.
8. Рубина Ю.Н. Театр и подросток. – М.: Академия, 2008.
9. Рудягина С.Ю., Шатская О.В. Особенности проектной деятельности в ДО//ж. МОАН «Тенденции развития науки и образования», №49, апрель 2019 Самара. — c.53-57 // doi 10.18411/ lj-04-2019.
10. Румянцева Д.Н. Педагог театральной студии. – М.: Академия, 2008.
11. Таиров А. Я. Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970 С. 37.
12. Закон РФ «Об образовании»-273, статья 34, п.4.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р.
14. Логинова Н.Ф., С. Х. Самсонова. Педагогическое сопровождение социальной практики http://www.csnetwork.ru/library/?content=doc&id=208 .
15. sladkovoart.ru [Электронный ресурс]. URL: Basic—form—social—cultural—activities.pdf — (Дата обращения 26.09.2023).