Театральная и социально-значимая деятельность в дополнительном образовании как средство социализации подростков и молодежи

Автор: Фёдорова Г.П., Шатская О.В.

Театральная и социально-значимая деятельность в дополнительном образовании как средство социализации подростков и молодежи

 

Педагог-организатор МБУДО ДДТ «Родник»

Фёдорова Г.П.

 Методист МБУДО ДДТ «Родник»

Шатская О.В.

 

Решение педагогической проблемы социализации обучающихся,      как залог перспективного развития и воспитания личности ребенка     средствами дополнительного образовании (ДО),  является одной из актуальных       перспектив  развития системы ДО.

Связующим звеном между внешней средой и внутренними ресурсами социализации при обучении в ДО служат психологические механизмы мышления, сознания и понимания (осознания); межличностных коммуникаций и ценностных приоритетов личности учащихся, [7].     

Подростковый возраст (10-14 лет) это сложный период становления личности, когда закладываются нравственные   основы, формируются черты характера, социальные установки, отношение к себе и окружающему миру.

В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и т.д. В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений – отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью, период смены внутренней позиции (Л.И.Божович, И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Е.А.Шумилин)

При установлении связей с социальной структурой общества должны быть выделены и отслежены наиболее актуальные для предмета функциональные связи и способы взаимодействия в аспекте мотивационной, деятельностной и волевой структуры развития личности, [7].

Отличительной особенностью реализации программы «Театрал» в  ДДТ «Родник» является — при групповой форме  занятий — личностно-ориентированный характер индивидуальных траекторий подготовки (достигается за счет индивидуальной диагностики задатков и способностей учащихся, с моделированием профессиональных качеств мастерства актера на основе критериев результативности); так и межпредметный  характер проектной деятельности, [9], разновидностью которой являются социальные практики.

Говоря о театре, необходимо, прежде всего отметить его образовательную роль, которая выходит за рамки просто развлечения аудитории. Театр всегда был связующей нитью между воспитанием, образованием и развлечением. Со времен античности театр и формы театрального действа использовались человечеством в целях образования, развития личности и воздействия на общество, даже, когда театра не существовало как такового, [1]. Это подчеркивает его универсальную образовательную и воспитательную роль для человечества. Во многом благодаря театру в XIX веке формировалась интеллигенция – самые образованные, культурные, воспитанные люди.  «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг — потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется», [5].              

Теоретики театральной деятельности, [13], выделяют некоторые особенности влияния театра на процесс социализации подростков и молодёжи:

Знакомясь с театром, подросток погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства; зритель и участник постановки учатся взаимодействовать с большими и малыми социальными группами, сотрудничеству и сотворчеству в коллективе, [11]. Исполнительский язык театра – действие, диалог и игра.

Эти особенности делают театральное искусство близким для людей разных возрастов и социальных групп. Определим место театральных постановок в системе потребностей и мотиваций учащихся ДО. Наряду с профессионально-предметными, техническими, задачами, цель театральных постановок  — изменение знаний, отношения или поведения, обучение коммуникативным навыкам, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, улучшение здоровья молодежи, предотвращение социально-значимых заболеваний, снижение дискриминации по отношению к различным целевым группам;  формирование позитивного осознанного отношения к себе как к личности, которая может выбирать, по-новому оценить себя, своё положение в обществе и перспективы в жизни (что является основой для позитивного социального поведения), увидеть как позитивную, так и негативную поведенческую модель, [8, 10],  следовать внутренним эталонам, образцам, стандартам и ценностям (как формирование внутреннего психологического самоконтроля).

Социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свое мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.  Социальная практика представляет собой деятельность, направленную на развитие социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия.

Для достижения целей формирования у подрастающего поколения негативного отношения к асоциальным процессам; повышения общей культуры, духовности и образованности в молодёжно-юношеской среде; приобщения к здоровому образу жизни в учреждении ДО ставятся следующие задачи, [14]:

-организация социально-значимой полезной деятельности;

-вовлечение в её реализацию детей, подростков и молодёжи;

-содействие в реализации молодёжных социально-значимых инициатив;

-социализация и адаптация  в обществе и культуре;

-оказание всесторонней помощи в развитии индивидуальных задатков и

способностей ребёнка;

-помощь подрастающему поколению в процессе личностной самореализации;

формирование навыков коллективной работы по реализации собственными силами реального социально полезного дела;

-повышение социальной активности обучающихся, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;

-положительные изменения в сознании учащихся и повышение уровня их общей культуры;

-воспитание  нравственности, приобщение к этическим нормам и

ценностям человеческого общества;

-популяризация здорового образа жизни;

-организация познавательного детского досуга;

-организация разностороннего и полезного отдыха детей;

-патриотическое воспитание.

Чтобы выполнить эти цели и задачи в МБУДО ДДТ Родник» в установленном порядке осуществляются следующие виды социально-значимой деятельности:

разработка, координация и реализация программ и проектов в социально-

значимых направлениях; а также — разработка и организация социально-значимых мероприятий (акций), [16].

Для подросткового возраста и молодёжи ДДТ «Родник» ежегодно проводятся ярмарки профессий,  тематические мастер-классы, приуроченные к памятным датам;   тематические конкурсы и выставки; мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей и формирование правильного отношения к семье, природе; организуется участие в экологических проектах города;  посещение и помощь своим подшефным ветеранам г.о. Химки; акции сохранения исторической памяти, помощи людям в сложной жизненной ситуации, социальной адаптации, профилактики вирусных заболеваний;  акция «Бумеранг добра» (Концепция патриотического воспитания МБУДО ДДТ «Родник»):

-«Бумеранг добра» – акция, в ходе которой юнармейский отряд посещает и помогает своим подшефным ветеранам г.о. Химки;

-«Бумеранг добра» по очистке подростками-юнармейцами памятников от снега и наледи;

-Победный «Бумеранг Добра» — акция, приуроченная к 9 мая, Дню Великой Победы;

-Пушистый  «Бумеранг Добра» — благотворительная акция, в ходе которой собирается помощь для приюта животных;

-«Бумеранг добра» — благотворительные концерты в центрах для пожилых людей г.о. Химки;

-«Бумеранг добра» по сбору материальной помощи переселенцам и в госпитали.

Многие авторы считают, [15], что социальная практика может быть полезна при решении ряда задач. Социальное проектирование помогает решать подростку основные задачи подросткового возраста – формирование своей Я-концепции и мировоззрения; установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых (С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова). Социальная практика способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Кроме того, делается акцент на формировании представлений о будущей работе, выборе места обучения после школы, знакомстве с уровнем требований и спецификой обучения при организации социальной практики. Для решения задач данного типа актуальной, по мнению М.П. Гурьяновой, является социально-профессиональная практика. Данный автор разводит понятия «социальная практика» и «социально-профессиональная практика». Под «социально-профессиональной практикой» понимается общественно полезная, трудовая деятельность, направленная на обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. А большинство ученых вовсе не проводят чёткой грани между упомянутыми видами практик и, как правило, называют их социальными.  Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова подытоживают, что социальная практика способствует становлению гражданской позиции и личностному росту старшеклассников.

Таким образом, понятие «социальная практика» это не только отдельная категория воспитательной деятельности учреждения, но и непосредственно образовательный элемент реализации любой программы ДО, в особенности,  более трёх-четырёх лет обучения. Ведь задачей совместной деятельности педагога и подростка, старшеклассника становится задача подготовить учащегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. И театральная деятельность в ДО, как пример средства социализации, также приобретает особый социально-педагогический смысл.

 

Список литературы

1.     Абалкин Н. Рассказы о театре. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 304 с.

2.     Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. – Москва: Художественная литература, 1975. -502 с.

3.     Искусство как фактор интеллектуально — творческого развития школьников// сборник тезисов IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2006 .- С.22.

4.     Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. – 76 с.

5.     Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. / Ком. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989.- 575 с.

6.     Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма / Общ.ред. и вступ. ст. Владыкина Г.И. 2-е изд. М.; Л.: Искусство, 1947. С.58.

7.     Оболенская Ю.Н., Шатская О.В. Моделирование процесса социализации обучающихся в дополнительном образовании как педагогическая проблема// ж. МОАН «Тенденции развития науки и образования», №51-2, с. 37-41. Раздел Психология. — июнь 2019 Самара / doi 10/1841/ lj-06-2019-37.

8.     Рубина Ю.Н. Театр и подросток. – М.: Академия, 2008.

9.     Рудягина С.Ю., Шатская О.В. Особенности проектной деятельности в ДО//ж. МОАН «Тенденции развития науки и образования», №49, апрель 2019 Самара. — c.53-57 // doi 10.18411/ lj-04-2019.

10. Румянцева Д.Н. Педагог театральной студии. – М.: Академия, 2008.

11. Таиров А. Я. Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970 С. 37.

12. Закон РФ «Об образовании»-273, статья 34, п.4.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р.

14. Логинова Н.Ф., С. Х. Самсонова. Педагогическое сопровождение социальной практики http://www.csnetwork.ru/library/?content=doc&id=208 .

15. sladkovoart.ru [Электронный ресурс]. URL: Basicformsocialculturalactivities.pdf — (Дата обращения 26.09.2023).

 

×
×