Автор: Надежда Леонидовна Заблоцкая
Творческая разработка
Знакомство детей с достопримечательностями
и объектами города Магнитогорска через
интерактивное занятие «Путешествие по Магнитогорску».
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории
Заблоцкая Н.Л.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
Актуальность:
Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, выяснилось, что у детей поверхностные представления об истории родного города.
В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, поэтому дети не владеют достаточной информацией о родном городе. А, не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Этим и было обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине – Магнитогорску.
Цель проекта: знакомство детей с историей, достопримечательностями и объектами инфраструктуры города Магнитогорска.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Формировать у детей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Развивающие задачи:
-Развивать связную речь детей.
-Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать чувство гордости за историческое и культурное наследие своего народа.
-Воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к своей малой Родине.
Предполагаемый результат:
-Обогащенные и систематизированные знания детей о городе и его достопримечательностях.
-Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
-Повысить детскую компетентность в вопросах истории, культуры города Магнитогорска, что поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Реализовать данный проект было решено через создание интерактивного занятия «Путешествие по Магнитогорску».
Пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я пойму!» – стала главным девизом. Так, мы решили создать импровизированные памятники и объекты города Магнитогорска, городской транспорт – жилеты. Они просты в изготовлении, удобны и универсальны в использовании. Эти жилеты можно использовать на различных занятиях (фотографии крепятся на липучку).
Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.
Такая форма работы поможет воспитать чувство патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей малой Родине и ее историческому наследию.
Конспект интерактивного занятия
«Путешествие по Магнитогорску»
Цель: воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к родному краю.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Формировать у детей духовно-нравственные и социокультурные ценности.
-Уточнять и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, улицах города.
Развивающие задачи:
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
-Обогащать активный словарь детей.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать чувство гордости за историческое и культурное наследие своего народа.
-Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: фонограммы песен «Магнитка» (слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой), «Трус не играет в хоккей» (слова С. Гребенникова и Н. Добронравова; музыка А. Пахмутовой), «Вперед четыре шага»; жилеты с изображением памятников, объектов и общественного транспорта города Магнитогорска; мольберт, лист с изображение фокусника, краски, зубные щетки, мелки; клюшки (по количеству детей), мячи (по количеству команд), свисток.
Предварительная работа: экскурсии по фотогалереи МДОУ «Д/с № 70», на интернет-ресурсах «Виртуальный Магнитогорск»; выездная экскурсия «Магнитогорск юбилейный»; посещение музеев («Магнитогорский историко-краеведческий музей», «Музей истории Магнитостроя», «Музей ММК»); целевые прогулки по близлежащим улицам; рассматривание фотографий и иллюстраций о достопримечательностях города Магнитогорска; беседы о городе; чтение и заучивание стихов;.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На детях одеты жилеты – это импровизированные памятники и объекты города Магнитогорска, городской транспорт. Ребенок самостоятельно рассказывает про свой объект от первого лица.
Звучит песня «Магнитка». Дети собираются на спортивной площадке. Воспитатель читает стихотворение о Магнитогорске:
Магнитогорск – обычный город
Но скажу вам, неспроста
Каждый житель так мне дорог
Это Родина Моя!
Он не стар ещё, он молод.
Но в историю войдя,
Отбивал огромный молот,
Здесь готовилась броня.
Защитившись от фашистов,
Меч стальной передала
Наша Славная Магнитка
Фронту душу отдала!
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Дети здороваются.
Воспитатель: Я знаю, вы все любите свой город, в котором живете, и думаю, не откажитесь попутешествовать по нашему любимому городу, под названием… Ответы детей.
— А кто знает, почему наш город так называется? Ответы детей.
— Ребята, в этом году Магнитогорск в очередной раз будет отмечать свой день рождения. Это будет не просто день рождения, а – юбилей родного города. В этом году мы отмечаем девяносто лет со дня основания.
— Позвольте мне начать нашу экскурсию? Но на экскурсию мы все должны отправиться, взяв с собой хорошее настроение. Давайте все вместе поприветствуем новый день и друг друга:
Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Здравствуй, утро, здравствуй, день, Нам здороваться не лень! |
(соединили перед собой раскрытые ладошки) (тянут руки вверх) (качают из стороны в сторону поднятые руки) (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево) (разводят поочерёдно руки в стороны) (показывают на себя и делают низкий поклон) |
Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами. А сейчас – в путь!
— Визитная карточка города – вокзал и привокзальная площадь. И наш город – не исключение! Вокзал у нас красивый, удобный, благоустроенный. Справа и слева от центрального зала находятся залы ожидания, билетные кассы, информационное бюро. Наше знакомство с городом мы начнем прямо отсюда. Посмотрите, это памятник «Паровоз» (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
— Напротив здания вокзала располагается еще один значимый памятник – скульптура «Металлург». Зная историю его создания, очень хочется назвать его «металлургом-путешественником», потому что скульптура предназначалась вовсе не Магнитогорску и место окончательной прописки приобрела только через двенадцать лет после странствий по свету (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
— Здесь недалеко друг от друга находятся здания железнодорожного вокзала и автовокзала. На автовокзале мы можем увидеть различный транспорт. Назовите, какой транспорт вы видите. Ответы детей.
Ребята называют транспорт: автобус, маршрутное такси. «Автобус» и «маршрутное такси» рассказывают про себя.
— Ребята, как вы думаете, на чем мы можем совершить экскурсию? Ответы детей.
— Правильно, это – экскурсионный автобус на нем мы и продолжим наше знакомство с Магнитогорском. Сейчас мы отправляемся к следующей достопримечательности Магнитогорска – памятнику первостроителям города, расположенному в Парке ветеранов, неподалеку от площади Свердлова. «Автобус» с ребятами «отъезжает» к памятнику «Палатка первых строителей» (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
На экскурсию мы едем –
Город свой узнать хотим.
Вдоль по улицам проедем
И в окошко поглядим:
Стоп!
Воспитатель: Вот мы и приехали к памятнику «Палатка первых строителей» (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
— А теперь, ребята, посмотрите на картинку (воспитатель показывает картинку памятника «Тыл – фронту»). Кто знает, как называется этот памятник? Ответы детей.
— Правильно, ребята! Ну, что, поехали дальше?! «Автобус» с ребятами «отправляется» к памятнику «Тыл – фронту».
— Сейчас наш путь будет лежать по проспекту Ленина – одной из главной улиц города в Парк Победы, где располагается знаменитый монумент «Тыл – фронту». Он является первым памятником – «Меч Победы». Второй памятник – «Родина-мать» – находится в Волгограде, третий – «Воин-освободитель» – в Берлине.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот величественный памятник, который стоит на холме. (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
— Перед памятником находится «Вечный огонь» – это памятник погибшим воинам. И днем и ночью горит огонь, и лежат свежие цветы в память о защитниках нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Благодарные жители нашего города возлагают живые цветы и чтят память всех погибших в этой войне минутой молчания.
Священны места всех сражений.
Где воины к подвигу шли,
Стране День Победы весенний
Они из боев принесли.
На площадь приходим с цветами,
Бессмертный солдат там стоит.
И Вечный огонь – наша память –
Всегда озаряет гранит.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте немного прогуляемся по городу пешком.
Физкультминутка
Мы по городу идем,
Звонко песенку поем.
Мы по улице шагаем
Ровно ноги поднимаем.
Делай шаг-раз, два.
Взмах руками три, четыре.
Повернулась голова.
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко.
И побегаем легко.
-Теперь мы смело можем отправиться в путь! (Дети под музыку идут за воспитателем).
Из парка Победы мы направляемся через дорогу к площади народных гуляний, расположенной перед Белым домом – зданием городской администрации. Как уже понятно из названия, именно здесь горожане собираются в праздники, в новогодние дни устанавливается елка, и вырастает городок из чудных ледовых фигур. В теплое время года на площади радует глаз еще одно прекрасное творение архитекторов – светомузыкальный фонтан.
На этой площади стоят «Магнитогорские Куранты». Куранты громко оповещают окрестности о времени перезвоном и громким боем (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
— А кто из вас ребята, знает, сколько часов в сутках? Ответы детей.
— А давайте прямо сейчас попробуем изобразить часы-куранты и пробить 12 часов? (ребята изображают бой часов, воспитатель считает 12 раз).
— Молодцы!
Воспитатель: Сейчас мы вернемся в наш автобус и поедем дальше. «Автобус» с ребятами «отправляется» к цирку. Для того, чтобы узнать какая будет следующая остановка, отгадайте загадку:
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
Воспитатель: Правильно, ребята! (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
— Ребята, я хочу вам предложить нарисовать «Салют на арене цирка». А рисовать мы будем не обычными кисточками, а зубными щетками (дети рисуют салют красками с помощью зубных щеток, проводя ими от изображения фокусника вверх и в стороны) или цветными мелками на асфальте.
Воспитатель: У вас получилась замечательная картина! Предлагаю вам подарить ее нашему цирку.
Воспитатель: Ну, а нам нужно двигаться дальше, у нас впереди еще много интересного. Пока воспитатель задает вопросы детям, «автобус подъезжает» к ледовому дворцу «Арена – Металлург».
— У нас в Магнитогорске есть известная хоккейная команда. Как он называется? Ответы детей.
— А как называется место тренировок нашей команды? Ответы детей.
— Правильно, Арена «Металлург». Вы – настоящие знатоки города!
— А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру. Фоном звучит песня «Трус не играет в хоккей».
Игра «Не выпусти мяч (шайбу) из круга»
Правила игры: в игре участвуют несколько подгрупп одновременно. Команды с клюшками образовывают одинаковые круги. На каждую команду выдается один мяч (одна шайба). По сигналу игроки начинают прокатывать друг другу мяч по кругу, не давая выйти ему за пределы круга.
По окончании игры подсчитывается количество пропущенных мячей. Побеждает команда, простившая меньше всего мячей (шайб).
Воспитатель: Мы с вами поиграли, а чтобы двигаться дальше, отгадайте мою загадку:
Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам,
Это – православный…….(храм).
— Правильно, Храм Вознесения. Это – одно из самых красивых зданий в Магнитогорске (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что экскурсию можно проводить не только на автобусе, но и на трамвае. Давайте, прокатимся на трамвае?! Дети «пересаживаются» в «трамвай» и «едут» по мосту.
Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие из Европы в Азию (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
Воспитатель: Итак, мы оказались с вами в левобережной части города. Посмотрите на главную площадь этой части города – это площадь Победы, на которой установлен памятник «Танк» (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться на правый берег и посмотреть еще одно интересное место – всем знакомое и любимое. А вот и наш автобус! «Автобус» с ребятами «подъезжает» к театру «Буратино» (см. Картотека «Путешествие по родному городу»).
Воспитатель: Ребята, сейчас предлагаю вам немного потанцевать.
Музыкальная игра «Вперед четыре шага»
Правила игры: участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым повтором темп ускоряется.
Воспитатель: Автобус скорость набирает,
Едет, едет все быстрей:
То налево, то направо,
И шумит: «Скорей! Скорей!»
Очень скоро мы приедем,
Приготовьтесь, детвора!
Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к завершению, давайте займем места в автобусе и поедем в наш любимый детский сад. «Автобус» с ребятами «возвращается» в детский сад.
— Давайте вспомним, где мы с вами побывали, какие памятные места нашего города посетили? Ответы детей.
— Самое главное, ребята, что Магнитка всегда удивляла и продолжает удивлять своими людьми, их несгибаемым характером, трудовыми подвигами. В этом исключительность нашего города. Я желаю вам вырасти хорошими, добрыми, трудолюбивыми, культурными людьми, узнать больше о своём городе, интересоваться историей родного края, чаще посещать выставки, музеи, театры, чтить семейные традиции, уважать старшее поколение. Будьте патриотами!
— Я предлагаю каждому из Вас сейчас сказать хорошие слова и подарить нашему городу Букет добрых пожеланий! Ответы детей.
Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!
Картотека бесед к интерактивному занятию
«Путешествие по Магнитогорску»
Вокзал. Автовокзал.
Площадь Привокзальная.
Железнодорожный вокзал является крайней северной точкой Магнитогорска. Величественное здание с белыми колоннами, открывает свои двери всем, кто приезжает в город.
Площадь является своеобразной визитной карточкой Магнитогорска – это главные ворота Магнитогорска. Рядом с вокзалом находится автовокзал с разнообразным транспортом.
Привокзальная площадь дает начала двум протяженным главным улицам меридионального направления – пр. Ленина и пр. К.Маркса. В широком направлении площадь пересекает ул. Вокзальная. Застройка площади проводилась в несколько этапов.
Как элемент архитектурной среды площади в ансамбль застройки в 1970 включен памятник «Металлург» – символ города металлургов.
Памятник «Паровоз»
Памятник «Паровоз» – исторический памятник, представляющий собой натуральный образец локомотива. Датой рождения Магнитогорска официально считается 30 июня 1929 года. В этот день по новой железнодорожной линии на станцию «Магнитогорская» прибыл первый поезд. В связи с празднованием 50-летия основания Магнитогорска было принято решение найти и установить этот паровоз на вечную стоянку. Установлен паровоз на низком постаменте из бетона. На левом борту у входа в паровозную будку укреплена мемориальная доска с текстом: «30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на ст. Магнитогорск». Открыт памятник в июне 1979 года.
Памятник «Металлург»
На Привокзальной площади в Ленинском районе находится памятник металлургу. Этот памятник можно считать полноправным символом города, так как большая часть населения занята на металлургическом производстве. Однако, прежде чем попасть в столицу черной металлургии, он немало путешествовал по свету.
Памятник «Металлург» – фигурная скульптурная композиция в полный рост, 5-метровая скульптура металлурга из кованой меди возвышается на постаменте, выполненном из кирпича и облицованном белым мрамором. Общая высота – 10,5 м. К памятнику ведут широкие лестничные марши.
Памятник «Палатка первых строителей»
Памятник «Палатка первых строителей» – символ современного Магнитогорска.
На постаменте стихи известного поэта-первостроителя Магнитки Б.А. Ручьёва: «Мы жили в палатке с зелёным оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем. Да жгли у дверей золотые костры на рыжих каменьях Магнитной горы». Эти слова раскрывают главную идею памятника.
Высота скульптуры, выполненной из кованого алюминия, составляет 3 метра, общая высота памятника – 6,5 метра. Памятник изготовлен на средства, заработанные комсомольцами Магнитогорска на субботниках. Постамент сложен из огнеупорного магнезита. В верхней части постамента по периметру идет мраморный пояс, на котором надпись: «Первым комсомольцам – строителям Магнитки от комсомольцев 60-х годов».
Важную роль в композиции играет скульптурный элемент – рука, бережно поднявшая кусок железной руды.
«Тыл – фронту»
Главным магнитогорским монументом, посвященным Победе в ВОВ, является, конечно же, огромная скульптура «Тыл – фронту». На высоком берегу реки Урал стоят две фигуры – советский воин и заводской рабочий. Воин принимает от рабочего меч – как символ оружия, созданного в тылу. 15-метровые фигуры развернуты лицом друг к другу, при этом рабочий ориентирован на восток, в сторону уральских заводов. Воин, принявший меч, смотрит на запад – он готов направиться туда, на фронт, и бить врага.
Магнитогорск был выбран не случайно: именно из магнитогорской стали был сделан каждый третий снаряд, выпущенный во время войны по врагу. Каждый второй лист броневой стали советских танков был прокатан в Магнитогорске! Огромным напряжением сил советских граждан, трудившихся в тылу, была завоевана Победа.
Остальная часть монумента в Магнитогорске – это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.
Администрация города Магнитогорска
Белый дом – здание городской администрации. В нем проводятся городские собрание депутатов, которые решают различные вопросы, для улучшения жизни города.
Площадь народных гуляний и Куранты
Площадь народных гуляний расположена перед зданием администрации. Именно здесь горожане собираются в праздники, в новогодние дни устанавливается елка, и вырастает городок из чудных ледовых фигур. В теплое время года на площади радует глаз еще одно прекрасное творение архитекторов – светомузыкальный фонтан.
Главной достопримечательностью площади во все времена года являются магнитогорские куранты. Они громко оповещают окрестности о времени перезвоном и громким боем.
Магнитогорский цирк
Магнитогорский цирк имеет богатую историю – в разное время здесь выступали самые известные артисты России и других стран. Вот уже несколько десятилетий он является популярным местом отдыха жителей и гостей города.
Первый деревянный цирк в Магнитогорске открылся в 1931 году. Только в 1975 году появилось фундаментальное здание.
Магнитогорский цирк – один из крупнейших в стране. Его просторный зал вмещает до 2000 зрителей. В настоящее время публике представляются собственные программы, а также выступления гастролирующих трупп.
Ледовый дворец «Арена – Металлург»
Магнитогорск известен не только в качестве одного из крупнейших металлургических центров, но еще и как родина многих великих спортсменов.
Главная гордость города – знаменитая хоккейная команда «Металлург» из КХЛ и ее молодежный состав «Стальные лисы».
На арене «металлургов» проходили встречи первого сезона Лиги чемпионов, где участвовали и хоккеисты Магнитогорского клуба.
Сегодня ледовый дворец используется не только для спортивных соревнований, но и служит площадкой для многих развлекательных мероприятий, ведь его вместимость – 7700 зрителей.
Свято-Вознесенский кафедральный собор
Вознесенский храм – одно из самых красивых зданий в Магнитогорске. Собор семикупольный, так как на нем расположено семь куполов.
Собор входит в число наиболее значимых святынь, созданных в нашей стране в последние десятилетия.
Сюда приходят люди, чтобы помолиться и почтить память ушедшим из жизни людям.
На территории церкви действует воскресная школа для детей от 6 до 15 лет. Также при храме открыт детский церковный хор «Глас», музыкально-театральная студия, занятия по бисероплетению и рисованию.
Юные прихожане имеют возможность заниматься в открытой при соборе студии традиционного и исторического танца.
Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино»
С самого своего основания театр «Буратино» создавал славу Магнитогорску, считаясь одним из лучших театров кукол страны.
Театр кукол и актера «Буратино» в Магнитогорске является одним из профессиональных театров в Челябинской области и единственным профессиональным детским театром в городе.
Большинство спектаклей рассчитано на совместное посещение детей с родителями.
Памятник «Буратино»
Памятник «Буратино» был открыт в честь 45-летнего юбилея Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино». Он находится на прилегающей территории театра. Материал из которого выполнен памятник – бронза.
Памятник «Танк»
Памятник «Танк» – мемориальный танк, установленный в городе Магнитогорск на площади Победы.
Памятник «Танк» установлен в память о вкладе магнитогорцев в Победу над фашизмом во Второй Мировой Войне, в знак того, что в военное время на Магнитогорском Металлургического комбинате отливали башни для танков, а так же производили бронелист и другую продукцию военного назначения.
На лицевой стороне монумента – гордая надпись: «В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 из металла Магнитки изготовлен каждый 2 танк и каждый 3 снаряд». На противоположной стороне уложена чугунная плитка с отлитым на ней текстом: «Установлен в честь 50-летия металлургического комбината имени В.И.Ленина».
Магнитогорск – место встречи
Европы и Азии
Магнитогорск является одним из двенадцати населённых пунктов в мире, расположенных в двух частях света. Река Урал протекает через Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке Урал, соответственно левый берег находится в Азии, а правый – в Европе.
Жители и гости города ежедневно, пересекая реку Урал, совершают путешествие из одной части света в другую, не покидая при этом территории города.
Ни один другой город в мире не может похвастаться четырьмя мостами, соединяющими разные стороны света.
Трамвай
Гуляя по городу, замечаешь, что асфальтированную дорогу пересекают железные линии. Они, словно змеи, извиваясь, избегают вдаль – это рельсы. Над рельсами натянуты электрические провода. Перед нами городская железная дорога – трамвайные пути. По ним, громко стуча колесами, к остановке подъезжает трамвай – еще один вид городского общественного транспорта. Слово «трамвай» состоит из двух слов: «трам» – вагон и «вай» – дорога.
Трамвай – это вагон, на крыше которого находится дуга, напоминающая согнутую руку. Эта дуга крепко держит электрический провод. Трамвай может состоять из нескольких вагонов, соединенных между собой. Колеса у трамвая железные, поэтому они так громко стучат по рельсам. Внутри трамвая есть ряды сидений и поручни, за которые можно и нужно держаться. Трамвай впускает и выпускает пассажиров на остановках.
Чтоб пешком нам не идти,
Есть трамвайные пути.
К остановке подойдем
И трамвай подождем.
Автобус
Когда нам надо в школу, на работу, в гости, мы садимся в автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом.
Слово «автобус» означает «автомобиль для всех». Внешне он выглядит как большой вагон на колесах с окнами и дверьми. Внутри автобус оборудован так, чтобы людям было удобно находиться в нем.
В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряды кресел. Для тех, кто стоит, имеются перекладины-поручни, чтобы можно было держаться за них и не упасть во время движения.
На остановке столпотворение:
Люди автобуса ждут с нетерпением.
Надо народу успеть на работу –
Всем поместиться в автобус охота.
Только обидно, что в транспорт бензиновый
Все не войдут: он не резиновый!
Маршрутное такси
Маршрутное такси – микроавтобус – маленький автобус.
В микроавтобус помещается меньше людей, чем в автобус, но больше, чем в легковой автомобиль, поэтому его используют как маршрутное такси. Такой вид транспорта называют «маршруткой». Маршрутное такси возит пассажиров по определенному маршруту, а не в любое место, как такси.
«Маршрутка» ездит быстрее обычного автобуса. Автобус обязан останавливаться на любой остановке, чтобы впустить или выпустить пассажиров, а микроавтобус остановится тогда, когда его попросят едущие в нем люди.