Автор: Оксана Владимировна Черемухина
Развитие универсальных учебных действий учащихся начальной школы
с помощью технологии проблемно-диалогического обучения.
В связи с модернизацией системы российского образования важнейшим становится вопрос развития у учащихся универсальных учебных действий (УУД). При этом многие педагоги задаются вопросом: где и когда заниматься этой работой? Какими средствами? Не ухудшит ли эта деятельность результаты обучения? Существует устойчивое представление о том, что на уроке времени на развитие УУД нет, слишком много усилий требует формирование устойчивых предметных умений и навыков. Но наша педагогическая практика показывает, что развивать УУД можно и, более того, нужно непосредственно на уроке, используя при решении учебных задач не только сугубо предметные алгоритмы, но и общие современные образовательные технологии деятельностного типа, которые позволяют реализовать требования ФГОС. Одна из них – технология проблемного диалога.
Разберём по порядку основные составляющие технологии: методы и формы обучения, и какие универсальные учебные действия развиваются с их помощью.
Методы обучения.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Учитель может использовать различные методические приёмы создания проблемных ситуаций:
– подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
– сталкивает противоречия практической деятельности;
– излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– предлагает учащимся рассмотреть явления с различных позиций (например, командира, педагога);
– побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
– ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
– определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– формулирует проблемные задачи, например с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление «психологической инерции».
Этот этап даёт развитие нескольких универсальных учебных действий учащихся. Во-первых, личностные – вызывает мотивацию учащихся к изучению новой темы. Во-вторых, регулятивные – формирует умение целеполагания (на уроках введения нового материала проблема и есть цель). В-третьих, познавательные – развивает творческие способности (умение осознавать противоречие и формулировать проблему), а также речь учащихся (коммуникативные УУД).
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. При поиске решения метод побуждающего диалога вновь даёт несколько результатов. Во-первых, он обеспечивает подлинное понимание материала. Во-вторых, регулятивные – учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. В-третьих, познавательные – развивает творческие способности (умения выдвигать и проверять гипотезы), а также речь (коммуникативные УУД) и память учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к
новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Формы обучения.
Проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воспроизведением материала. Репродуктивные задания строго индивидуальны. Зато продуктивные задания (придумать, к примеру, схему) можно давать и группам, и парам. Обращаем ваше внимание, что именно групповая форма обучения способствует формированию коммуникативных умений, прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять иные позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к их мнению.
В становление познавательных универсальных учебных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.