Автор: Шлячкова Анастасия Васильевна
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»
Важнейшая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Речевое дыхание является — источником образования звука, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.
Надо отметить, что развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, не речевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.
Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и добирать его своевременно.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев начинается подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. И завершается формирование речевого дыхания к 10 годам.
Следует отметить, что если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без речевых нарушений спонтанно, по мере становления речевой функции, (нарушения речевого выдоха: дополнительные вдохи, задержки дыхания, интонационная незавершенность – могут возникнуть в периоды усложнения содержания высказывания, т.е удлинения фразы и появления новой лексики), то у детей с речевыми нарушениями речевое дыхание развивается патологически. И физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Это проявляется в том, что физиологическое дыхание, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у детей с речевыми нарушениями отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
— неправильному использованию интонационных средств выразительности;
— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний)
Речевое дыхание может быть затруднено не только из-за речевых нарушений, но и наоборот: такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости часто затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции и часто являются причиной нарушенного звукопроизношения.
И как показывает практика, дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Таким образом, в речи детей можно наблюдать следующие несовершенства: неравномерный толчкообразный выдох – речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Задача логопеда, воспитателя, родителей состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием, т.е. научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких. А для этого необходимы регулярные дыхательные упражнения.
Но развитие речевого дыхания следует проводить в определенном порядке, поэтапно. Первоначально нужно научить детей дышать животиком, т.е развиваем грудобрюшное дыхание. Для этого можно использовать игровое упражнение «покачай игрушку»: ребенок находится в положении лежа, ему на животик кладут игрушку и предлагают покачать, надувая и спуская животик. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы животик надувался во время вдоха. Далее в положения сидя «надуваем шарик» и контролируем правильность выполнения упражнения с помощью ладони (предлагаем ребенку положить ладонь на животик, чтобы почувствовать, как надувается шарик). Здесь же нужно научить ребенка дифференцированном вдоху-выдоху (вдох носом – выдох носом, вдох ртом — выдох носом). На следующем этапе обучаем ребенка делать короткий вдох (так как при речевом дыхании вдох должен быть короткий). Здесь можно использовать гимнастику Стрельниковой А.Н. Парадоксальность этой гимнастики заключается в том, что вдох осуществляется в момент выполнения физических движений, и основное внимание сосредоточено именно на вдохе. Кроме того, занятия гимнастикой по А.Н. Стрельниковой способствуют тому, что:
-активизируется и тренируется мышечный аппарат диафрагмы и грудной клетки, восстанавливаются их расстроенные функции;
— в клетках и тканях организма восстанавливается нарушенное крово- и лимфообращение, естественно регулируются обменные процессы, проходит застой крови в органах брюшной и грудной полости;
-гимнастика тренирует отдельные мышцы и их группы, служащие для замыкания проходов или раскрытия отверстий в дыхательной;
-пищеварительной, мочевыделительной системах, в кровеносных и лимфатических сосудах;
-в коре головного мозга нормализуются процессы возбуждения-торможения и подкорковые структуры. Частые короткие энергичные вдохи, сопровождаемые проведением упражнений, стимулируют приток воздуха в мозг, улучшает кровообращение и обеспечивают мозговые клетки кислородом, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние.
Научив ребенка делать короткий вдох можно переходить к комплексу упражнений для формирования удлиненного плавного выдоха. При этом рекомендуется использовать «звучащий выдох», так как сами по себе дыхательные упражнения не формируют речевое дыхание. Поэтому, продолжая работу по формированию плавного выдоха, подключаем речевой материал. Сначала используем изолированные звуки, затем слоги, далее слова и фразы.
Предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1-2 раза в неделю, по одной-двум играм.
«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
«Пёрышко» — сдуть пёрышко с ладони.
«Листья летят» — вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
«Платочек» — подуть на цветной носовой платочек.
«Жук полетел» — сдуть бумажного жука со стола.
«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
«Рыбаки плавают»- подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например, к люстре).
«Вертушки» — подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный ветер»).
«Дудочка» — учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть).
«Узнай по запаху» — узнавать по запаху яблоки, апельсины среди наборов фруктов.
«Пускание мыльных пузырей» — учить делать длительный выдох через рот.
«Птичка летает» — подуть на бумажную птичку. Прикреплённую за ниточку.
«Свистулька» — учить извлекать звук из свистульки.
«Воздушный шарик летит» — подуть на воздушный шарик.
«Самолёт» — подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
«Прокати шарик» — вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе любой лёгкий шарик, например, теннисный).
«Ёлочный дождик» — подуть на дождик. Посмотреть, как он искрится.
«Сдуй снежинку»- (можно использовать на прогулке) –сдувать снег с варежки.
«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».
«Снежок тает» — подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
«Согрей игрушку» — вдохнуть через нос и дуть на «замёрзшую» игрушку.
«Трубочка» — покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из-под сока. а вместо шариков можно использовать вату, шарики из пенопласта).
«Бурлящая вода» — подуть на воду через трубочку.
«Морские гонки» — через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
«Султанчики» — подуть на султанчики из бумаги (кончик карандаша обмотать «ёлочным дождиком».)
«Флажок» — подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.
«Бабочка» — сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
«Одуванчик» — сдуть пушинки с первого- третьего раза (на прогулке).
Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному.
Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание:
-обеспечивает нормальное звукообразование;
-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
— предохраняет голосовой аппарат о переутомления.