Достижение метапредметных результатов обучения английскому языку

Автор: Филиппова Ирина Анатольевна

Как показать обучаемым единство окружающего мира, является одной из важнейших задач современного образования. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений. Кроме того,  реализация межпредметных связей с различными учебными предметами позволяет мотивировать учащихся с разными интересами на изучение английского языка.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе — это: — развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;                           развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; — развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; — развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; — осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Говоря о достижениях метапредметных результатов, я подразумеваю освоение учащимися универсальных учебных действий, иными словами — овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Рассмотрим особенности достижения метапредметных результатов и способы их реализации в УМК «Спотлайт».

Метапредметные темы, предложенные в УМК «Спотлайт»,  позволяют решать учебные задачи с реальными жизненными целями. Например, формула «Я и семья/ общество/ школа/ учёба» позволяет попробовать разные социальные роли (сын, ученик, гражданин, собеседник, однокурсник).

Выполняя подобные задачи, учащиеся привлекают знания из других учебных предметов, таких, как история, математика, МХК, литература, география, музыка и др.  Материал для этого содержится в таких разделах, как уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia), а также уроки дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum) в среднем звене. Кроме того,  в УМК для старшего звена включены следующие темы предметов Британской образовательной программы – Экономика и Промышленность, Образование, связанное с карьерой, Основы здорового образа жизни, Гражданское образование, Экономическое образование   –  в разделах Literature, Culture Corner.PSHE, Going Green. К сожалению, недостаточно упражнений для отработки самой темы.

 

При выполнении заданий развиваются умения работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обучение работе с текстом, таблицами, справочным материалом из источников разного вида и формата, в том числе ресурсы Интернета.

Решение логических задач предполагает использование следующих операций: анализа; синтеза; сравнения и классификации; обобщения через представление результатов деятельности (отчёт, презентация, доклад). Эти задачи реализуются через упражнения, в которых развивается умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку или по ключевым словам, выделять основную мысль и главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Деятельностный подход в обучении реализуется на базе метапредметных умений и современных технологий, где преподавателю отводится роль координатора и организатора учебной деятельности. Парная и групповая виды работ позволяют учащимся плодотворно взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли, обмениваться собственными суждениями на английском языке. В процессе обсуждения учебных вопросов растет внутренняя мотивация, происходит перенос накопленного предметно-языкового опыта на практику, развитие коммуникативных умений. Траектория изучения предметных областей зачастую выходит за рамки урока, открывая широкий доступ к сети Интернет, что способствует развитию навыков поисково-познавательной деятельности и регулятивных способностей.

Метапредметные  результаты на уроках иностранного языка достигаются через содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль); наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения; сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений; знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке; интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке. 

Для успешного  достижения метапредметных результатов в процессе обучения наиболее актуальными становятся проектная и исследовательская деятельность,

информационно-коммуникационная технология (ИКТ),

технология развития критического мышления (вызов-осмысление-рефлексия),

технология проблемного обучения,

игровые технологии,

кейс-технология.

В своей работе я стараюсь активно применять указанные технологии на уроках. У некоторых учащихся появилась потребность к самостоятельному поиску истины, желание получить ответ на проблемный вопрос и создать конкретный творческий продукт. 
Стараюсь выстраивать  этапы современного урока  в соответствии с алгоритмом организации исследовательской деятельности:

1.    Мотивация (создание проблемной ситуации)

2.    Исследование (может быть в малых группах).

3.    Обмен информацией. Организация информации.

4.    Связывание информации.

5.    Подведение итогов. Рефлексия.

6.    Постановка новых вопросов. Применение.

Первый шаг – сформулировать обобщение урока. Второй шаг – определить, какой речевой материал должен быть изучен для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Следующий  важный шаг – заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников, то есть определить динамический стержень урока, мотивацию. Последний шаг – организационный: создание рабочих групп, распределение материала, выбор задания и того, в какой форме  будет представлен результат учащимися. В заключение продумываю формы рефлексии (анкетирование, эссе,.). Часто на уроке применяю результаты исследования, выполняя творческие задания.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.

Ещё одним эффективным приемом по достижению метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Системно — деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем.

×
×