Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Зимние виды спорта»

Автор: Рыжова Светлана Анатольевна

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи

в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР

на тему: «Зимние виды спорта»

 

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;

— развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, просодические компоненты речи, мелкую и общую моторику, координацию движений, память, внимание, словесно-логическое мышление;

—  формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический анализаторы;

коррекционно-воспитательные:

— прививать детям любовь к спорту;

— воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

 

Задачи:

Коррекционно — образовательные:
— Расширять знания детей о зимних видах спорта;
— Обогащать и активизировать словарь по теме «Зимние виды спорта»;
— Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных в родительном падеже с предлогом БЕЗ; изменение существительных во множественном числе в родительном падеже);
Коррекционно- развивающие:
— Развивать силу и длительность выдоха, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, память, координацию движений, артикуляционную и общую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
— Формировать навыки взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, любознательности, инициативности, доброжелательности;
— Воспитывать интерес и любовь к зимним видам спорта;
— Формировать навыки здорового образа жизни.

Предварительная работа: просмотр видеофильма о зимнем спорте, рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте, проведение беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и занятий физкультурой; просмотр мультфильмов «Приглашаем на каток» и «Снежные дорожки», чтение художественной литературы «Сказка «Волшебные лыжи» Ирис Ревю, В. Осеева «На катке».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация powerpoint «Зимние виды спорта», картинки (с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки), демонстрационный материал «ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА», изображения мальчика и девочки, картинки: вопрсительный знак, восклицательный знак, точка

Ход занятия: Приветствие. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят  в кабинет, останавливаются, образуя круг.

 

Логопед: —  Станем рядышком, по кругу,
            Скажем  «Здравствуйте!» друг другу.
            Нам здороваться не лень:
            Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
            Если каждый улыбнётся –
            Утро доброе начнётся.
Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Дети: — Здравствуйте!

Логопед: — А теперь садитесь на стульчики. Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в центр подготовки спортсменов для участия в Олимпийских играх, где узнаем много нового и интересного. Познакомимся с новыми зимними видами спорта, узнаем что такое олимпиада и зимние олимпийские игры. Но экскурсия наша будет не простой, нам будет нужно выполнить некоторые задания и упражнения. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать цветное колечко! А в конце занятия будет сюрприз, мы с вами узнаем что же обозначают эти цветные колечки.

Логопед: — Дети, а кто знает, что такое Олимпиада?

Дети:  — Соревнования  среди спортсменов разных стран.

Логопед: — А какие бывают Олимпиады? Если Олимпиада проводится летом, то она какая?

Дети: — Летняя.

Логопед:  — А если зимой, то Олимпиада какая?

Дети: — Зимняя.

Логопед — А какое сейчас время года?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какая погода бывает зимой?

Дети: — Холодная, снежная, ветреная.

Логопед:- А что же можно делать на улице в такую погоду?

Дети: — Лепить снежную бабу, строить крепость из снега, играть в снежки, кататься на санках и на ватрушке, кататься на лыжах и на коньках.

Логопед:  -Верно, погода зимой суровая, но зато зимой можно заниматься такими видами спорта, которыми летом заниматься невозможно! А какие зимние виды спорта вы знаете?

Дети: -Лыжные гонки, хоккей, санный спорт, фигурное катание, конькобежный спорт.

Логопед: -А настоящие спортсмены какие?

Дети: —Сильные, смелые, быстрые, ловкие, выносливые, умные, терпеливые!

Логопед: — Да, верно, такие спортсмены много тренируются и принимают участие в Олимпиаде и сегодня мы с вами отправляемся в центр спортивной подготовки команд для участия в Зимних Олимпийских играх! А с собой мы берем здоровье, спортивный характер и, конечно же, хорошее настроение. А чтобы почувствовать себя настоящими спортсменами, мы с вами надели спортивные костюмы, выпрямили спинки и улыбнулись! В путь!

Шагают на месте.

Логопед: — Ну вот мы и пришли на спортивную базу. Ох и холодно здесь! Скорее становитесь в круг, чтобы согреться! Выпрямите спину. Щеки мы не надуваем, плечи мы не поднимаем. Сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.

«Снег идет»— И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

Логопед: Молодцы, садитесь, и вы получаете первое кольцо синего цвета!

А мы впереди видим спортсменов, которые тренируются.

Отгадайте загадку и вы узнаете, какие виды спорта мы с вами сейчас увидим!

Загадка:  С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу.
Оставляют на бегу.
Дети: — Лыжи

Логопед: — Верно! Это лыжи, и они используются в нескольких видах спорта. Посмотрите направо вдаль –  там среди деревьев бегут лыжники – там тренировка по лыжным гонкам. А теперь посмотрите налево – там стреляют по мишеням биатлонисты. А на той дальней горе оттачивают мастерство лыжные акробаты – это фристайл. А здесь неподалеку расположен трамплин, там спортсмены прыгают на лыжах со специальной опоры и стараются пролететь как можно дальше вперед, приземлиться на склон и не упасть.

Логопед:Дети, а что общего у этих видов спорта?

Дети: — Это лыжные виды спорта.

Логопед: А бывает, что спортсмен катается не на двух лыжах, а на одной. И такой вид спорта называется СНОУБОРД. Если спортсмен едет на лыжах, то он ЛЫЖНИК! Если занимается биатлоном, то он БИАТЛОНИСТ! Если умеет ездить на сноуборде, то он СНОУБОРДИСТ. И следующее задание будем вам такое. Нужно  простучать ритм. Маленькая фигура – это короткий звук, большая фигура – длинный звук. Давайте вспомним нашу загадку про лыжи и отхлопаем ее.

С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу.
Оставляют на бегу.
            Молодцы! Вы отлично выполнили это непростое задание и получаете еще одно кольцо – черное!

Логопед: — Пришло время размяться. Поднимайтесь со стульчиков. Встаньте в круг.  Посмотрите, сколько вокруг снега, давайте поиграем с вами в снежки:

  Раз, два, три, четыре,           Загибают пальчики. 
            Мы с тобой снежок слепили.           Дети «лепят». 
            Круглый, крепкий, очень гладкий  Показывают круг, сжимают ладони.

  И совсем-совсем не сладкий.       Грозят пальчиком.
            Раз — подбросим,      «Подбрасывают».
            Два — поймаем,            «Ловят». 
            Три — уроним           «Роняют». 
            И… сломаем.              Топают. 

А теперь поднимем и в корзину кинем

Логопед: — Снежки лепить мы с вами умеем, давайте слепим Снеговика!

Танец с ускорением «Снег руками нагребаем»

Логопед: — Ой, какие веселые снеговики, тело у них должно быть сильно напряжено, как замерзший снег, проверю-ка я их на прочность! Да, крепкие! Холодные, снежные, белые, смешные, румяные, веселые, прочные!!!

А если потеплеет, солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика. – «тает» сначала голова, затем плечи, руки, спина, ноги.

Дети, а представьте, что наш снеговик тает, начиная с ног: Но солнце припечет слегка – увы, и нет снеговика. Дети чередуют напряжение и расслабление:  «тают» сначала ноги, затем  спина,  руки,  плечи, а, наконец, голова.

Молодцы! Здорово поиграли в снежки, станцевали, изобразили тающего снеговика и вы получаете еще одно кольцо – желтое!

А мы идем дальше! Отгадайте загадку:

Во дворе есть стадион,

Только очень скользкий он.

Чтобы там как ветер мчаться,

На коньках учись кататься.

Дети: — Каток

Логопед: — Правильно, это каток А что нужно для того, чтобы покататься на катке?

Дети: — Коньки

Логопед: — Коньки тоже используются в нескольких видах спорта. А вы можете назвать эти виды спорта?

Дети: — Хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт.

Логопед: — Посмотрите на картинку. Придумайте предложение по этой картинке: например: Панды катаются на коньках. Выходите к столу, берите картинки и попробуйте произнести это предложение с разной интонацией: если я покажу вопросительный знак, вы задайте вопрос, если я покажу точку, обычным голосом  спокойно сообщите мне о том, что нарисовано на картинке, а если я покажу восклицательный знак – произнесите предложение радостно!

Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. И за это задание вы получаете красное кольцо

Ну вот и подходит к концу наша экскурсия и мы узнали сегодня много новых слов. Давайте их вспомним. (вспоминаем новые слова). Очень хорошо! Даю вам последнее – зеленое кольцо. И наконец-то мы можем узнать, что обозначают эти кольца. Дети, это эмблема Олимпийских игр — пять переплетенных разноцветных колец . они означают — дружбу и единение спортсменов пяти материков: голубое кольцо — цвет Европы, желтое — Азии, черное — Африки, зеленое — Австралии, красное — Америки.

А сейчас наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что вам понравилось, а какие задания были трудными.

Рефлексия

 

×
×