Автор: Светлана Викторовна Суркова
Здоровьесберегающие технологии – это система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, родителей и медицинских работников.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить полноценную возможность ребёнку сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Наш детский сад является пилотной площадкой по апробации программы дошкольного образования для детей раннего и младенческого возраста «Первые шаги». Для удобства планирования нами была составлена картотека игр, состоящая из 6 комплектов (областей развития ребенка) описаний игр именно для детей раннего возраста в соответствии с разными направлениями развития ребенка, причем карточки каждого комплекта окрашиваются определенным цветом. При составлении ежедневного планирования мы работаем в тесном сотрудничестве с узкими специалистами: музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
*динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
*подвижные и спортивные игры
*контрастная дорожка, тренажеры
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
*утренняя гимнастика
*физкультурные занятия
*бассейн
*точечный массаж
*спортивные развлечения, праздники
3. Технологии музыкального воздействия.
*музыкотерапи
*сказкотерапия
Предлагаю более подробно остановиться на некоторых из них.
Для развития мелкой моторики малышей я использую прищепки. Я сделала дидактическое пособие «Мамины помощники» Дети с удовольствием играют с ним: «стирают» бельё и развешивают ого сушиться. И есть готовые дидактические игры, в которых дети с помощью прищепок делают лучики солнышку, зеленый хвостик моркови, колючки ёжику. Здесь тоже, кроме развития мелкой моторики, решается задача сенсорного развития: дети запоминают цвета.
Очень любят дети играть в пальчиковые игры и без пособий. Ярким примером тому является игра «Солим капусту».
Мы капусту рубим, рубим, мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим, мы капусту мнём, мнём.
Мы морковку трём, трём. В бочку плотно набиваем и в подполье убираем.
Предлагаю на время стать детьми и поиграть в игру «Лужица». Для этого нам понадобится ткань голубого цвета, канат. Перед нами лужа. Давайте попробуем заглянуть в неё (подойти к краю, наклониться и посмотреть, выпрямиться). Можно повторить несколько раз. А сейчас поиграем с водичкой: присели, опустили указательный пальчик. Вода очень холодная, встали, погрели пальчик в ладошке. Теперь опустили мизинчик. Вода холодная, снова погрели мизинчик в ладошке. Теперь опустили всю ладошку и опять погрели все пальчики. Есть у меня верёвочка, я положу её через лужу и можно будет пройти, не замочив ноги. Повторить несколько раз. В ходе этой игры мы решаем несколько задач: развитие мелкой моторики, координации движений и равновесия.
Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой простудных заболеваний верхних дыхательных путей и отлично дополняют лечение, назначенное доктором. Предлагаю вашему вниманию игровое упражнение «Говорилка». Как разговоривает паровозик? Вдохнули, на выдохе ту – ту, ту – ту. Как гудит машина? Би – би, би – би. Как сопит ёжик?
Зрительная гимнастика. Игра «Неваляшка».
Мы с детьми любим играть в эту игру. У меня большая неваляшка, у ребёнка маленькая. Внимательно рассматриваем их. Затем следим глазами за движением игрушки.
Ходьба по дорожке здоровья после сна. Можно не просто идти по дорожке, а использовать игру «Кошкина зарядка».
Посмотрите, у окошка разминает лапки кошка.
Тянется — потянется, малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик, поднимает кверху хвостик.
Когти выпускает, царапает, играет.
Ушко лапой почесала и тихонько сказала «мяу!»
Самомассаж очень благоприятно воздействует на развитие движений кисти и пальцев рук.
Надо, надо умываться (хлопаем)
Где тут чистая водица (руки вверх, ладонями вниз )
Краник откроем (вращательные движения ладонями )
Ручки помоем (растираем ладошки).
Технология воздействия через сказки или «Сказкотерапия».
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Релаксация – направлена на формирование эмоциональной стабильности ребёнка, которая имеет огромное значение как в период адаптации, так и в процессе всей жизни ребёнка.
Игровое упражнение «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд, тут немного отдохнёт (шея расслаблена)
А Варвара смотрит вверх, выше всех и дальше всех.
Таким образом можно сделать вывод, что использованные технологии направлены на сохранение здоровья воспитанников как физического, так и эмоционального.