Ознакомление школьников с окружающим миром

Автор: Татьяна Михайловна Устюжанина

Ознакомление с окружающим миром.

         Данный учебный предмет является специфическим  для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждении VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учеников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. В коррекционной школе  изучение явлений природы происходит на предметах: Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»  и «Живой мир», которые включены в базисный учебный план. С одной стороны, программа «Окружающий мир» базируется на знакомых объектах и явлениях, и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы, с другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах специальных  школ должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких дисциплин, как «Естествознание», «География», создать преемственную систему знаний между этими предметами.

      Содержание программы и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений и экскурсий.

         Ведущим методом обучения являются беседы, рассказы, опыты, наблюдения и составление на их основе описания объектов или явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранительная деятельность учащихся под руководством учителя.

         В программе определен обязательный базовый уровень знаний, который установлен на основе анализа работы и имеющегося жизненного опыта учащихся.          Учащиеся принимают активное участие в беседах, стараются полно отвечать на вопросы, используя слова данного вопроса, составляют предложения. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.

 

         «Окружающий мир» решает следующие коррекционно-образовательные задачи:

1. уточняет имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, даёт  новые знания об основных ее элементах;

2. на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

3. вырабатывает умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдения и опытных работ, отмечать финологические данные;

4. формирует знания учащихся о природе своего края;

5.формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит учащихся  бережному отношению к природе.

         Главной особенностью для умственно отсталых детей является недоразвитие  познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Использование занимательного материала на уроках ознакомления с окружающим миром.

         Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.    Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют  активности.  Учителю необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служит занимательный материал.  Форма занимательных упражнений может быть различной: дидактические и словесные игры, ребусы, кроссворды, загадки, физкультминутки, опыты, художественные произведения. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.

         Дидактические и словесные  игры — средство обучения, поэтому они могут быть использованы при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на прогулке, могут представлять собой и особый вид деятельности. В этих играх  создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами и язык  бедны.  Дидактические и словесные  игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

         Игры подбираются в соответствии с изучаемым материалом, с последующим усложнением. Так, например, при ознакомлении учащихся с объектами живой и  неживой природы мною использовались следующие игры: «Ну-ка, накорми!», «Почему мы здесь живем», «Кто у кого», «Кому это надо», «Кто как кричит», «Посади огород», «Собери фрукты, ягоды», «С какого дерева лист», «Угадай по описанию», «Посадка деревьев», «Грибная поляна», «Чего не должно быть», «Угадай какой цветок», «Сбор листьев», «Угадай на вкус», «Что в мешочке?», «Кто лишний?», «Один, два, три к  (название дерева или кустарника) беги», «Гриб волнушка», «Зайцы, белки, лисы», «Рыбы»,  «Найди такую же рыбу», «Караси и щуки», «Зимующие птицы». Словесно дидактические:  «Что я назвала?», «Чего не стало?», «Загадай — мы отгадаем»,  «Отгадай-ка!», «За покупками в цветочный магазин» (аналогично в овощной магазин), «Почтальон принес посылку» (узнай по запаху)      и  другие.  (приложение №1).

         Загадки — помогают расширить кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию.  В процессе поиска правильного ответа учащиеся  в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. Загадки широко используются при ознакомлении с овощами и фруктами, животными, явлениями погоды, временами года, растениями (приложение №2).

         Увлекательные ребусы и кроссворды  — это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас. Более того, в таких игровых заданиях необходимо делать выбор между похожими по смыслу словами, знакомясь, таким образом, с синонимами одного и того же понятия. Также, вписывая ответ в ячейку, можно учиться правильному написанию букв и слов. Но прежде чем применять этот занимательный материал на уроках необходимо познакомить учащихся с правилами разгадывания (приложение №3).

         Физкультминутки помогают не только снимать напряжение, но способствуют закреплению пройденного материала, поэтому я тоже использую их на уроках как занимательный материал, подбирая в соответствие с темой урока. (приложение №4)

         Картинки-небылицы «Что напутал художник»  тренируют наблюдательность, развивают логическое мышление и чувство юмора, учат ориентировке в пространстве, развивают речь (приложение №5).

         Опыты используются мною при знакомстве с неживой природой. Например, при знакомстве со  свойством воды, воздуха, с тепловыми явлениям и превращениями твёрдых тел в жидкие и наоборот, при ознакомлении с круговоротом воды  в природе. Проведение опытов базируется на живом интересе учащихся, в их основе лежит действие с реальными компонентами явления. Учащиеся имеют возможность практически соприкоснуться с жизнью и в занимательной форме познать необходимые явления (приложение  №6).

         Чтение художественных произведений, будь то рассказ или стихотворение,  выполняет не только информационную функцию, но и способствует развитию эмоциональной отзывчивости, любознательности, памяти и речи. 

         Важно помнить, что наиболее  доступными для учащихся вспомогательной школы являются рассказы и сказки с последовательным развитием событий.

         При знакомстве детей с объектами живой и неживой природы я использовала произведения В.Бианки, Н. Сладкова, К. Паустовского, А.Никитина, Пришвина, отрывки из стихотворений известных детям поэтов; А. Пушкина, С. Есенина,  И.  Сурикова, В. Жуковского и другие.

Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь к живому, вызывает желание помогать растениям, животным (приложение 7).

Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении. Например, разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливаем основной фактор, который повлиял на эти изменения. Этот фактор – температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных.

         При знакомстве с обитателями своих лесов и приготовлению их к зимовке и её проведению можно использовать такой разговор;  как готовятся звери к зиме?  Послушайте, как рассказали об этом кабанчик и лисёнок. Эти разговоры помогут детям понять, что одни звери зимой спят, другие запасают корм, третьи ведут активный образ жизни.

         Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой умственного развития.                                                       Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать занимательный материал.  Учащиеся  гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим уроком. Они  более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками.

          В данном пособии представлен собранный и систематизированный дидактический материал, который можно использовать на уроках «Окружающий мир» для обучения младших умственно отсталых школьников.

 (Приложение №1)

Дидактические игры.

Игра 1. «Ну-ка, накорми!»

Дидактическая задача: закрепить знания детей об особенностях питания животных.

Подготовка к игре: для проведения игры необходимо заготовить в достаточном количестве условные изображения разных видов пищи (далее будем называть их фишками). Их можно вырезать из цветной бумаги, придав им соответствующую форму. Виды пищи должны отличаться друг от друга физическими свойствами и местоположением в природе. Например: яблоки, орехи, корешки, листья, нектар цветов (вырезать цветки). Детей разбить на группы по 5-6 человек. “Пищевое разнообразие”, т.е. количество видов пищи, должно соответствовать числу играющих в каждой группе.

Игровая задача: каждый ребенок должен набрать максимальное количество фишек, обозначающих определенный вид пищи.

Ход игры. Предложите каждому ребенку в группе какую-то роль животного. Посадите каждую группу детей вокруг стола, покажите им коробку с фишками и объясните, что в одном саду выросло вот столько разных яблок, орехов, листьев и других видов пищи. Договоритесь с детьми, какие фишки,  какой вид пищи изображают. Затем все фишки вперемешку высыпать в центр стола. По сигналу учителя каждый ребенок должен выбрать из смеси те фишки, которые обозначают любимую пищу его животного.

Условие 1.    Все персонажи любят одно и то же  и ничего другого не едят.

Условие 2.  Каждый из персонажей любит какой-то один вид пищи, но при этом их интересы не пересекаются. В остальном все игровые действия повторяются.

 

 

 

«Найди такую же рыбу».

Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: “У кого такая же?”. Каждый, получающий картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба (в реке, озере, море), чем она питается.

2. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку.

«Караси и щуки»

Эту игру можно провести вместо физминутки.

Знаете ли вы такую пословицу: “На то и щука в воде, чтобы карась не дремал?”. Щука – это не только ценная промысловая рыба, она необходима в больших водоемах. Наряду с крупной добычей щука употребляет в пищу много малоценной и сорной рыбы: ерша, плотву, карася. Если в водоеме нет щуки или ее мало, то резко возрастает численность разной мелочи. В прудовых хозяйствах щук специально разводят, потому что они истребляют больную рыбу, являются подводными санитарами.

Играющие делятся на “карасей” и  “щуку”. Караси должны преодолеть щучью засаду. Они свободно плавают в воде, а по сигналу ведущего “Щука” – бегут на противоположную сторону, щука ловит их. Теперь караси должны преодолеть препятствие, пробежать через заводь (под руками). 8-10 пойманных карасей образуют большую заводь в виде круга. Теперь караси должны преодолеть препятствие дважды, пересекая круг под руками. Щука ловит их и в кругу, и вне его.

«Зимующие птицы»

Дидактические задачи: познакомить детей с причиной, не позволяющей плотоядным птицам собираться в большие стаи, объяснить биологический смысл скрытой жизни насекомых, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы.

Подготовка к игре.

 До игры дети должны быть ознакомлены с зимующими насекомоядными и растительноядными птицами. Например, синица и свиристель. Выясняется, что большая синица примерно с воробья величиной, синички часто прилетают к кормушкам, любят несоленое сало и мясо, держатся поодиночке или группами по 2-4 птички. Основная пища синиц – насекомые и их личинки. Недостаток корма, особенно во второй половине зимы приводят многих синиц к голодной смерти. Свиристель немного меньше голубя, общий тон оперения коричнево-серый, на голове хорошо заметный хохолок, на конце хвоста широкая желтая полоска. Они едят семена рябины и собираются в большие стаи, перелетая с одного дерева на другое. Кормясь на дереве, птицы постоянно издают мелодичные трели. Итак, до проведения игры дети должны увидеть этих птиц в природе, убедиться, что первые встречаются часто поодиночке, а вторые большими стаями, и узнать, чем они питаются.

Перед началом игры учитель обсуждает с детьми, как живут и чем питаются зимой синицы и свиристели. Предлагает поиграть в зимующих птиц, а после игры ответить на несколько вопросов: почему синицы не живут большими стаями, как свиристели? Надо ли подкармливать птиц в конце зимы ранней весной или это нужно делать только в самые сильные морозы? Почему насекомые осенью прячутся? Оборудование: нужны условные изображения гроздьев рябины и зимующих насекомых. Роль первых могут сыграть скомканные листки бумаги, лучше красного цвета, роль вторых – вырезанные из бумаги небольшие фигурки разных цветов: часть – темные, часть – яркие цветные.

Игровая задача: ребенок, исполняющий роль птицы, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи.

Игровое условие: синичке, чтобы быть сытой, нужно найти не менее 10 насекомых. Если она найдет от 4 до 9, будет голодать и может заболеть, если 3 и меньше, может умереть от голода. Свиристели нужно не менее 5 гроздей рябины, а угроза ее жизни возникает, если гроздь всего одна (цифры условные, зависящие от конкретных обстоятельств). Примечание: больше того, чтобы насытиться, брать нельзя.

 

Ход игры. 

         Дети, играющие роль птиц (по два ребенка на каждую роль), удаляются из класса, а остальные прячут фигурки насекомых в укромные места, например в книжки, между книжками, под различные предметы и т.п. “Гроздья рябины” размещают кучками, открыто, на видных местах. После этого “прилетают птицы” и некоторое время (1-2 минуты) ищут корм. Затем все подсчитывают, сколько корма нашли себе синички, сколько – свиристели.

                После игры задаем детям вопросы: кому было легче найти корм – синичкам или свиристелям? Почему синички не собираются в большие стаи? Труднее ли птицам найти себе необходимую пищу, когда день становится короче? Каких насекомых легче найти ярких или темных, тех, кто плохо или хорошо спрятался?

«Рыбы»

Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы. Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей названия рыб, их строение. Научать различать рыб по внешнему виду.

Словесно-дидактические игры.

«Что я назвала?»

Цель игры: Учить детей определять плоды  по слову-описанию, по перечисленным признакам, группировать на овощи и фрукты

 Оборудование: на столе стоят апельсин, лимон, яблоко, лук, свекла, картошка, капуста.

Ход игры:

Учитель  подробно описывает корнеплод, предлагает угадать, о чём идёт речь.

«Чего не стало?»

Цель игры: называть растения по памяти, развивать внимание.

Оборудование: растения класса.

Ход игры:

Рядом находится несколько растений. Дети закрывают глаза, учитель убирает одно из них, дети с открытыми глазами угадывают, какое растение убрали.

 

«Загадай — мы отгадаем».

Цель игры: выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить по описанию.

Оборудование: растения

Ход игры:

1. Учитель говорит: «Из растений, которые стоят на столе, выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно, а вы будете отвечать, только не говорите названия растения. А мы вместе с детьми попробуем отгадать, какое растение вы загадали». Учитель задает вопросы ребенку, он отвечает, дети отгадывают.

2. Ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Учитель и дети договариваются, о каком растении и что они будут говорить. Дети описывают водящему растение, он отгадывает.

 «Отгадай-ка!»

Цель игры: развивать умение описывать растение, не глядя на него, находить в нем существенные признаки, узнавать по описанию.

Оборудование: растения стоят на обычных местах в классе.

Ход игры:

Учитель предлагает выбрать одно растение, описать его так, чтобы дети догадались, что это за растение. Напоминает последовательность описания: есть ли ствол и ветки, какие они, описать лист, форму листа.                                                                 

«За покупками в цветочный магазин».                                                                          

Цель игры: упражнять в выборе растений путем исключения названных признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Оборудование: на столе расставлены  комнатные растения. Они хорошо видны.

Ход игры:

В «магазин» приходят «покупатели» (дети), описывают понравившееся растение, не называя его. «Продавец» (учитель или ребенок) должен узнать и назвать его, затем выдать «покупку».

«За покупками в овощной магазин ».

Цель игры: Находить целое по части. Расширять словарь детей: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и т.д.

Оборудование: на столе,  на подносе лежат, целы овощи и фрукты. За ширмой на тарелочках — те же плоды (разрезанные).

Ход игры:

Учитель предлагает угостить ребенка кусочком плода, а ребенок должен узнать, какой плод он попробовал, и назвать вкус.

«Почтальон принес посылку» (узнай по запаху)

Цель игры: учить описывать предметы, узнавать их по запаху. Подбирать определения вкусовых ощущений и запахов: кисло — сладкий, сладкий, резкий, горький и т.д.

Оборудование: посылка, в ней целлофановые пакетики с кусочками плодов.

Ход игры: Посылку приносит в класс почтальон Печкин. Учитель говорит: «Сегодня нам почтальон Печкин принес странную посылку. В ней лежат целлофановые пакетики, а что находится в них, мы сможем узнать, если понюхаем». Дает нескольким детям по пакетику и просит понюхать то, что в них. «А теперь,  не называя, что там, расскажите, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети называют плоды: лимона, огурца, лука, апельсина, чеснока, отгаданные плоды кладут на поднос. В конце игры угощают всех детей, попросив назвать точно вкусовые ощущения.

×
×