Автор: Карагулян Сусанна Саркисовна
Консультация для педагогов
Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников
Подготовила
Воспитатель МАДОУ №21
Карагулян С. С.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада № 223.Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания.
Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год. Система работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- Утренняя гимнастика /ежедневно в течение года/
- Гимнастика после сна /ежедневно в течение года/
- Воздушные ванны /перед сном, после сна/
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
- Проветривание /перед сном и после /
- Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
- Полоскание горла /ежедневно/.
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы /ежедневно
- Профилактические прививки
- Закаливание солнцем, водой /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/
- Прогулки
- Работа с родителями по профилактике заболеваний в течение года
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- Зал, оснащенный спортивным комплексам и спортивным инвентарем;
- спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
- имеется музыкальный зал;
- функционирует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, врачом, инструктором физкультуры, музыкальным руководителем. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах.
- консультации для воспитателей: “Особенности проведения гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
- выступления на педсоветах: “Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.
- планирование медико-педагогических совещаний: “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”.
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования
- занятия-тренировки основных видов движений;
- общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает воспитателям, подбирает упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата.
В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа
- здоровье сберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать значение здорового образа жизни, осознавать особенности функционирования организма, обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей, взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни, усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, как правильно вести себя в обществе.
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.