функциональная грамотность на уроках технологии

Автор: Бочкарев Иван Николаевич

Метапредметные связи на уроках технологии, как основы формирования функциональной грамотности

Понятие «функциональная грамотность» все чаще используется педагогами и не только. В современном обществе под функциональной грамотностью понимают способность человека использовать различные знания, навыки для решения нестандартных жизненных ситуаций.

Предметная область «Технология» способствует формированию умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умения решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.

«Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи».

Предметная область «Технология» позволяет в той или иной мере сформировать у обучающегося все представленные компетенции. Отличительной чертой функциональной грамотности на уроках технологии является направленность на решение бытовых проблем. За курс обучения должны сформироваться навыки, умения и знания, необходимые для жизни в современном мире.

 Ведущей формой учебной деятельности здесь является проектная деятельность: от постановки проблемы, выдвижения задач, до путей решения и получения конкретных результатов. Именно в этом процессе синтезируются многообразие аспектов образовательного процесса, которые затрагивают и личные интересы обучающегося в достижении результата.

Любой учебный предмет предполагает развитие читательской грамотности. Предмет «Технология» – не исключение. При работе с текстом обучающегося необходимо научить работать с разными источниками информации, анализировать текст, выделять главное, искать ответы на вопросы, выстраивать и запоминать логические цепочки. Порой современный школьник может лишь воспроизвести прочитанный текст. В работе над теоретической частью проекта – это одна из главных составляющих.  Формирование читательской грамотности может происходить на любом уроке.

С математической грамотностью обучающиеся знакомятся при изучении модулей «Производство и технология», раздел «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технология обработки текстильных материалов». Выполнить расчет изделия, отложить отрезок и начертить чертеж или схему без знания основ математики невозможно. Обучающиеся активно участвуют в решении возникших практических задач. Применяют свои знания при составлении схемы модели.

Процесс формирования функциональной грамотности должен быть запланирован на каждом уроке предметной области «Технология», что требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

 

×
×