Автор: Осипова Наталья Валерьевна
Консультация для воспитателей
«Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем возрасте, поначалу малыш экспериментирует с веществами и игрушками.
В ходе такого экспериментирования ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны: различать предметы по цвету, размеру, форме и т.д., а также овладевает простыми орудийными действиями.
Задача воспитателя помочь детям сделать их полезными.
Экспериментирование – является методом практического целенаправленного воздействия, открывает возможность формировать собственный жизненный опыт.
Дети очень любят экспериментировать. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Это объясняется еще и тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни малыша – является практически единственным способом познания мира.
Опыты — это наблюдения, которые проводятся взрослыми в специально организованных условиях. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Экспериментирование развивает представления, дети начинают лучше ориентироваться в окружающем мире учатся сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д.
Экспериментирование в дошкольном возрасте может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту.
Динамика становления навыков детского экспериментирования:
• На первом году жизни ребенок начинает сначала бессознательно манипулировать предметами, затем осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами — как игрушечными, так и настоящими. Все действия взрослый сопровождает словами. Их образ ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. На данном этапе ребенок:
— манипулирует предметами;
— смотрит, как это делает взрослый;
— начинает запоминать значение некоторых слов.
• На втором году жизни манипулирование становится более сложным и управляемым. Малыш начинает выполнять действия по просьбе взрослого, одновременно он должен запомнить слово «Нельзя!», к пониманию смысла которого он должен прийти через собственный опыт. Внимание детей крайне неустойчиво, взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте напоминает развлечения. Развивающая среда обогащается новыми предметами, обогащается словарный запас.
• В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это — основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом. Нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Дети выполняют отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
• После трех лет постепенно ребенок переходит в следующий период — период любопытства («А что там?»). Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.
На четвертом году жизни у детей возникает наглядно-образной мышление. Ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым много вопросов, что свидетельствует о важных достижениях:
— у детей накапливается определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
— сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
— появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.
Педагогу очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.
При проведении экспериментирования следует помнить:
✓ что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран ребенком,
✓ эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей,
✓ проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.
✓ Взрослый при проведении опытов лишь организовывает деятельность, в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенку слов.
Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость.
И взрослый не имеет права заставлять ребенка экспериментировать и фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка. Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ — передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом». Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д.), планы-схемы и т. д.).
Методика организации экспериментирования:
❖ В группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость… Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Воспитатель сочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно — экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, с помощью взрослого устанавливать причинно — следственные связи, соблюдать правила безопасности.
❖ В младшем дошкольном возрасте организуются:
-Игры-эксперименты. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).
-Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буря в стакане при помощи бумаги и пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.
— Опыты и эксперименты. Позволяют в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.
Важно помнить, что при организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:
1. Все предлагаемые мероприятия должны вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
2. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.
В результате экспериментирования у детей формируется представления:
✓ о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
✓ о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
✓ о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
✓ о способах исследования объекта.
✓ о предметном мире.
✓ развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).
✓ формируется умения строить причинно-следственные связи, что позволяет в младшем дошкольном возрасте детям легко подойти к возрасту «Почемучек».
Количество проводимых опытов в раннем и младшем дошкольном возрасте может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
При организации экспериментальной детской деятельности важное значение — создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя). Всё оборудование и предметы, которыми пользуются дети, должны быть безопасны.
Оборудованием для экспериментирования являются:
➢ в первой младшей группе
• все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
• предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.),
• пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки,
• для экспериментирования с ветром — воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
• мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, верѐвочки.
➢ Во второй младшей группе
• материалы по экспериментированию с солнечным светом (зеркала, фонарик, кусочки ткани)
• природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, перышки и т. д.);
• сыпучие материалы (горох, пшено, разные крупы)
• вспомогательные материалы (пластилин, стеки, ложки);
• бросовый материал (пробки, коробки, катушки, вата, бумага, кусочки ткани и т.д.);
• иллюстративный материал;
• механические плавающие игрушки, воздушный змей и т. д.
Литература:
1.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет из опыта работы/авт. – сост. Л.Н. Менщикова. — Волгоград: Учитель, 2009г.
2.Организация эксериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.