Программа «ТАИСКА»

Автор: Моисеева Раиса Ивановна, Белехова Анастасия Игоревна

Программа духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

 «ТАИСКА»

Методологическое и организационное  обоснование программы духовно-нравственного воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Методология коррекционной программы «ТАИСКА» разработана на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кукло-, кино- терапиях.

1.  Анималотерапия (зоотерапия) это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Анималотерапия (от англ. Animal— животное) метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, кинотерапией. Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно[3].

2.  Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных

 методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства на личность ребенка, то её содержанием является музыка —  музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга —    библиотерапия; танец, движение — кинезитерапия).

3. Игротерапия   обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности  к мобилизации собственного жизненного опыта.

4.  Сказкотерапия. Сказка может стать условие для проекции негативных переживаний и  дать возможность спланировать в воображении свое будущее. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога. Собственное развитие.

        5Кинотерапия — это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.
Кинотерапия — одно из направлений арт-терапии, то есть терапии эмоционально-волевой сферы искусством.

Целями кинотерапии являются: эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем. Осознание и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем, развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации, развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию,  духовный рост, формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей. [19]. 

Таким образом, во всех вышеперечисленных видах терапии можно вычленить общий психологический способ воздействия при взаимодействии с животными  (непосредственном, либо их образами) проекция и перенос, которые применяются на основе различных психотерапевтических приёмов с целью достижения положительного  эффекта в социально-психологической адаптации ребёнка, способствуя активизации способности ребенка к общению (коммуникации, интеракции, формированию Я-концепции развитию творчества).

Программа рассчитана на 36 занятий, по 30 минут каждое, общее количество 18  часов.

Исходя из индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха продолжительность каждого занятия 30 минут, два раза в неделю. Количественный состав группы 5-6 человек,  возрастной состав 7−11 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

 Содержание  программы «ТАИСКА».

Целью  программы «ТАИСКА» создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через решение следующих задач:

     отработка механизмов межличностной коммуникации,

     раскрытие потенциала детей,

     развитие эмоциональной сензитивности,

     снятие психоэмоционального напряжения посредством физических занятий, упражнений.

         Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция  самооценки, развитие эмпатии.

 Задачей арттерапии является работа с системой проекций направленных на животных, выражение эмоционального состояния детей, рефлексии (рисунки, танцы, этюды).

Задачей игротерапии является развитие личности ребенка, формирования положительного отношения к себе и к окружающим в различных сюжетно-ролевых играх, включающих образы животных. 

       Задачей сказкотерапии является развитие воображения с использованием образов животных, замена отрицательных образов на положительные.       Задачей кинотерапии является комплексное (духовно-нравственное) развитие личности ребенка, включающее различные сферы личности:  ценностно-потребностную, эмоционально-волевую, когнитивную, социальную и духовно-нравственную.

Критерии духовно-нравственной направленности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с домашними животными:

1.  Самооценка (социально-перцептивный)

2.  Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК). (социально-перцептивный)

3.  Рефлексия (коммуникация и интеракция)

4.  Эмпатия (коммуникация и интеракция)

5.  Когнитивное развитие.

 

На основе критериев были подобраны методы исследования беседы, тестирования и методики.

×
×