Автор: Моисеева Раиса Ивановна, Белехова Анастасия Игоревна
Программа духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
«ТАИСКА»
Методологическое и организационное обоснование программы духовно-нравственного воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Методология коррекционной программы «ТАИСКА» разработана на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кукло-, кино- терапиях.
1. Анималотерапия (зоотерапия) — это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Анималотерапия (от англ. Animal— животное) — метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, кинотерапией. Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий — это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно[3].
2. Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных
методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства на личность ребенка, то её содержанием является музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия; танец, движение — кинезитерапия).
3. Игротерапия — обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к мобилизации собственного жизненного опыта.
4. Сказкотерапия. Сказка может стать условие для проекции негативных переживаний и дать возможность спланировать в воображении свое будущее. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога. Собственное развитие.
5. Кинотерапия — это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.
Кинотерапия — одно из направлений арт-терапии, то есть терапии эмоционально-волевой сферы искусством.
Целями кинотерапии являются: эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем. Осознание и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем, развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации, развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию, духовный рост, формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей. [19].
Таким образом, во всех вышеперечисленных видах терапии можно вычленить общий психологический способ воздействия при взаимодействии с животными (непосредственном, либо их образами) — проекция и перенос, которые применяются на основе различных психотерапевтических приёмов с целью достижения положительного эффекта в социально-психологической адаптации ребёнка, способствуя активизации способности ребенка к общению (коммуникации, интеракции, формированию Я-концепции развитию творчества).
Программа рассчитана на 36 занятий, по 30 минут каждое, общее количество — 18 часов.
Исходя из индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха продолжительность каждого занятия 30 минут, два раза в неделю. Количественный состав группы — 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.
Содержание программы «ТАИСКА».
Целью программы «ТАИСКА» создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через решение следующих задач:
— отработка механизмов межличностной коммуникации,
— раскрытие потенциала детей,
— развитие эмоциональной сензитивности,
— снятие психоэмоционального напряжения посредством физических занятий, упражнений.
Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция самооценки, развитие эмпатии.
Задачей арттерапии является работа с системой проекций направленных на животных, выражение эмоционального состояния детей, рефлексии (рисунки, танцы, этюды).
Задачей игротерапии является развитие личности ребенка, формирования положительного отношения к себе и к окружающим в различных сюжетно-ролевых играх, включающих образы животных.
Задачей сказкотерапии является развитие воображения с использованием образов животных, замена отрицательных образов на положительные. Задачей кинотерапии является комплексное (духовно-нравственное) развитие личности ребенка, включающее различные сферы личности: ценностно-потребностную, эмоционально-волевую, когнитивную, социальную и духовно-нравственную.
Критерии духовно-нравственной направленности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с домашними животными:
1. Самооценка (социально-перцептивный)
2. Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК). (социально-перцептивный)
3. Рефлексия (коммуникация и интеракция)
4. Эмпатия (коммуникация и интеракция)
5. Когнитивное развитие.
На основе критериев были подобраны методы исследования беседы, тестирования и методики.