Автор: Сизых Елена Викторовна
Статья
» Патриотическое воспитание школьников — залог успешного развития общества и государства «
Любовь к Отчизне и любовь к людям – два быстрых потока,
которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский.
Во все времена школа выполняла не только образовательную, но и
воспитательную функцию. Одним из результатов воспитания, определяемых ФГОС НОО, является сформированность у младших школьников в результате обучения в начальной школе следующих качеств личности: чувство гражданской идентичности, патриотизм, любовь к своему народу, краю, своей Родине.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте у детей происходит совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину. Огромным воспитательным потенциалом при этом обладают не только учебные предметы, но и внеурочная деятельность, поскольку способы организации воспитательного процесса в этом случае могут быть свободными: игры и соревнования, экскурсии, обсуждение актуальных тем, беседы с участниками событий, поисковые и исследовательские проекты и т.д. В статье рассматривается проблема воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.
Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.
В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военно- патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах.
Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В, Голикова Л, Чайкиной Л, Котика , Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков — сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.
В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно- правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи
Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
С начала реформ в системе образования в 90- х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.
Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально- личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.
Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу — отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.
В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.
Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.
Важнейшим этапом формирования у детей любви к Отчизне следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (деревне, селе, поселке), взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, усвоение принятых в нем норм поведения. Любовь к Родине появляется любви к своей малой родине. К месту, где родился человек. На сегодняшний день становится понятно, что, если отсутствует воспитание патриотизма у подрастающего поколения, ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя двигаться вперед. Наше будущее должно иметь свой духовно нравственный стержень — любовь к Родине, к своему Отечеству и свою духовно-нравственную основу .
С самого раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Начиная с дошкольного возраста, следует воспитывать в детях чувство ответственности и надежды, достоинства и гордости, помочь раскрыть истинные ценности семьи, нации, Родины, а в младшем школьном возрасте продолжать развивать чувство патриотизма.
Значимым фактором воспитания подрастающего поколения , повышения патриотических качеств, является введения в программу уроков о важном. Рабочая программа курса внеурочной деятельности, которая реализуется через внеурочные занятия в России. Введена в образовательные программы образовательных организаций начального, основного, среднего общего и профессионального образования в 2022 году. С 5 сентября 2022 года занятие проходит первым по расписанию уроков понедельника, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России. По официальным заявлениям, предмет направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников.
В планировании уроков отмечают два этапа.
Первый этап — словесные пояснения, беседы с обучающимся. Такой
подход направлен на то, чтобы заинтересовать фактами истории Отечества, познакомить с культурным наследием своей страны, вызвать уважение к национальному историк культурному достоянию.
Второй этап — сам просмотр фильмов с его дальнейшим совместным
обсуждением, развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся .
Роль учителя велика на каждом этапе. Только личным примером можно приобщить ребенка к нравственным, патриотическим ценностям, проявляя и демонстрируя личное уважение к своему народу и к Родине.
В работе предусмотрены различные виды деятельности: беседы,
просмотр фильмов, походы в музеи и кинотеатры, творческие работы, игровые виды деятельности . Можно сказать, что наиболее значимый эффект в патриотическом воспитании могут дать занятия по киноискусству, проведенные в рамках внеурочной деятельности. В этом случае детям будет предоставлена возможность проявления патриотических чувств в свободных высказываниях и суждениях.
12.09.2022 в рамках проекта «Разговоры о важном» в классе были проведены занятия : «Наша страна — Россия». Проведены уроки на темы: «Где мы живем», «От поколения к поколению», «Любовь россиян к Родине», «Что мы Родиной зовем», » Мы — жители большой страны», «Мы сами создаем свою Родину». На данных уроках были проведены викторины, интерактивные игры.
7 апреля 2023 года проведено очередное внеурочное занятие по теме: «День памяти о геноциде Советского народа нацистами и их пособниками».
Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны, формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической правды, памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.
20 февраля 2023 года проведено очередное внеурочное занятие «Разговора о важном», в рамках информационно-просветительского проекта по теме: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника 23 Февраля, «Дня защитника Отечества»; воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве. Цель: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.
Было проведено мероприятие: «Прорыв блокады Ленинграда». Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание; воспитание уважения к героическим страницам истории России и исторической памяти о подвигах наших предков.
Проводилось мероприятие : «Есть такая профессия –Родину защищать». Сформировать представления у детей младшего школьного возраста о военных профессиях. Беседа с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС. Просмотр мультфильма «Дядя Степа -милиционер». И фрагментов фильма «Офицеры».
Участвовали во всероссийской акции » Бессмертная эскадрилья » , где изготовили самолёт , назвав его — Алексей Маресьев. Алексей Петрович Маресьев-лётчик-истребитель. Герой Советского Союза.
Благодаря книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и одноименному художественному фильму. Маресьев со временем убедил медкомиссию, что готов вернуться в строй и летать как прежде. 19 июля 1943 года в районе Курской дуги Алексей Маресьев открыл новый счет сбитым самолетам врага: уничтожил пикирующий бомбардировщик Ju-87. До марта 1945 года он сбил еще 6 вражеских машин. Таким образом, его личный счет за годы войны составил 10 самолетов врага. Алексею Маресьеву присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени с такой необычной биографией он уже стал очень знаменитой личностью. И командование решило больше не рисковать его жизнью, отозвав с фронта и назначив на должность инспектора-летчика вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.
После войны Маресьев был задействован также в военно-патриотической работе по воспитанию молодежи, многократно приглашался на разные значимые мероприятия международного значения. Как рассказывают близкие и друзья легендарного пилота, эта деятельность его, человека скромного по натуре, сильно тяготила.
Алексей Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прожив 85 лет. После просмотра фильма , ребята организовали выставку: » Крылатое мужество». Изготовили самолёт, запустив его в небо.
Так же в школе каждый год проводится конкурс строя и песни. Где каждый класс представляет род войск, выбирает военную форму, девиз, речёвку, песню. Проходит торжественным маршем.
Ребята класса писали письма участникам СВО, тем самым поддерживая и вдохновляя их , на скорейшую победу.
После проведения комплекса внеклассных занятий, уроков, обучающиеся расширили свои знания об исторических событиях, узнали о традициях, символах боевой славы, о военных профессиях своей Родины. У детей класса развилось чувство гордости за великие боевые и трудовые подвиги своего народа, культурные достижения страны.
Просмотры мультфильмов и кинофильмов на занятиях вызывали яркие эмоциональные реакции, связанные с событиями истории страны, подвигами ее героев. У детей сложилось понимание того, что такое патриотизм и какими качествами должен обладать патриот. Творческие задания, включенные в занятия, помогли разнообразить и закрепить полученные знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для
воспитателей и учителей / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — Москва: Школьная
пресса, 2014. — 142 с. — (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).
2.Волчкова, А. А. Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое
воспитание в общественном мнении провинции и столицы: моногр. / А. А.
Волчкова, С. Н. Пищулин. — Москва: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ»,
2003. — 139 с
3.Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в
процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 2009. – 213 с.
4.Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом
воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников.
— 2002. — № 6. — с. 6-11.
Книга «Повесть о настоящем человеке. Борис Полевой .
Учитель начальных классов
МОУ-СОШ№ 6
г.Петровск- Забайкальский
Сизых Елена Викторовна.