«Труд -важнейшее средство воспитания!»

Автор: Ганагина Ирина Владимировна

«Труд-важнейшее средство воспитания»

Сегодня хочу коснуться темы трудового воспитания, так как, оно  является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.                                                Трудовое  воспитание дошкольника, имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания – не делать за него то, что он может сделать сам. Ведь самообслуживание формирует важные привычки. Чаще всего формой организации трудовой деятельности ребёнка является поручение взрослого. Во время выполнения несложных поручений, у ребёнка формируется чувство ответственности, чувство долга.              Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.                                                                      Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.                                                                                                                                    В нашей группе  работа ведется в соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется. Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд мы  решаем вопросы воспитания трудолюбия у детей. Организуя трудовую деятельность, мы стараемся обеспечить всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируя жизненно необходимые умения и навыки, воспитывая ответственность и самостоятельность. Организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.  Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются — объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

В каждую пятницу в нашей группе проходит «Чистая пятница», направлена на приведение в порядок групповой комнаты — это прекрасный способ проявить желание находиться в чистой, уютной группе. Ведь порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому такие мероприятия просто необходимы.                                                                   Дети с удовольствием влажными тряпочками протирают стульчики, кукольную мебель, моют игрушки, протирают все музыкальные инструменты. И на прогулке наши дети тоже любят трудиться.

Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Я могу смело сказать, что дети нашей группы  любят всё живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.

 Разнообразный труд в природе доставляет им много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Цель таких мероприятий — подвести ребёнка к выводу о ценности и значимости труда, к осознанию того, что труд может принести радость, удовольствие. И не забыть, что труд – это естественная форма активности ребёнка.

Учитываются основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно: общественную значимость труда; соответствие содержания возрастным возможностям детей; соблюдение норм нагрузки, выполняемой детьми, не допуская переутомления; расширение самостоятельности детей.

Делая вывод, я хочу сказать, что, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения

×
×