Автор: Яблокова Валерия Валерьевна
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор МАОУ СОШ № 57
протокол №____ от ____
_____________ Е.О. Кремер
Приказ № ______ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно- развивающих логопедических занятий для 1-х классов
(для обучающихся с НОДА (вариант 6.2))
Разработчик: Яблокова Валерия Валерьевна
учитель-логопед
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы для обучающихся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.2 с НОДА. Речь является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) формирование речевой функции не соотносимо с возрастной нормой.
Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Нормативно-правовую базу данной разработки для обучающихся с НОДА (вариант 6.2) составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016г).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); № 1598от 19.12.2014г.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования АООП НОО ОВЗ разработаны с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
5. Должностная инструкция учителя-логопеда.
Цель курса:
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, формировать личность обучающего, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Задачи курса:
• выявление речевого недоразвития обучающихся;
• развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
• развитие лексического запаса;
• совершенствование грамматического строя речи;
• формирование связной речи;
• коррекция просодической стороны речи;
• развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
• формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
• развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
• расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
• коррекция чтения и письма;
• воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
• развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
• формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у обучающихся варианта 6.2 с НОДА, проведение необходимой коррекции в данном направлении и определение продолжительности обучения.
Сам процесс коррекции тесно связан с обучением и взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению материала как по родному языку, так и по русскому языку в целом. Поэтому, учитывая комплекс речевых нарушений у детей, перерастающих в нарушение чтения (дислексию) и письма (дисграфию), говорит о необходимости введения ранней коррекции в данном направлении, с учётом знания патологии и факторов влияющих на дальнейшую компенсацию и реабилитацию обучающихся.
Результаты освоения логопедической программы обучающимися с НОДА (вариант 6.2) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение данной программы созданной на основе варианта 6.2 обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Личностные результаты логопедической программы должны отражать:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
2) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
3) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают: 1) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
3) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;
4) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 5) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Логопедическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-развивающей работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения речевого развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА (вариант 6.2):
— специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
— коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
— максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
— необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и нетрадиционных технологий).
— наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей
обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Общая характеристика коррекционной программы
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, и направлена на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся, в особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся. В процессе реализации коррекционного курса используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки по Фотековой Т.А. Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы, скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и эффективность коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
• преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
• создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
• коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Эффективным результатом логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно- компьютерных технологий (ИКТ). Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации).
Содержательный компонент программы
Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 испытывающих трудности формирования устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 часа в неделю для 3 класса. Результативность и эффективность курса выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
— предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
— исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
— формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:
— Обучение произношению.
Коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
— Речевое дыхание.
Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.
— Голос.
Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).
Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением сопряжено и отраженно).
Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).
Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).
— Звуки и их сочетания.
Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).
Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.
Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.
Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре) и т.д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
— Работа по коррекции усвоенных звуков.
Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и- ы, и-у.
Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции: носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары); слитных и щелевых: ц—с, ч—ш; слитных и смычных: ц—т, ч—т; свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ, глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж; аффрикат: ц-ч; звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
— Слово. Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.
Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, — его – как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания –тся, -ться произносятся как ца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим шшил, ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения следующих (звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн (чесно, позно).
— Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).
Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).
— Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
Календарно — тематическое планирование для обучающихся третьих классов по варианту 6.2 с НОДА
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ п\п |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Предпол-ые сроки проведения |
|
Раздел 1. Диагностика |
|
|
1-2 |
Логопедическое обследование |
Формирование логопедических групп Заполнение (индивидуальных карт детей) |
2 03.09.20- 04.09.20 |
|
Предложение и слово |
|
|
3-4 |
Речь и предложение. Предложение и слово. |
Развивать мыслительные операции |
1 10.09.20 |
Слоговой анализ и синтез слова |
|
|||
|
Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. |
Развитие слухового внимания |
1 11.09.20
|
|
|
Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. |
Развивать устойчивость внимание |
1 17.09.20
|
|
|
Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. |
Развивать зрительное восприятие |
1 18.09.20
|
|
Звуки и буквы |
|
|||
|
Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. |
Развивать логическое мышление.
|
2 24.09.20 25.09.20 |
|
|
Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. |
Развивать устойчивость внимание
|
2 01.10.20 02.10.20 |
|
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. |
|
|||
|
Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь |
Развивать логическое мышление. |
1 08.10.20 |
|
|
Мягкий знак в конце слова |
|
2 09.10.20 15.10.20 |
|
Мягкий знак в середине слова. |
|
2 16.10.20 22.10.20 |
\
|
Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. |
Развитие слухового внимания |
2 23.10.20 19.11.20 |
Обозначение мягкости с помощью гласных. |
|||
|
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. |
Развивать фонематический слух |
2 20.11.20 26.11.20 |
|
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. |
Развивать мыслительные операции |
2 27.11.20 03.12.20 |
|
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. |
Развивать фонематический слух |
2 04.12.20 10.12.20 |
|
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. |
Активизировать мыслительную деятельность |
2 11.12.20 17.12.20 |
|
Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. |
Активизировать мыслительную деятельность |
2 18.12.20 24.12.20 |
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. |
|||
|
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. |
Развивать зрительное восприятие |
1 25.12.20 |
|
Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. |
Развивать зрительное восприятие |
1 14.01.21 |
|
Оглушение звонких согласных в середине слова. |
Развивать слухового внимания |
2 15.01.21 21.01.21 |
|
Оглушение звонких согласных на конце слов. |
Развивать слухового внимания |
2 22.01.21 28.01.21 |
Предложения |
|||
|
Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. |
Активизировать мыслительную деятельность
|
2 29.01.21 04.02.21 |
|
Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. |
Развитие слухового внимания |
2 05.02.21 11.02.21 |
Морфологический состав слова |
|||
|
Корень как главная часть слова. Родственные слова. |
Развивать мыслительные операции |
1 12.02.21 |
|
Однокоренные слова, не являющиеся родственными. |
Развивать мыслительные операции |
2 18.02.21 19.02.21 |
|
Дифференциация родственных и однокоренных слов. |
Развивать мыслительные операции |
2 25.02.21 26.02.21 |
|
Сложные слова. |
Развивать мыслительные операции |
1 04.03.21 |
|
Соединительная гласная Е или О в середине слова |
Развивать мыслительные операции |
1 05.03.21 |
|
Приставка. Префиксальный способ образования слов |
Развивать мыслительные операции |
2 11.03.21 12.03.21 |
|
Суффикс. Суффиксальный способ образования слов |
Развивать функции самоконтроля |
1 18.03.21
|
|
Окончание |
Развивать функции самоконтроля |
1 19.03.21 |
Безударный гласный |
|||
|
Безударные гласные в корне. |
Развивать зрительное восприятие |
1 |
|
|
|
01.04.21
|
|
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. |
Развивать зрительное восприятие |
1 02.04.21 |
|
Антонимы |
Развивать функции самоконтроля |
1 08.04.21 |
Предлоги и приставки |
|||
|
Соотнесение предлогов и глагольных приставок |
Развивать мыслительные операции |
2 09.04.21 15.04.21 |
|
Слова-синонимы. |
Развивать мыслительные операции |
1 16.04.21 |
|
Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. |
Развивать логическое мышление
|
2 22.04.21 23.04.21 |
|
Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. |
Развивать мыслительные операции |
2 29.04.21 30.04.21 |
Связная речь |
|||
|
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. |
Формировать коммуникативные навыки |
1 06.05.21 |
|
Пересказ с опорой на сюжетную картинку. |
Развивать зрительное восприятие |
1 07.05.21 |
|
Пересказ по вопросам. |
Формировать коммуникативные навыки |
1 13.05.21 |
|
Пересказ текста по опорным словам. |
Развивать логическое мышление |
1 14.05.21 |
|
Пересказ текста по предметным картинкам. |
Формировать коммуникативные навыки |
1 20.05.21 |
|
Проверочная работа. |
|
1 21.05.21 |
Список литературы
1.Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. 2010 г.
2.Малофеев Н.Н. «Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом» М: 1985 г.
3. Смирнова И.А. «Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами» из сборника «Нарушения речи. Методы изучения и коррекции». СПб: 1993