8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ (для обучающихся с НОДА (вариант 6.2))

Автор: Яблокова Валерия Валерьевна

 

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57

 

        СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                            директор МАОУ СОШ № 57

протокол №____ от ____

                                                                         _____________ Е.О. Кремер

                                                                         Приказ № ______ от _________

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно- развивающих логопедических занятий для 1-х классов 

(для обучающихся с НОДА (вариант 6.2))

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Яблокова Валерия Валерьевна 

учитель-логопед

 

 

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы для обучающихся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.2 с НОДА. Речь является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) формирование речевой функции не соотносимо с возрастной нормой.

Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Нормативно-правовую базу данной разработки для обучающихся с НОДА (вариант 6.2) составляют: 

1.                 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016г). 

2.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); № 1598от 19.12.2014г. 

3.                 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 

4.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования АООП НОО ОВЗ разработаны с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

5. Должностная инструкция учителя-логопеда.

 

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего         образования,         формировать        личность обучающего,        развивать    познавательные    интересы,    активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации обучающихся.

Задачи курса:

       выявление речевого недоразвития обучающихся;

       развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;

       развитие лексического запаса;

       совершенствование грамматического строя речи;

       формирование связной речи;

       коррекция просодической стороны речи;

       развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;

       формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;

       развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;

       расширение объёма зрительной и слуховой памяти;

       коррекция чтения и письма;

       воспитание навыков и приёмов самоконтроля;

       развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

       формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у обучающихся варианта 6.2 с НОДА, проведение необходимой коррекции в данном направлении и определение продолжительности обучения.

Сам процесс коррекции тесно связан с обучением и взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению материала как по родному языку, так и по русскому языку в целом. Поэтому, учитывая комплекс речевых нарушений у детей, перерастающих в нарушение чтения (дислексию) и письма (дисграфию), говорит о необходимости введения ранней коррекции в данном направлении, с учётом знания патологии и факторов влияющих на дальнейшую компенсацию и реабилитацию обучающихся.

Результаты освоения логопедической программы обучающимися с НОДА (вариант 6.2) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение данной программы созданной на основе варианта 6.2 обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Личностные результаты логопедической программы должны отражать:

1)  развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

2)  овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

3)  способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

4)  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают: 1) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2)                овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

3)                освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;

4)                формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 5) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Логопедическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-развивающей работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения речевого развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА (вариант 6.2):

   специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

   коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

   обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

   максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

   обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

   необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и нетрадиционных технологий).

   наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей

обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).  

Общая характеристика коррекционной программы

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, и направлена на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся, в особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся. В процессе реализации коррекционного курса используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки по Фотековой Т.А. Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы, скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и эффективность коррекционного воздействия.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

       преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

       создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

       коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Эффективным результатом логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно- компьютерных технологий (ИКТ). Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации).  

Содержательный компонент программы

Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 испытывающих трудности формирования устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 часа в неделю для 3 класса. Результативность и эффективность курса выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.

Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

  предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

  исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

  формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации. 

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления: 

  Обучение произношению.

Коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

  Речевое дыхание. 

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.

  Голос.

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).

Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением сопряжено и отраженно).

Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). 

Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).

  Звуки и их сочетания.

Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).

Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.

Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.

Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре) и т.д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

  Работа по коррекции усвоенных звуков. 

Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и- ы, и-у.

Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции: носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары); слитных и щелевых: ц—с, ч—ш; слитных и смычных: ц—т, ч—т; свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ, глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж; аффрикат: ц-ч; звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.

  Слово. Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, — его – как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания –тся, -ться произносятся как ца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим шшил, ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения следующих (звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн (чесно, позно).

  Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).

Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).

  Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы). 

Календарно — тематическое планирование для обучающихся третьих классов по варианту 6.2 с НОДА

(2 часа в неделю, 68 часов)

№ п\п

                 Тема занятия

Характеристика деятельности  учащихся

Предпол-ые сроки проведения

 

Раздел 1. Диагностика

 

1-2

    Логопедическое обследование

Формирование логопедических групп

Заполнение (индивидуальных карт детей) 

2

03.09.20-

04.09.20

 

Предложение и слово

 

 3-4

Речь и предложение. Предложение и слово. 

Развивать мыслительные операции 

1

10.09.20

 

                                                                                Слоговой анализ и синтез слова

 

 

Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. 

Развитие слухового внимания 

1

11.09.20

 

 

Слогообразующая роль гласных букв.

Определение количества слогов в слове.

Развивать устойчивость внимание 

1

17.09.20

 

 

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. 

Развивать зрительное восприятие 

1

18.09.20

 

                                                                                             Звуки и буквы

 

 

Звуки и буквы. Уточнение понятий.

Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. 

Развивать логическое мышление. 

 

2

24.09.20

25.09.20

 

Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. 

Развивать устойчивость внимание 

 

2

01.10.20

02.10.20

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

 

 

Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь

Развивать логическое мышление. 

1

08.10.20

         

 

 

Мягкий знак в конце слова

 

2

09.10.20

15.10.20

 

Мягкий знак в середине слова. 

 

2

16.10.20

22.10.20

\

 

Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. 

Развитие слухового внимания 

2

23.10.20

19.11.20

Обозначение мягкости с помощью гласных.

 

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

Развивать фонематический слух 

2

20.11.20

26.11.20

 

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. 

Развивать мыслительные операции 

2

27.11.20

03.12.20

 

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

Развивать фонематический слух 

2

04.12.20

10.12.20

 

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

Активизировать мыслительную деятельность 

2

11.12.20

17.12.20

 

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. 

Активизировать мыслительную деятельность 

2

18.12.20

24.12.20

                                                         Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.  

 

Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

Развивать зрительное восприятие 

1

25.12.20

 

Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. 

Развивать зрительное восприятие 

1

14.01.21

 

Оглушение звонких согласных в середине слова.

Развивать слухового внимания 

2

15.01.21

21.01.21

 

 

Оглушение звонких согласных на конце слов. 

Развивать слухового внимания 

2

22.01.21

28.01.21

Предложения

 

Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. 

Активизировать мыслительную деятельность 

 

2

29.01.21

04.02.21

 

Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. 

Развитие слухового внимания 

2

05.02.21

11.02.21

Морфологический состав слова

 

Корень как главная часть слова. Родственные слова.

Развивать мыслительные операции 

1

12.02.21

 

Однокоренные слова, не являющиеся родственными. 

Развивать мыслительные операции 

2

18.02.21

19.02.21

 

Дифференциация родственных и однокоренных слов.

Развивать мыслительные операции 

2

25.02.21

26.02.21

 

Сложные слова.

Развивать мыслительные операции 

1

04.03.21

 

Соединительная гласная Е или О в середине слова

Развивать мыслительные операции 

1

05.03.21

 

Приставка. Префиксальный способ образования слов

Развивать мыслительные операции 

2

11.03.21

12.03.21

 

Суффикс. Суффиксальный способ образования слов

Развивать функции самоконтроля 

1

18.03.21

 

 

Окончание

Развивать функции самоконтроля 

1

19.03.21

Безударный гласный

 

Безударные гласные в корне.  

Развивать зрительное восприятие 

1

 

 

 

 

01.04.21

 

 

Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. 

Развивать зрительное восприятие

1

02.04.21

 

Антонимы

Развивать функции самоконтроля

1

08.04.21

Предлоги и приставки

 

Соотнесение предлогов и глагольных приставок 

Развивать мыслительные операции 

2

09.04.21

15.04.21

 

Слова-синонимы. 

Развивать мыслительные операции

1

16.04.21

 

Слитное написание слов с приставками.

Раздельное написание слов с предлогами.

Дифференциация предлогов и приставок. 

Развивать логическое мышление 

 

2

22.04.21

23.04.21

 

Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. 

Развивать мыслительные операции 

2

29.04.21

30.04.21

Связная речь

 

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.  

Формировать коммуникативные навыки 

1

06.05.21

 

Пересказ с опорой на сюжетную картинку.  

Развивать зрительное восприятие 

1

07.05.21

 

 Пересказ по вопросам.

Формировать коммуникативные навыки 

1

13.05.21

 

Пересказ текста по опорным словам. 

Развивать логическое мышление 

1

14.05.21

 

Пересказ текста по предметным картинкам. 

Формировать коммуникативные навыки 

1

20.05.21

 

Проверочная работа. 

 

1

21.05.21

Список литературы

1.Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. 2010 г.

 

2.Малофеев Н.Н. «Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом» М: 1985 г.

 

3. Смирнова И.А. «Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами» из сборника «Нарушения речи. Методы изучения и коррекции». СПб: 1993

 

 

 

 

 

 

 

×
×