Развитие математической грамотности у учащихся начальной школы

Автор: Карошин Максим Анатольевич

Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Важным инструментом внешнего оценивания качества образования являются международные сравнительные исследования TIMSS, PISA ,PIRLS и т.д. Одним из главных показателей качества знаний и умений международных исследований выступает функциональная грамотность. Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны.

В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что до 2024 года Правительству РФ поручено обеспечить вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

( 3 слайд)

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально — грамотного человека.

(слайд 4)

Содержательные составляющие функциональной грамотности:

• Математическая грамотность

• Читательская грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

• Глобальные компетенции

• Креативное мышление

 

Я хотел бы остановится на математической грамотности

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

6 СЛАЙД

а)пониманиенеобходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)

б)потребность и умение применятьматематику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д.

в)находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией. Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача: В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

г)способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать

Примеры заданий:

Допиши единицы измерений:

площадь школьного пенала прямоугольной формы 180

длина дорожки 50

площадь кухни 12

высота окна 145

длина гвоздя 100

высота дома 16

рост 1360

д)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий

Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно.

Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающего  мира  и т.д.

д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание).

7 СЛАЙД

Примеры заданий, чтобы сформировать первый компонент математической функциональной грамотности 

1. Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:

 10, 30, 50, 70 …

 14, 34, 54, 74 …

Особенности формирования функциональной математической грамотности:

1 класс

— письмо цифр по алгоритму и стрелочкам, что создает быстроту письма, верную ориентацию в клетке:

— Распознавание фигур – осуществляются логические операции синтеза (составляется из неск. Фигур – общая) и анализа (разделение фигуры на неравные фигуры)

8 СЛАЙД

— Моделирование заданий – замена предметов условными знаками и запись с их помощью условий заданий.

А)Процесс построения модели – нарисуй столько кругов. Сколько ягод…

Б) Работа с готовой моделью

Было 8 пирожков. Из них 3 с мясом, 4 с капустой, остальные с джемом. Зачеркни пирожки с мясом, пирожки с капустой. Сколько пирожков с джемом?

В) Реши задачу по рисунку, схеме… Пример: догадайся,

Г)Работа с величинами (сравнение. Сопоставление фигур ).

9 СЛАЙД

2 класс:

   1. В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные) 

  2. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше.  Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые  и  1 коричневая) 

Много аналогичных заданиях и в учебнике 2, 3,4 класса. В этом плане интересны странички для любознательных.

10 СЛАЙД

3 класс

1. У Алины 100 рублей, а у Юли 96 рублей.

Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4рубля?

2. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб.,а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?

3. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?

4 класс 11 СЛАЙД

3.Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников?

4.Москва – Владивосток – это самый протяженный железнодорожный пассажирский маршрут в мире. За 144 часа вы преодолеваете путь длиной в 9288 км. Выполни деление с остатком: вычисли скорость движения поезда по этому маршруту.

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Второй компонент

Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.

Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.

Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи.

Примеры заданий, чтобы сформировать второй компонент математической функциональной грамотности.

12 СЛАЙД

1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных

отношений между математическими понятиями — работа с

математическими объектами.

— В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей

можно было купит на 1 рубль?

— 18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег

классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120

рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?

13 СЛАЙД

2. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с

ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о

геометрических фигурах, их измерении.

1. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

2 . Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах — упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» — 4 дм *8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6

дм?

14 СЛАЙД

3.Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с

бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение,

взвешивание и др.)

Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг.

Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

4. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем,которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

15 СЛАЙД

Численность населения Смоленска в 2010 году составляла

326861 человек, а в 2019 году – 329427 человек. На сколько человек

увеличилось количество жителей города за 9 лет?

16 СЛАЙДТретий компонент

1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

(Применение знаков и символов +, -, больше, меньше;

умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса.

Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);

2) Высоты монеты (мм, см, м, км);

3) Длины парты (мм, см, м, км).

17 СЛАЙД

2.Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений)

Докажи с помощью примера следующие утверждения:

1) Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;

2) Некоторые однозначные числа не делятся на 2;

3) В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

Комплекс заданий способствующих развитию

математической грамотности обучающихся. 18 СЛАЙД

1.Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

1) Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

2)Игра «Сюрпризный конверт»

11-9 12-8 16-7 8+7 5+6 9+4

Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:

  1. Из одиннадцати вычесть девять.
  2. Сумма чисел восьми и семи.
  3. Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
  4. Число пять увеличить на шесть.
  5. Число шестнадцать уменьшить на семь.
  6. Четыре увеличить на девять.

3) Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.

  • Двенадцать больше трёх на девять;
  • с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
  • сумма семи и восьми равна шестнадцать;
  • шестнадцать меньше семи.

4.Противоположные слова. Назвать слова, противоположные по значению.

Прямая — Равенство — Четное —

Много — Сложение —

5.Опрокинутые слова 19 слайд

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

· УМАСМ — СУММА.

· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

· КРАТВАД (квадрат).

· УГОТЬРЕНИК (треугольник).

· РЕЗОТОК (отрезок).

20 СЛАЙД 2.Работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.

 

Команда

Золотые

Серебряные

Бронзовые

Сириус

7

8

3

Орион

6

4

5

Заря

4

6

7

Весна

3

2

5

 

Сколько серебряных медалей завоевала команда Сириус?

2. На диаграмме показано количество каждого вида цветов на клумбе – ромашек, фиалок, тюльпанов и колокольчиков. Известно, что больше всего ромашек, меньше всего фиалок, а тюльпанов больше, чем колокольчиков. Используя диаграмму, ответь на вопрос: сколько колокольчиков на клумбе?

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Ответ: ________

Ниже приведены данные за три года о количестве дождливых дней в июне-октябре в Челябинске. Используя эти данные, ответь на вопрос.

 

Месяц

2010 год

2011 год

2012 год

Июнь

2

7

4

Июль

3

4

2

Август

4

8

4

Сентябрь

4

10

7

Октябрь

1

4

6

 
         

 

Сколько дождливых дней было в Челябинске в августе 2011 года?

На каждом уроке математики отводится 5 — 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.

3. Решение нестандартных задач 21- 22 слайд

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ

1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?

2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)

3.В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

4.Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

5.Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

6.В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их.

×
×