Автор: Карошин Максим Анатольевич
Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Важным инструментом внешнего оценивания качества образования являются международные сравнительные исследования TIMSS, PISA ,PIRLS и т.д. Одним из главных показателей качества знаний и умений международных исследований выступает функциональная грамотность. Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны.
В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что до 2024 года Правительству РФ поручено обеспечить вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
( 3 слайд)
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально — грамотного человека.
(слайд 4)
Содержательные составляющие функциональной грамотности:
• Математическая грамотность
• Читательская грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
Я хотел бы остановится на математической грамотности
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
6 СЛАЙД
а)пониманиенеобходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)
б)потребность и умение применятьматематику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д.
в)находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией. Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача: В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
г)способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
Примеры заданий:
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
длина дорожки 50
площадь кухни 12
высота окна 145
длина гвоздя 100
высота дома 16
рост 1360
д)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий
Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающего мира и т.д.
д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание).
7 СЛАЙД
Примеры заданий, чтобы сформировать первый компонент математической функциональной грамотности
1. Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:
10, 30, 50, 70 …
14, 34, 54, 74 …
Особенности формирования функциональной математической грамотности:
1 класс
— письмо цифр по алгоритму и стрелочкам, что создает быстроту письма, верную ориентацию в клетке:
— Распознавание фигур – осуществляются логические операции синтеза (составляется из неск. Фигур – общая) и анализа (разделение фигуры на неравные фигуры)
8 СЛАЙД
— Моделирование заданий – замена предметов условными знаками и запись с их помощью условий заданий.
А)Процесс построения модели – нарисуй столько кругов. Сколько ягод…
Б) Работа с готовой моделью
Было 8 пирожков. Из них 3 с мясом, 4 с капустой, остальные с джемом. Зачеркни пирожки с мясом, пирожки с капустой. Сколько пирожков с джемом?
В) Реши задачу по рисунку, схеме… Пример: догадайся,
Г)Работа с величинами (сравнение. Сопоставление фигур ).
9 СЛАЙД
2 класс:
1. В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)
2. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые и 1 коричневая)
Много аналогичных заданиях и в учебнике 2, 3,4 класса. В этом плане интересны странички для любознательных.
10 СЛАЙД
3 класс
1. У Алины 100 рублей, а у Юли 96 рублей.
Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4рубля?
2. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб.,а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?
3. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?
4 класс 11 СЛАЙД
3.Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников?
4.Москва – Владивосток – это самый протяженный железнодорожный пассажирский маршрут в мире. За 144 часа вы преодолеваете путь длиной в 9288 км. Выполни деление с остатком: вычисли скорость движения поезда по этому маршруту.
Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Второй компонент
Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.
Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.
Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи.
Примеры заданий, чтобы сформировать второй компонент математической функциональной грамотности.
12 СЛАЙД
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных
отношений между математическими понятиями — работа с
математическими объектами.
— В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей
можно было купит на 1 рубль?
— 18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег
классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120
рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?
13 СЛАЙД
2. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с
ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о
геометрических фигурах, их измерении.
1. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?
2 . Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах — упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.
Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» — 4 дм *8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6
дм?
14 СЛАЙД
3.Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с
бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение,
взвешивание и др.)
Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг.
Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.
4. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем,которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
15 СЛАЙД
Численность населения Смоленска в 2010 году составляла
326861 человек, а в 2019 году – 329427 человек. На сколько человек
увеличилось количество жителей города за 9 лет?
16 СЛАЙДТретий компонент
1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
(Применение знаков и символов +, -, больше, меньше;
умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса.
Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:
1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);
2) Высоты монеты (мм, см, м, км);
3) Длины парты (мм, см, м, км).
17 СЛАЙД
2.Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений)
Докажи с помощью примера следующие утверждения:
1) Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;
2) Некоторые однозначные числа не делятся на 2;
3) В некоторых четырехугольниках все стороны равны.
Комплекс заданий способствующих развитию
математической грамотности обучающихся. 18 СЛАЙД
1.Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
1) Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.
Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.
Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.
2)Игра «Сюрпризный конверт»
11-9 12-8 16-7 8+7 5+6 9+4
Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:
- Из одиннадцати вычесть девять.
- Сумма чисел восьми и семи.
- Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
- Число пять увеличить на шесть.
- Число шестнадцать уменьшить на семь.
- Четыре увеличить на девять.
3) Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.
- Двенадцать больше трёх на девять;
- с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
- сумма семи и восьми равна шестнадцать;
- шестнадцать меньше семи.
4.Противоположные слова. Назвать слова, противоположные по значению.
Прямая — Равенство — Четное —
Много — Сложение —
5.Опрокинутые слова 19 слайд
Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.
· УМАСМ — СУММА.
· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
· КРАТВАД (квадрат).
· УГОТЬРЕНИК (треугольник).
· РЕЗОТОК (отрезок).
20 СЛАЙД 2.Работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.
В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Команда |
Золотые |
Серебряные |
Бронзовые |
Сириус |
7 |
8 |
3 |
Орион |
6 |
4 |
5 |
Заря |
4 |
6 |
7 |
Весна |
3 |
2 |
5 |
Сколько серебряных медалей завоевала команда Сириус?
2. На диаграмме показано количество каждого вида цветов на клумбе – ромашек, фиалок, тюльпанов и колокольчиков. Известно, что больше всего ромашек, меньше всего фиалок, а тюльпанов больше, чем колокольчиков. Используя диаграмму, ответь на вопрос: сколько колокольчиков на клумбе?
SHAPE \* MERGEFORMAT
Ответ: ________
Ниже приведены данные за три года о количестве дождливых дней в июне-октябре в Челябинске. Используя эти данные, ответь на вопрос.
Месяц |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Июнь |
2 |
7 |
4 |
|
Июль |
3 |
4 |
2 |
|
Август |
4 |
8 |
4 |
|
Сентябрь |
4 |
10 |
7 |
|
Октябрь |
1 |
4 |
6 |
|
Сколько дождливых дней было в Челябинске в августе 2011 года?
На каждом уроке математики отводится 5 — 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.
Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.
3. Решение нестандартных задач 21- 22 слайд
ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ
1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?
2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)
3.В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?
4.Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
5.Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
6.В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?
Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их.