Автор: Павлова Татьяна Петровна,
Тема: Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии.
Автор: учитель биологии Павлова Татьяна Петровна
Организация: МБОУ «Володинская СОШ»
В последнее время слово «экология» стало очень популярным. Чаще всего этот термин употребляют, когда говорят о неблагоприятном состоянии окружающей нас природы. Слово это используют и в сочетании с такими словами как общество, семья, культура, здоровье.
Экология – это обширная наука, которая способна охватить большинство проблем, стоящих перед человечеством. Ведь термин экология дословно означает «наука о местообитании», а в более общем – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания. Помимо этих новых смыслов термин «экология» означает еще и давно существующее понятие – наука о доме, в котором живет человек.
Из-за интенсивного антропогенного воздействия и преобразования окружающей человека среды в последние десятилетия, привело к природному дисбалансу. Экологическая обстановка вызвала повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления во всем мире. Современные ученые предполагают, что основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию в школе.
Целью экологического воспитания является воспитание высокой экологической культуры, основанной на общечеловеческих принципах морали, становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы дать подрастающему поколению определенный объем знаний по экологии, сформировать потребности (мотивы, побуждения) поведения и деятельности, направленные на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды. В этом процессе одновременно участвуют семья и школа.
Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Однако именно в курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем, о динамично-равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на них.
В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Она делится на общую экологию и частные направления (экология микроорганизмов, растений, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и т.д.) Выделяют физиологическую экологию, биохимическую экологию, морфологическую экологию и другие дисциплины.
Курсы изучения биологических дисциплин следует выстраивать так, чтобы экологическая составляющая являлась обобщением не только уже полученных биологических знаний, но и междисциплинарным обобщением.
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят. Исследовательские работы должны иметь практическую направленность.
На уроках биологии у обучающихся формируются убеждения о природе как целостной саморегулирующейся системе. Поэтому необходимо сформировать полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
На уроках биологии 6-7 класса школьники получают знания об экосистемах, о взаимосвязях в них, а также знакомятся с объектами растительного и животного мира, подлежащими охране. Особое место отводится изучению охраны растительного и животного мира своей местности, области. Рассматривают отделы растительных и типы животных организмов и их значение в природе. Затрагивают эволюционную экологию, а также палеоэкологию. При изучении закономерностей сравнения органов и структур в зависимости от условий среды рассматривается и морфологическая экология. В воспитании у обучающихся бережного отношения к окружающей среде огромное значение имеет общение с природой, поэтому большое место отведено экскурсиям (в природу, на учебно-опытный участок, и др.) и проведению фенологических наблюдений. Работы на учебно-опытном участке носят практическую направленность. Ученики изучают культурные и сорные растения, создают гербарный и раздаточный материал. Знакомятся с местными видами растений и животных. Для активизации учебного процесса практикуется подготовка докладов, рефератов, сообщений, слайдовых презентаций, составление учащимися кроссвордов.
В 8 классе изучается экология здоровья. Большое внимание уделяется знакомству школьников с системой государственных мероприятий — медико-профилактических, социально-экономических и природоохранных, направленных на улучшение жизни и здоровья людей в нашей стране, раскрывается зависимость здоровья от образа жизни каждого человека. На этом этапе применяется проектная и исследовательская деятельность. В курсе прилагается большое количество лабораторных работ по экологии здоровья. Так как большую часть времени обучающиеся проводят в помещении, в частности в школе, то экология жилища изучается на примере создания экологического паспорта класса или школы в целом.
Обучающиеся 9-11 классов изучают взаимосвязи и закономерности сосуществования живых организмов в природе; организацию и функционирование популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы в целом; законы «здорового», состояния как нормы и основы существования жизни, где особое внимание уделяется влиянию ПАВ на генотип организма потомства. Большое внимание уделяется взаимоотношениям организма и среды. В курсе «Основы экологии» рассматривается роль экологии в современном обществе, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, основы рационального природопользования.
В старших классах наиболее эффективна научно-исследовательская работа. Это ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности. Старшеклассники через конференции, дискуссии, лабораторные работы, семинары и проектную и исследовательскую деятельность рассматривают задачи экологического содержания и пытаются найти пути их решения.
Все эти методы и формы обучения, осуществляемые в рамках школьного курса биологии, способствуют более яркому проявлению личности учащегося, и направлены на формирование у школьников экологического сознания.
Список использованных источников
1. Захаров В.Б «Общая биология : учеб.для 11 кл. общеобразоват.учреждений- Москва: Дрофа,2005.-283,(5)с. Ил.
2. Криксунов Е.А. Экология 9 класс: Учеб.для общеобразов. Учеб. заведений-М.: Дрофа,195.-240 с.:ил.
3. Чернова Н.М., А.М. Былова Экология: Учеб.пособие для студентов биолог.спец. ин-тов.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение,1988.- 272с. :ил.
4. Миркин Б.М., Л.Г.Наумов Экология России. Учебник из федерального компонента для 9 -11 –х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: АО МДС, 1996.-272с. С ил.
5. Назаренко, В. М. Будущее экологического образования: некоторые предположения // Экология и жизнь. – 1997. — № 3.- С. 22-29.
6. Панкратов, А. В. Идея экологического образования // Философия экологического образования. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – С. 329-347.
7. Попова, Т. А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие / Т. А. Попова. – М.: Сфера, 2005. – С. 5-11.
8. Мамедов, Н.М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование, 2001. — № 3. – С. 4-8.
9. Перегудов, В.А. Современные проблемы непрерывного экологического образования / В. А. Перегудов, Ю. Д. Эдельштейн // Тульский экологический бюллетень, 2006. – Вып. 1. – С. 113-120.
10. Глазачев, С. Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. — 1997 — № 3. — С.22-29.