Автор: Лебедева Анетта Сергеевна
Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ
учителем-логопедом в ОО
«Раннее выявление детей с ОВЗ учителем-логопедом»
— Ранним выявлением детей с ОВЗ учитель-логопед занимается по заказу администрации ОО или по заказу председателя ПМПк (по инициативе председателя или по инициативе родителей). В зависимости от заказа проводится обследование речевого развития воспитанников – учитель-логопед обследует звуковую культуру речи у всех воспитанников групп общеразвивающей и комбинированной направленности по заказу администрации ОО. А по заказу председателя ПМПк учитель-логопед обследует все стороны речи конкретного воспитанника. В первом случае проводится анализ результатов обследования ЗКР воспитанников и индивидуальные консультации с родителями (по запросу, в рамках деятельности консультационного пункта). Во втором случае – заседание ПМПк.
«Организационно-диагностическая работа учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ»
— Только после получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии и получения согласия родителей определяется путь сопровождения ребенка с ОВЗ.
— Ребенок с ОВЗ в нашем учреждении получает сопровождение учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.
— Логопедическое обследование детей с ОВЗ проводится по всем направлениям развития речи 3 раза в год: в сентябре первичная диагностика, в январе – промежуточная, в мае – итоговая, что позволяет выявить уровень и динамику речевого развития. Результаты речевого обследования фиксируются в речевой карте (соответственно с возрастом: в группе компенсирующей направленности — от 4 до 7 лет, в остальных группах – от 2 до 7 лет).
— Затем результаты логопедического обследования выносятся на первое заседание ПМПк, на котором определяется актуальное развитие каждого ребенка, и намечаются пути решения выявленных проблем. На втором заседании учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития и на третьем – подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. На каждом заседании учитель-логопед знакомит участников с логопедическим представлением на каждого ребенка.
— Учитель-логопед группы компенсирующей направленности реализует в своей работе АООП ДО (адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с ТНР).
— В группе общеразвивающей и комбинированной направленности он участвует вместе со всеми педагогами МАДОУ в разработке АОП ДО на каждого ребенка с ОВЗ (адаптированной образовательной программы ДО).
— Индивидуальный учебный план содержит расписание ООД (подгрупповой и индивидуальной), а также время и количество занятий с учителем-логопедом и другими педагогами (в зависимости от заключения ПМПК).
— Также учитель-логопед составляет индивидуальные планы коррекционной работы.
«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ»
— Коррекционно-развивающая работа с детьми группы компенсирующей направленности проводится в игровой форме через индивидуальные и подгрупповые занятия, а также совместно с музыкальным руководителем проводится фронтальное занятие по логоритмике.
— С детьми с ОВЗ, посещающими группы общеразвивающей и комбинированной направленности, проводятся только индивидуальные занятия, так же в игровой форме.
— Все занятия организуются в соответствии с календарно-тематическим планированием.
«Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами по сопровождению детей с ОВЗ»
— Независимо от того, является ли учитель-логопед ведущим специалистом или по сопровождению ребенка с ОВЗ, взаимодействие с воспитателями осуществляется через ведение журнала контактов, в котором учитель-логопед фиксирует рекомендации по закреплению умений, полученных во время занятий.
— В группе компенсирующей направленности учитель-логопед проводит в устной форме индивидуальное консультирование педагогов по всем образовательным областям, так как в любой ООД данной группы основой является развитие речи детей, и учитель-логопед здесь ведущий специалист.
— В случае если учитель-логопед является специалистом по сопровождению ребенка с ОВЗ, консультирование педагогов групп общеразвивающей и комбинированной направленности в устной форме проводится по «Речевому развитию» и «Социально-коммуникативному развитию».
— В каждой группе компенсирующей направленности организован Детско-родительский клуб, о котором подробнее чуть позже.
«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) по сопровождению детей с ОВЗ»
— Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) осуществляется через ведение индивидуальных тетрадей воспитанников, где учитель-логопед фиксирует рекомендации по закреплению полученных умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
— В группе компенсирующей направленности проводится консультирование индивидуальное и групповое.
— Консультирование родителей детей с ОВЗ из групп комбинированной и общеразвивающей направленности осуществляется только в индивидуальной форме.
— На всех индивидуальных консультациях учитель-логопед информирует родителей об особенностях и проблемах речевого развития ребенка, дает рекомендации по организации и проведению занятий с ребенком в домашних условиях.