8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Игра как ведущий метод обучения дошкольников

Автор: Филина Ольга Алексеевна

Известные учёные  Л.С.  Выготский  и  Д.Б. Эльконин   называют   игру   ведущим   видом

деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что  она  преобладает

в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она  в

этот период ведет за собой развитие дошкольника.

        Исходя из того, что о детской игре написано уже очень  много,  вопросы  теории

ее так сложны, что единой классификации игр до сих пор не  существует.  И.Л.

Шолпо предлагает свой вариант классификации  обучающих  игр,  которые  можно

использовать на занятиях иностранным языком с дошкольниками.

      Автор    подразделяет    обучающие    игры    на    ситуативные,

соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.

      К ситуативным относятся  ролевые  игры,  которые  моделируют  ситуации

общения по тому или иному поводу. Они,  в  свою  очередь,  делятся  на  игры

репродуктивного характера, когда  дети  воспроизводят  типовой,  стандартный

диалог, применяя его к  той  или  иной  ситуации  и  импровизационные  игры,

требующие применения и видоизменения различных моделей.  Естественно,  может

(и должен) возникнуть промежуточный  момент,  когда  в  репродуктивную  игру

вносится элемент импровизации.

        К соревновательным относятся большинство игр, способствующих  усвоению

лексики  и  грамоты.  В  них  побеждает  тот,  кто  лучше  владеет  языковым

материалом. Это всевозможные  кроссворды,  »аукционы»,  настольно-печатные

игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п.

      Ритмо-музыкальные игры  –  это  всякого  рода  традиционные  игры  типа

хороводов, песен и танцев  с  выбором  партнеров,  которые  способствуют  не

столько  овладению  коммуникативными  умениями,  сколько   совершенствованию

фонетической и ритмомелодической сторон  речи  и  погружению  в  дух  языка,

например: »Nuts and May».

      Художественные, или творческие, игры – это вид  деятельности,  стоящий

на границе игры и художественного творчества,  путь  к  которому  лежит  для

ребенка через игру. Их, в свою  очередь,  можно  разделить  на  драматизации

(постановку маленьких сценок на  английском  языке);  изобразительные  игры,

такие как графический диктант,  аппликация  и  т.п.;  и  словесно-творческие

(подбор рифмы,  коллективное  сочинение  подписей  к  комиксу,  коллективное

сочинение маленьких сказок).

      На границе ситуативных импровизационных игр и творческих  драматизаций

находится  такой  вид  деятельности,  как  импровизация  на  тему  известной

сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в  »Репку»  или

»Теремок», в которых, в зависимости  от  количества  играющих  и  усвоения

новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.

       Выбирая,  или  придумывая  игру  для  включения  в  занятие,  необходимо

следовать  правилам,  сформулированным  в  книге  Е.И.  Негневицкой  и  А.М.

Шахнаровича »Язык и дети» (М., 1981):

      »1. Прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы:

какова цель игры, чему в ней должен учиться ребенок?

Какое речевое действие он должен выполнять: одно из…действий со  словом  или

создание высказывания – тогда какого именно и по какой модели?

Умеет ли ребенок строить  такое  высказывание,  нет  ли  там  дополнительных

трудностей, »подводных камней»?

2. Ответив  на  эти  вопросы,  попробуйте  сами  превратиться  в  ребенка  и

придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть  высказывание  по

такой модели.

3. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребенку таким  образом,  чтобы  он

ее сразу принял…

4. С удовольствием играйте с ребенком сами! »

      В  этом  отрывке  учтены  главные  качества  обучающей  игры,  которые

отмечены в самом ее названии: она должна быть обучающей и  она  должна  быть

игрой.  В советском  энциклопедическом  словаре  игра определяется  как   вид

непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в  ее  результате,

а в самом процессе. Это очень важный признак. Поэтому, вводя игру в занятие,

ее дидактический результат важен для  педагога,  но  не  может  явиться

побудительным мотивом для  деятельности  детей.  Игра  должна  изменить  сам

стиль взаимоотношений между детьми и  взрослым  ,  который  не

может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда  он  этого

хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто  вызывает  у  него  симпатию.

Учитель не может быть лишь организатором игры – он должен  играть  вместе  с

ребенком, потому, что дети с большим удовольствием  играют  со  взрослыми  и

потому,  что  игровая  атмосфера   разрушается   под   взглядом   стороннего

наблюдателя.

       Итак,  обучающая  игра  –  это  ориентированная   на   зону

ближайшего развития игра, совмещающая педагогическую цель с  привлекательным

для ребенка мотивом деятельности.

      Обратимся еще раз к данным возрастной психологии.

      »Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь  роли  и

в том, чтобы создать какое-нибудь новое  положение»,  —  писал  Дж.  Селли.

Д.Б. Эльконин считал роль и связанные с ней  действия  центральным  моментом

игры. Наблюдая за развитием ролевой игры  у  дошкольников,  ученый  заметил,

что прежде всего возникает представление о роли, которое может быть  сведено

к внешнему  знаку  (костюм,  инструменты),  затем  роль  начинает  диктовать

определенные действия,  и,  наконец,  в  изображаемую  ситуацию  вовлекаются

другие   дети,   от   которых   требуется   соблюдение   правил   поведения,

соответствующих данной ситуации.

      Таким образом,  можно  сказать,  что  основа  любой  игры  –  ролевая.

Ребенок в ролевой игре может  выступать  в  роли  себя  самого,  английского

ребенка  или  взрослого,  сказочного  персонажа  или   животного,   ожившего

предмета и т. п. – возможности здесь неограниченны.

      Его  партнером  может  становиться  другой  ребенок,  педагог,  кукла,

воображаемый  герой,  помощник-актер  или   второй   преподаватель,   всегда

играющий одну и ту же роль, и т. д.

      Просуммировав все вышесказанное, я могу сделать следующие выводы:

С моей точки зрения, оптимальный возраст для начала  изучения  иностранного

языка – пять лет.

Средняя продолжительность занятий – 30 минут для пятилетних и 35  минут  для

шестилетних детей в группах,  не  превышающих  10  человек.  Занятия  должны

проводиться не менее двух раз в неделю.

Методика  проведения  занятий  должна  строиться  с  учетом   возрастных   и

индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей  детей  и

быть направлена на их развитие.

Занятия иностранным языком должны быть осмыслены педагогом,  как  часть

общего развития личности  ребенка,  связаны  с  его  сенсорным,  физическим,

интеллектуальным воспитанием.

Обучение  дошкольников  иностранному  языку  должно  носить  коммуникативный

характер, когда ребенок овладевает языком, как средством  общения,  то  есть

не  просто  усваивает  отдельные  слова  и  речевые   образцы,   но   учится

конструировать высказывания  по  известным  ему  моделям  в  соответствии  с

возникающими у него коммуникативными потребностями.

   Общение   на   иностранном   языке   должно   быть    мотивированным    и

целенаправленным.    Необходимо    создать    у    ребенка     положительную

психологическую установку на иноязычную речь.

Способом создания такой положительной мотивации и является игра.

Игры на занятии не должны быть  эпизодическими  и  изолированными.  Необходима

сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя  другие  виды

деятельности в процессе обучения языку.

В основе игровой методики лежат создание воображаемой  ситуации  и  принятие

ребенком или преподавателем той или иной роли.

 

 

 

×
×