Автор: Родина Ольга Алексеевна
МАСТЕР – КЛАСС
«Лингвокультурологическая характеристика текста
на уроках русского языка»
I. Введение
Методическая разработка мастер — класса по теме «Лингвокультурологическая характеристика текста на уроках русского языка» может быть использована учителями-филологами, работающими в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного и среднего общего образования.
Тема мастер-класса:
Лингвокультурологическая характеристика текста на уроках русского языка
Дата: ________
Место проведения:
конкурсная площадка «Ярмарка наставнических практик» в рамках межмуниципального учебно-исследовательского форума «Лаборатория научного поиска», посвященного Году педагога и наставника.
Участники: педагоги
Цель:
обмен опытом педагогической деятельности по применению инновационного методического инструмента «лингвокультурологическая характкристика текста» на уроках русского языка.
Задачи:
ü продемонстрировать коллегам эффективный методический инструмент по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и развитию ЧГ на уроках русского языка;
ü прокомментировать эффективность его применения с точки зрения культуроориентированного процесса обучения русскому языку;
ü отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
Оборудование :
компьютер, мультимедийный проектор, презентация мастер-класса
Основные этапы мастер-класса:
ü Мотивация.
ü Постановка педагогической проблемы.
ü Теоретическая справка по теме мастер-класса.
ü Практическая демонстрация применения методического инструмента. Комментарий.
ü Рефлексия.
Актуальность:
Во-первых, основная цель обучения русскому языку в современной школе — формирование языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности. Образовательная цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая культура учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом.
Текст – это основа создания развивающей речевой среды, так как через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Во-вторых, современным вызовом для образования является функциональная грамотность.
В международных сопоставительных исследованиях, в таком как PISA, выделяется шесть компонентов функциональной грамотности, среди них
системообразующим компонентом является читательская грамотность.
Формирование читательской грамотности напрямую зависит от умения работать с текстом.
План мастер-класса:
№п/п |
Этапы мастер-класса |
Содержание |
Хронометраж |
1 |
Вступительная часть |
1. Приветствие. 2. Мотивация 3. Объявление темы, цели и задач |
1,5мин |
2 |
Постановка педагогической проблемы.
|
Как достичь комплекса результатов обучения русскому языку (личностных, метапредметных и предметных) при работе с текстом как дидактическим материалом урока? |
0,5 мин |
3 |
Теоретическая часть по теме мастер-класса.
|
Слово мастера и презентация по теме мастер-класса |
2мин |
4 |
Практическая демонстрация применения метода обучения. Комментарий.
|
Организация групповой работы по каждому этапу работы с текстом. |
9,5 мин |
5 |
Подведение итогов мастер-класса.
|
Вывод. Памятки по применению метода |
1 мин |
6 |
Рефлексия.
|
Метод «Поделись смайликом» |
0,5 мин |
II. Ход мастер- класса:
1.Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Известный китайский философ Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Я приглашаю Вас к разговору об инновационном инструменте преподавания русского языка, объединяющем в себе хорошо известные в методике приёмы и практики.
Тема мастер-класса:
Лингвокультурологическая характеристика текста на уроках русского языка
Цель:
обмен опытом педагогической деятельности по применению инновационного методического инструмента «лингвокультурологическая характкристика текста» на уроках русского языка.
Задачи:
ü продемонстрировать коллегам эффективный методический инструмент по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и развитию ЧГ на уроках русского языка;
ü прокомментировать эффективность его применения с точки зрения культуроориентированного процесса обучения русскому языку;
ü отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
Проблема обучения пониманию текста сегодня стоит очень остро.
В силу этого стратегической задачей современного учителя, преподающего любую школьную дисциплину, является формирорвание у учащихся умений самостоятельно семантизировать текст:
1) выделять ключевые слова текста и прояснять их значение;
2)выявлять в тексте незнакомые слова и прояснять их значение с помощью словарей;
3)осмысливать текст с учетом выявленных значений слов.
В настоящее время это требование зафиксировано в ФГОС ООО в виде необходимости достижения таких метапредметных результатов, как понимание, интерпретация и оценка текстов.
2. Постановка педагогической проблемы.
Педагогическая проблема: какими способами достичь комплекса результатов обучения русскому языку (личностных, метапредметных и предметных) при работе с текстом как дидактическим материалом урока.
3.Теоретическая часть:
Сегодня в арсенале учителя русского языка и литературы есть инновационный методический инструмент – лингвокультурологическая характеристика текста (Автор термина Алевтина Дмитриевна Дейкина, доктор педагогических наук, профессор, основатель школы аксиологического подхода к процессу обучения).
Лингвокультурология – это наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии, исследующая проявление культуры народа, отразившейся и закрепившейся в языке.
Задача культурологии: создать современные технологии, помогающие человеку в постижении культуры через углубленное понимание национального языка.
Являясь методическим инструментом учителя-словесника, лингвокультурологическая характеристика текста представляет собой современный метод обучения русскому языку, способствующий раскрытию лингвокультурологического потенциала текста.
Особенности данного метода заключаются в следующем: лингвокультурологическая характеристика текста отличается от известного в методике комплексного анализа текста тем, что её целью является обучение восприятию художественного текста как целостной единицы языка, речи и культуры. Она направлена на формирование умений понимать, интерпретировать и оценивать текст посредством использования разных видов анализа текста, интерпретации выявленных смыслов, соотнесения их с собственной системой ценностей, выражения к ним собственного отношения.
Лингвокультурологическая характеристика текста – главный методический инструмент аксиологического урока. (Аксиология – это раздел философии, изучающий вопросы ценностей).
Понятие ценности в последние годы отечественного образования соединилось с русским языком как явлением, как культурой и как учебным предметом. Декларируется аксиологический (ценностный) подход к изучению русского языка в школе.
Основные этапы аксиологического урока:
1. Эмоциональное включение.(Приёмы, способствующие введению в тему)
2. Чтение текста.
3. Эмоциональное восприятие текста.(Вопросы для беседы)
4. Языковая характеристика текста (Лингвистическое исследование на основе изученного материала)
5. Речеведческая характеристика текста.(Тема текста, нахождение ключевых слов, определение основной мысли текста, работа с фразами и предложениями с целью их понимания)
6. Культурологическая характеристика текста — задается аксиологический вектор урока ( историко-культурный комментарий к тексту; сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением; осмысление текста через музыкальную интерпретацию; виртуальные экскурсии; интегрированные задания и проекты.)
7. Создание собственного текста
Исходя из вышесказанного, задача учителя-словесника: научить понимать текст, отличающийся многослойностью информации, наличием не только поверхностных, но глубинных смыслов, их вариативностью.
4.Практическая демонстрация применения метода обучения.
Я предлагаю вместе реализовать данный метод на уроке русского языка в 5 классе по повторению темы «Лексикология ».
1. Эмоциональное включение.
(Заслушать предложения педагогов-участников мастер-класса и показать возможный вариант )
(Возможный вариант: (Слайды с пейзажными зарисовками)
1.- Что вы видите на слайдах? Что вы представляете, глядя на эти рисунки?
— Запишите
— С каким понятием тесно связаны эти рисунки? (Родина)
2. Составление кластера: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной. (Родина: родились здесь, любят её, гордятся ею, защищают её, говорят на русском языке)
Проблемный вопрос: А можно ли утверждать, что язык – это жизнь народа?
Логическим завершением работы на этом этапе должна стать интерпретация темы урока: «язык – это жизнь народа» — значит, определить для себя жизненные цели, близкие и далекие; сформировать идеалы и ценности; выбрать сферу деятельности; овладеть необходимыми умениями.
2. Чтение текста (Раздаточный материал)
3. Эмоциональное восприятие текста.
(Заслушать предложения педагогов-участников мастер-класса и показать возможный вариант )
(Возможный вариант:
— Понравился ли текст? Если да, то почему?
-Какие чувства он у вас вызвал?
— Какое чувство испытывает рассказчик к березе? Как вы это поняли?)
4. Языковая характеристика текста (Лингвистическое исследование на основе изученного материала по теме «Лексикология»). Организуются различные формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.
(Заслушать предложения педагогов-участников мастер-класса и показать возможный вариант)
(Возможный вариант:
Работа в группах:
1 гр.: 1) выписать слова с пропущенными буквами и подобрать к ним проверочные слова;
2) Объяснить лексическое значение выделенных курсивом слов (работа с толковым словарём)
2 гр.: 1) выписать слова с пропущенными буквами и подобрать к ним проверочные слова;
2) Привести примеры однозначных и многозначных слов (составить словарную статью к многозначному слову)
3) Найти слово, употребленное в переносном значении и указать средство художественной выразительности.
3 гр.:
1) выписать слова с пропущенными буквами и подобрать к ним проверочные слова;
2) Найти в тексте синонимы, выписать в тетрадь;
3) Найти слово, употребленное в переносном значении и указать средство художественной выразительности.
4 гр.:
1) выписать слова с пропущенными буквами и подобрать к ним проверочные слова;
2) Найти в тексте антонимы и омонимы. Составить словарные статьи с омонимами;
3) Найти слово, употребленное в переносном значении и указать средство художественной выразительности.
Индивидуальное задание: 2 человека работают на доске: выполнить лексический анализ слов утолять, париться
Результатом этого этапа работы на уроке становятся «Протоколы работы с текстом» каждого ученика — «Лист самооценки»
5. Речеведческая характеристика текста.
(Заслушать предложения педагогов-участников мастер-класса и показать возможный вариант )
(Возможный вариант:
— Сформулируйте тему данного текста (Русская береза)
— Назовите ключевые слова, словосочетания, фразы, которые помогают автору раскрыть тему.
— Сформулируйте основную мысль текста.
— Как бы вы озаглавили текст? Что отражает заголовок: тему или основную мысль?
— Как вы поняли смысл пословицы: « Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое – больным на здоровье, второе – от тьмы свет, третье – людям колодец»
6. Культурологическая характеристика текста.
(Аксиологический вектор урока)
(Заслушать предложения педагогов-участников мастер-класса и показать возможный вариант)
(Возможный вариант:
— Что мы узнали о жизни русского народа, прочитав текст?
(Виртуальная экскурсия в крестьянскую избу.)
— Как отразилась жизнь крестьянства в русском языке?
-Скажите, прочитав этот текст, мы можем подтвердить мысль: «Язык – это жизнь народа»? Аргументируйте свой ответ.
— Кто сегодня на уроке почувствовал гордость оттого, что является маленькой частицей мудрого русского народа?
-А можем ли мы назвать березу символом России? Почему?
7. Создание собственного текста:
Составить синквейн «Русский язык»
Домашнее задание: (на выбор)
1.Сочинение-миниатюра «Берёза – символ моей Родины»
2. Сочинение-описание «Русская изба»
3. Синквейн «Русская берёза»
5. Подведение итогов мастер-класса.
Содержание урока, чередование в нем различных видов учебной деятельности, применение современного инструмента работы с текстом — лингвокультурологической характеристики, позволяют учителю достичь целевых установок, сформулированных в соответствии с требованиями ФГОС.
Работа на уроках русского языка с текстом может быть инструментом достижения
предметных (знания о единицах языка и их функциях и умения применять их в речи),
метапредметных (владение стратегиями смыслового чтения; сформированностъ коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных действий),
личностных (приобретение взглядов и ценностных ориентиров на национальную культуру и язык) результатов обучения.
Формирование читательской грамотности напрямую зависит от умения работать с текстом. Следовательно, использование методического инструмента «лингвокультурологическая характеристика текста» в процессе преподавания русского языка, на мой взгляд, является эффективным.
6 .Рефлексия
Уважаемые коллеги!
Если мне удалось на основе известных приёмов и методов работы с текстом донести до Вас новую методическую идею (методический инструментарий работы с текстом), прошу поделиться зеленым смайликом, если данный метод уже широко применяется Вами в процессе обучения – жёлтым.
Благодарю всех за работу и внимание!
Литература:
1. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка: Монография. – М.; Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009.
2. Дейкина, А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М., 2019
3.Левушкина, О.Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дис. … д-ра пед. наук. 13.00.02. М., 2014.
Интернет-источники:
1. Источник: https://naukarus.com/metodicheskiy-potentsial-lingvokulturologicheskih-harakteristik-teksta-v-shkolnom-obuchenii-russkomu-yazyku
Приложение1
Отбор текстов для анализа на уроках русского языка производится с учетом ряда принципов:
1) самостоятельность, относительная законченность, связность, цельность внутренней синтаксической, композиционной и логической структуры;
2) контекстное рассмотрение отдельных языковых единиц при извлечении их из текста и рассмотрении в структурном, семантическом и функциональном планах;
3) коммуникативная целесообразность, заключающаяся в учете опыта учащихся и уровня развития их компетенций;
4) системность в организации работы с текстом, в силу которой все учебные действия с текстом должны быть последовательны и регулярны;
5) методическая целесообразность — текст должен быть в достаточной степени насыщен изучаемыми или изученными (при повторении, обобщении) языковыми явлениями.
Приложение 2
Текст
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза – это воистину крестьянское дерево. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная изба, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваюсь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаю мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, радуют глаз и напоминают девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую.
« Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое – больным на здоровье, второе – от тьмы свет, третье – людям колодец», — гласит старинная загадка, тесно связанная с крестьянским бытом. Париться березовым веником – больным на здоровье, освещать жилище лучиной – от тьмы свет, утолять жажду березовым соком – людям колодец.
Смотрю на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаю это дерево как самое тебе близкое и дорогое.