Методические комментарии к уроку по живописи. Тема «Натюрморт в технике гризайль» 3 класс ДПОП

Автор: Вьюркова Елена Владимировна

                                                                                                Преподаватель ДШИ  

 Вьюркова Елена Владимировна

 

Методические комментарии

к уроку по живописи.

Тема: «Натюрморт в технике гризайль»

 3 класс

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

 

Тип урока: комбинированный;

Форма работы: групповая;

 Практическое задание. Выполнение натюрморта, составленного из 3 предметов на фоне драпировок в технике «гризайль». Освещение боковое. Аудиторных часов на постановку – 9 (3 занятия по 3 часа).

 Значение учебной натурной постановки «натюрморт в технике гризайль» в процессе обучения живописи играет важную роль, задание развивает у учащихся умение анализировать форму предметов. В процессе освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», у обучающихся часто возникают сложности при изображении объемных предметов.  Дети копируют увиденное и не умеют анализировать форму. Форма — одно из основных средств изобразительного искусства. Учащиеся в учебных работах должны грамотно передать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Эта сложная задача и решается она постепенно. Типичная ошибка учащихся — увлечение цветом в ущерб передаче объема тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи. Получается, что за живописностью мазков теряется объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому выполняя постановки в цвете, полезно знакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике «гризайль» и периодически выполнять такие задания.

Цель:

 — Учебная: передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы в технике одноцветной живописи.

—  Обучающая: научиться передавать тоновыми отношениями объемную форму изображаемых объектов, их пространственное расположение, состояние освещенности.

Развивающая: умение анализировать форму предметов, развитие мыслительных способностей;

— Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «Живопись».

 Задачи:

— развить умение лепить форму средствами светотени – тона;

— научить грамотно, выстраивать тоновую гармонию в натюрморте на основе светотеневых градаций;

— закрепить умение последовательно вести живописную работу от рисунка до последних стадий прописки деталей.

Важно правильно организовать учебный процесс. Который осуществляется, как в форме объяснительной беседы (обращение к классу), так и в форме индивидуальной помощи учащимся при выполнении ими практического задания. Моя объяснительная беседа не только имеет цель- поставить перед учащимися определённые задачи перед выполнением задания, но и обогатить знания детей необходимыми теоретическими сведениями и практическими советами. Для наглядности объяснения темы использую распечатки, методические таблицы, работы учащихся ДШИ и художественного училища из методического фонда художественного отделения, показываю последовательность выполнения задания.

Использую методические приёмы:

— практический: выполнение натюрморта с натуры;

— наглядно-зрительный: показ последовательности работы над натюрмортом;

-словесный: объяснение, обсуждение;

    Использую необходимые для данного урока материалы и оборудование:

Для преподавателя:

1.     Иллюстративный материал из методического фонда;

2.     Работы студентов СХУ им. А.П. Боголюбова, выполненные в технике «гризайль»;

3.     Таблицы и схемы на тему: «Композиция натюрморта», «Построение предмета цилиндрической формы», «;

Для учащихся:

1.     Акварельные краски, кисти (белка №3, №8,), карандаш (HB, B), ластик, вода, палитра, акварельная бумага формата А3;

Оборудование: мольберты, стулья, натурный стол с постановкой, подсветка.    Для выполнения данного практического задания учащийся должен:

знать: основные методы пространственного построения натюрморта;

уметь: конструктивно строить натюрморт, выявлять объём, последовательно вести работу.

   Структура первого занятия (3 часа):

— организационная – 2 мин;

— объяснение нового материала (анализ темы, анализ задания), постановка учебной задачи на сеанс – 10-15 мин;

— демонстрация последовательности работы над натюрмортом;

— самостоятельная работа учащихся;

— работа с группой и индивидуально с каждым учеником;

— промежуточный анализ качества выполнения работ;

— окончание урока, уборка рабочих мест 5 минут.

  

Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, начали выполнять задание «Натюрморт в технике «гризайль»».

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тональных градациях одного цвета, чаще всего сепии или серого (цвет учащиеся выбирали самостоятельно). В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Работа в этой технике учит юного художника правильно видеть тон, и прорабатывать светотень. Практика гризайли даст учащимся возможность более осмысленно подходить к живописным работам, применяя в них всё, что узнали о работе с тоном, прибавив к этому цвет. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы.

      Цель 1 урока: учебная, обучающая и развивающая.

      Задачи 1 урока: Учебно-образовательные:

Последовательность ведения живописной работы:

— конструктивное построение натюрморта для последующей работы   акварельными красками.;

— анализ и разбор тонального масштаба (тональной шкалы) для передачи света, тени, полутонов пропорциональных тем, что мы наблюдаем в натуре;

начать выполнять первоначальный этап тонального разбора натюрморта, проанализировали форму;

— при выполнении задания учащиеся должны стремиться передать:

объём предметов, плановость натюрморта (передний, средний, дальний      планы)

Развивающие:

— формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности;

— развитие технических навыков работы акварелью, в технике «гризайль»;

Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными красками: «по-сырому» (alaprima), «по-сухому» (мозаичный), или комбинированный.

Во время самостоятельной работы учащихся слежу за выполнением поставленных задач, индивидуально работаю с каждым учащимся.

Анализ данного практического задания, итог урока:

— анализ перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов;

— выявление объёмных форм светотенью – тоном, начали работать красками;

— проанализировали светотеневые отношения при боковом освещении;

— определили собственные и падающие тени предметов;

— разобрали свет, тени, полутона пропорциональных натуре;

 — начали выполнять живописную работу тональными градациями одного цвета;

В итоге учащиеся должны сформировать умения и навыки:

— анализа композиции объекта изображения;

— выявление светотеневых градаций тона;

— лепки формы предметов цветом (тоном);

— поэтапно выполнять учебное задание;

умение оценивать свою работу и работы других учеников, анализировать, мыслить, рассуждать, находить ошибки.

Работа над натюрмортом будет продолжена на двух следующих уроках. В итоге последовательной работы над натюрмортом, учащиеся приобретут необходимые знания и практические навыки, качественно завершат свою работу.

   Для учеников гризайль — очень важная техника, она позволит изучить тон, научит понимать градацию тона одного цвета. Раскроет диапазон стандартных цветов, что позволит ученикам делать работы более живописными. Техника «гризайль» для начинающих — это возможность видеть не просто жёлтый или синий цвет, а то богатое многообразие тонов, которое помогает юным  художникам передать в своих работах объём и натуралистичность изображаемых объектов.

Использованная литература:

Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. — М.: Искусство, 1986

Сокольникова Н.М. «Основы живописи», «ТИТУЛ», М. 1999

Кальнинг А. К. Акварельная живопись. — М., 1968

 

 

 

×
×