Автор: Галина Васильевна Русяева
Конспект открытого урока в 8 классе по алгебре
Тема: «Свойства степени с целым показателем».
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цели урока:
Образовательная: осуществить закрепление ранее сформированных навыков нахождения значений выражения, упрощения выражений. Осуществить контроль определённых знаний.
Воспитательная: в процессе работы на уроке совершенствовать навыки самостоятельного труда и самоконтроля.
Развивающая: при обучении развивать речь, внимание; развитие познавательного интереса.
Цели:
ü обобщить и систематизировать знания о степени с целым показателем;
ü закрепить и усовершенствовать навыки применения свойств степени с целым показателем;
ü развивать навыки выполнения простейших преобразований выражений, содержащих степени с целым показателем ;
ü совершенствовать навыки самостоятельного труда и самоконтроля, развивать речь, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: доска, дидактический материал, учебник, проектор.
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку: тетрадь, учебник, ручка, дневник.
Учитель: Приветствует.
II. Мотивация к учению. Постановка цели урока
Говорят, что знающий математику человек – это умный человек. Но, как сказал французский ученый Рене Декарт: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»
Сегодня на уроке, ребята, каждый из вас применит свой ум, свои знания и умения при выполнении различных заданий.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Итак, какую тему мы прошли на прошлом уроке?
«Свойства степени с целым показателем»
-Какие же цели мы себе поставим? (Повторить. Уточнить. Обобщить. Применять знания по данной теме в математических вычислениях).
-М.В.Ломоносов сказал: «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
— Широко используют степень астрономы, которым на каждом шагу приходится встречаться с огромными числами и еще производить с ними вычисления. Например, масса Солнца – 2 * 1030кг. Отрицательную степень чаще используют химики, используя, например, массу молекулы – 1,063*10-22 г.
—Сегодня мы продолжим работу по этой теме.
— Итак, «Свойства степени с целым показателем». А что значит с целым показателем? Мы изучали степени ещё с каким-то показателем? (ответы учащихся).
III. Актуализация знаний.
1. Дайте определение степени с натуральным показателем. (Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется произведение п множителей, каждый из которых равен а)
2. Как называется число, которое возводим в степень? (Число, которое возводим в степень, называют основанием степени)
3. Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют показателем степени)
4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)
5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным показателем? (При возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число)
6. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем?(При возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число)
2) В 8 классе мы изучаем степень с каким показателем? С целым. А это что за числа? (………-3,-2,-1,0,1,2,3,…..)
3) Вспомним действия с целыми числами Примеры:
1)
2) — 7 + 5 = — 2
3)
= 10
4)
= 4
5) – 14 – 6 = — 20
6)
= 15
7)
= 11
8)
9)
— Степени – это очень важный раздел в математике. Без степени не было бы вычислительной техники, без которой мы уже не можем представить свою жизнь.
Проверка домашнего задания. У кого возникли затруднения? Если есть вопросы, то разбор задания.
№ 985 ж) (2-4)— 1 = 24 = 16;
з) (52)-2 * 53 = 5-4 * 53 = 5-1 = 15
;
и) 3-4 * (3-2)-4 = 3-4 * 38 = 34 = 81
№ 986 а) 5-15 * 516 = 51 = 5;
в) 4-8 : 4-9 = 4-8 – (- 9) = 4-8+9 = 41 = 4;
д) (2-2)-3 = 26 = 64.
№ 993 а) 8-2 * 43 = (23)-2 * (22)3 = 2-6 * 26 = 20 = 1;
б) 9-6 * 275 = (32)-6 * (33)5 = 3-12 * 315 = 33 = 27;
в) 100 : 10-3 = 103 = 1000.
№ 999 а) 1,5аb-3 * 6a-2 b = (1,5 * 6)(a * a-2)(b-3 * b) = 9 a-1 b-2 ;
б) 34
m-2 n4 * 8 m3 n-2 = (34
* 8)(m-2 * m3)(n4 * n-2) = 6 m n2.
— за каждый правильный ответ ставьте «+», (10,11 «+» — 5; 7,8,9 «+» — 4;
5,6 «+» — 3) –Поставили оценку за домашнюю работу.
Актуализация знаний.
Устный счет. Развитие речи. Повторение изученного материала. Контроль знаний.
1.Дайте определение степени с целым отрицательным показателем. Вычислите.( Отвечают по цепочке).
2.- Какие свойства степеней вам помогли выполнить домашнее задание?
1)
2)
3)
4)
5)
6)
а ≠ 0, b ≠ 0
3. Задача. Великий исследователь природы и древний врач Авиценна утверждал: «Если хочешь сохранить молодость, обязательно ешь мед». Мед придает бодрость, лечит кашель, восстанавливает память. В одной ячейке соты содержится около 0,4 г меда. Сколько ячеек содержит рамка с медом, если ее вес 4 кг. (Ответ: 10000)
4. Найти ошибку:
а) (-3)5<0; -(-2)7> 0; (-5)3>(-5)2.
б) -1,74< 0, х2+у2-квадрат суммы, (-8)8>0.
в) –(1/3)2*32=1, (х + у) 3-куб суммы, -192< 0
IV.Формирование умений и навыков.
-В тетради запись: число, классная работа.
-Работа у доски.
1.В учебнике выполняем № 1000(а)
№1003(а,б) – у доски,
1. Физкультминутка.Упражнение «Буратино». Обучающимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино и, обмакнув нос в чернильницу написать, слово «Степень»
2. Упражнения для улучшения памяти
Складывают большой и указательный пальцы концами вместе, с усилием, прижимая, их друг к другу, в наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца (для каждой руки 20 раз).
№ 1003(в,г)- самостоятельно, с последующей проверкой.
№1005(в,г)- у доски, (а, б) – самостоятельно с последующей проверкой
Вопрос. Имеет ли смысл выражение О-5?
Ответ. Нет, т.к. основание степени с отрицательным показателем должно быть отлично от нуля.
Вывод. 0n имеет смысл только при положительных значениях n.
V.Тестовая работа
Готовимся к ГИА
а) Найдите значение выражения
Ответ: 0,9
б) Решите уравнение
Ответ: 6
VI. Задание на дом: п. 38, №1001, №1002, 1010
VII. Итог урока. Выставление оценок.
Ответьте на вопрос: Каким был урок:
А) познавательным
Б) полезным
В) интересным
А где же мы с вами будем применять знания, полученные по теме «Степень».