классный час

Автор: Козлова Светлана Владиславовна

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                                                                                        «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта»

 

 

 

 

 

         Методическая разработка классного часа, посвященная Дню науки

 

 

 

                        «Дерзайте Отечество наукой прославить…»

                       (о выдающихся ученых Симбирска-Ульяновска)

 

 

 

 

 

 

 

                                  

                                                                                   Разработан преподавателем УТЖТ

                                                                                                                   Козловой С. В.

                               

                                        

 

 

                                                         Ульяновск, 2023

 

1. Форма проведения классного часа: устный журнал

2. Цели 

Воспитательная:  воспитание патриотизма на примерах научных открытий  ученых, связанных с нашим городом, чувства долга, умения управлять эмоциями; 

Развивающая: развитие познавательной активности студентов, самостоятельно принимать решение, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять факты и события; развитие эмоциональных чувств – гордости за родной город и земляков; 

 Обучающая: 

Ознакомление студентов с биографией и научными достижениями российских ученых, технологией защиты творческих работ

 

 

3. Методическая характеристика внеклассного мероприятия

 

Метод Методический                                                           прием Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Создание ситуации познавательной новизны. 

Создание позитивного фона мероприятия, способствующего достижению поставленной цели, ориентация на успех. Проблемная беседа о значимости внеклассного мероприятия.

 

Словесный Устный журнал Справочники, энциклопедии

Наглядно-демонстрационный Использование средств ИКТ    Презентация устного журнала

 

 

 

 

                                             

 

                                            Ход мероприятия

Юрий Кудинов.  Песня «Наука»

Каждая страничка журнала – это рассказ студентов о симбирском-ульяновском ученом. На доске демонстрация презентации по данной теме.

 

Студент – ведущий 1.  День российской науки отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности

Студент – ведущий 2.  История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.

Студент – ведущий 1.  Наша страна дала миру множество уникальных имен и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации. М. Ломоносов, К. Циолковский, И. Павлов, Д. Менделеев и многие выдающиеся ученые, перевернувшие мир своими достижениями. 

Студент – ведущий 2.  Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.

 

Студент – ведущий 1  Науке в России отводится особое значение. Предоставляются условия для молодых специалистов и исследователей, запускаются программы фундаментальных научных исследований, поддерживается конкурентоспособность в области научных разработок.

 

Студент – ведущий 2 В последние годы увеличилось количество молодых ученых, а в некоторых направлениях вовсе превышает 50%. Приоритетными научными направлениями на сегодняшний день выделяют способы обработки и хранения больших объёмов информации, создание и применение новейших материалов, искусственный интеллект, применение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. 

 

Педагог 

В последнее время в нашей стране растет интерес к родному краю. В нашем техникуме в прошлом году ввели новый курс – родная литература. Мы на занятиях узнавали историю Ульяновска, Ульяновской области. Знакомились с поэтами и писателями, родившимися здесь, на Симбирской земле.  А также с  теми, кто был гостями нашего родного города, Симбирской губернии.  Сегодня мы собрались с вами на классное мероприятие, где мы познакомимся с людьми, внесшими вклад в развитии наук. Думаю, что многие из вас слышали имена Ефима Горина, Ивана Сеченова, Александра Любищева и других ученых из самых разных областей науки: физики, астрономии, философии, океанологии, антропологии, биологии, энтомологии

 

 

— Прошу выйти к доске двух самых мудрых студентов для того, чтобы соединить пазлы: название науки и чем она занимается. Для вас подготовлен энциклопедический словарь. Им вы можете воспользоваться при необходимости.  (работа студентов) 

 

Во время работы студентов демонстрация видео «Преподаватели УТЖТ»

 

                

   Иван Михайлович Сеченов- физиолог

1 Студент

Вклад Сеченова в физиологию нельзя переоценить. Он является основоположником физиологической школы, которую он в 1868 году окончательно сформировал. Занимаясь исследованием в сфере физиологии, он написал книгу под названием «Физиология нервной системы». Она и сегодня считается фундаментальным знанием для изучения тех процессов, которые происходят в организмах живых существ. 

2 Студент 

Его физиологическая школа функционировала в Медико-хирургической академии, Петербургском, Новороссийском и Московском университетах.  Он был первым, кто ввел в практику ведения лекций новый метод — демонстрации эксперимента.  Он проводил эксперименты и исследования в области биологии, психологии и медицины.   

В 1862 году он в лаборатории Бернара проверил экспериментальную гипотезу касательно влияния на двигательную активность центров головного мозга. Еще один важный вклад Сеченова в развитие физиологии – это разработанная им концепция о неспецифических системах мозга.

1 студент

Сеченов вклад в медицину. Он был первым, кто занялся полным извлечением из крови всех газов и рассчитал их количество в эритроцитах и сыворотке. Важных результатов Сеченов достиг, изучая роль эритроцитов в процессах переноса и обмена углекислоты. Ученый впервые доказал, что в эритроцитах углекислота находится в состоянии не только физического растворения, а также химического нестойкого соединения с гемоглобином. Результатом исследований Сеченова является вывод о том, что эритроциты – это переносчики кислорода к тканям от легких и углекислоты к легким от тканей. Также академик вместе с Шатерниковым разработал портативный дыхательный аппарат.

2 студент

Вклад Сеченова в психологию . В 1873 году Сеченов опубликовал «Психологические этюды», которые стали итогом его вклада в психологию. Он исследовал, цитата —  «радикальное перемещение отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению».  Но настоящей революцией в сфере психологии стала научная работа под названием «Элементы мысли», выданная в 1879 году. До этого четко сформулировать принципы мышления человека не удавалось никому. Делая упор на достижения физиологии в области органов чувств, он развил теорию о мышце как органе познания временно- пространственных отношений вещей. Мышца, посылая чувственные сигналы, позволяет мышлению строить образы внешних предметов и предметные  связи.

1 студент 

Сеченов вклад в биологию.  Делая опыты на блуждающем сердечном нерве черепахи, Сеченов открыл тормозящие действие. Он довел, что сильное нервное раздражение активирует двигательные рефлексы, сменяющиеся угнетенной рефлекторной деятельностью. Данную закономерность позже назвали рефлексом Сеченова. Также академик проводил опыты на мозгу лягушки. Сначала он делал на них разрезы и потом тщательно наблюдал над рефлексами каждой частички. В результате он пришел к выводу, что в мозге существуют центры, которые задерживают отраженные движения.

 

               Александр Алексеевич Любищев  -энтомолог, генетик, философ

Студент 3  

 Александр Александрович Любищев известен благодаря своим работам по применению математических методов в биологии, по общим проблемам биологической систематики, теории эволюции и философии. 

Студент 4. 

 Любищев занимался энтомологией, генетикой, философией, теорией эволюции и таксономией. Названия некоторых его книг показывают размах интересов – «Уроки истории науки», «Об афоризмах Шопенгауэра», «Линии Демокрита и Платона в истории науки и культуры», «О значении битвы при Сиракузах», «О морозных узорах на окнах».

Студент 3

В профессиональной деятельности учёного-энтомолога Любищев заведовал кафедрой, был начальником отдела научного института и принимал участие в экспедициях. В свободное же от работы время он собирал и классифицировал жучков-листоедов. Время, которое ушло впустую, Любищев рассматривал особенно внимательно – всевозможные ожидания, бессмысленные заседания и праздные разговоры. Эти «отбросы времени», как их называл Александр Александрович, он тоже старался использовать максимально продуктивно. На собраниях решал математические задачи. В транспорте всегда читал, причём имел с собой две книги – лёгкую и маленькую, для езды стоя, и обычную, когда можно было сидеть и полноценно работать.

Студент 4

В конце недели, месяца, года и пятилетки Любищев суммировал все статьи расхода времени и делал развернутый анализ прожитых часов. Он, в буквальном смысле, разглядывал многослойную ткань времени, находил накладки, издержки и пропажи часов, строил диаграммы, делал выводы, осмыслял и выходил на новый виток осознания. Более подробно о системе учета времени Александра Любищева можно прочитать в небольшой и трогательной книге Даниила Гранина «Эта странная жизнь».

 

    Орлов Юрий Александрович-палеонтолог

Студент 5.

Известный ученый- палеонтолог Ю.А.Орлов. Он был не только талантливым ученым, но и выдающимся организатором науки, прекрасным педагогом. Орлов внес огромный вклад в развитие палеонтологии. Он был очень популярен в странах Европы, Азии и Америки. Авторитет, принципиальность и личное обаяние позволили Юрию Александровичу объединить советских палеонтологов для решения задач, требующих коллективных усилий, чтобы создать возглавляемый им Палеонтологический институт в Москве, добиться решения правительства о строительстве нового здания Палеонтологического музея, равного которому нет ныне в Европе.

Студент 6. 

После Отечественной войны Ю.А. Орлов организует Монгольскую палеонтологическую экспедицию, приобретшую мировую известность научными открытиями в пустыне Гоби и обогатившую Палеонтологический музей АН СССР замечательными экспонатами, впервые в истории нашей страны — скелетами гигантских ящеров — динозавров, удивительных древних млекопитающих, новых ранее неизвестных науке черепах и других животных. 

Студент 5

Несколько лет спустя  Ю.А. Орлов завершает крупное научное исследование — капитальный труд по морфологии пермских дейноцефалов. Эта особая группа зверообразных пресмыкающихся была открыта при pаскопках в Поволжье в 1934-1939 гг. с участием Ю.А. Орлова. 

Ученый создал новое направление функциональной морфологии ископаемых животных, позволившее более полно понять функции скелета и мускулатуры современных животных и воссоздать образ жизни вымерших.

 Студент 6        Опубликовал около 200 научных работ. В области палеонтологии заложил основы нового научного направления — функциональной палеоневрологии, связанной с изучением закономерностей эволюции мозга; наметил изучение биомеханики черепа позвоночных, указал на возможность применения новых методов (анализ соотношения черепных швов, костных гребней и т. д.).  

 

                            Николай Максимович Тулайков 

Студент7

Первые научно поставленные исследования почвенного покрова Самарского края относятся ко второй половине XIX столетия. К этому времени интересы ученых в области почвоведения уже полностью переместились в практическую сторону агрономической науки. Связано это было прежде всего с поиском путей преодоления последствий засухи, которая с древних времён периодически накрывала Поволжье. Научная агрономическая мысль устремилась к разработке вопроса «сухого земледелия», то есть путей возможного регулирования водного режима агротехническими способами. Одним из самых известных учёных-агрономов того времени, работавших на полях Среднего Поволжья, был Николай Максимович Тулайков 

Студент 8

Главное направление в научной деятельности Безенчукской  опытной станции — изучение и разработка приемов борьбы с засухой. Решению этой задачи Н.М. Тулайков подчинил все исследования: почвенные, физиологические, агротехнические. Тщательно и всесторонне изучаются взаимоотношения почвы и растений в условиях местного климата. 

Студент 7.

 По итогам этой большой работы, выполненной на Безенчукской опытной станции, Николаем Максимовичем были опубликованы работы «Нитратный азот в черноземных почвах Юго-Востока», «Влияние осмотического давления питательного раствора на состав пшеничного зерна», «Транспирационный коэффициент культурных растений», «Роль осмотического давления при культуре пшеницы Белотурки» и др.

 

                            Метальников  Сергей Иванович  

Студент 9.    Занимался  изучением роли нервной системы в иммунитете животных.  С.И. Метальников опубликовал более 250 работ. Огромную практическую пользу имели работы нашего земляка в области бактериологической борьбы с насекомыми-вредителями. Он был горячим противником применения пестицидов. В годы фашистской оккупации Франции Сергей Иванович был арестован.  Рерих писал: «Невообразимы жестокости немецкие, даже со зверями их сравнить нельзя. Вот в какие тёмные тупики забрели двуногие… Сколько смертей и болезней! Чудовищно сведение, что Метальников от пытки сошёл с ума!». Причины ареста учёного нам пока не известны, возможно, его подозревали в связях с советской разведкой и движением Сопротивления. Интерес фашистов к учёному, вероятно, мог быть связан с его работами по проблеме бессмертия и с тем, что перед Второй мировой войной он разработал проект биологической войны.

Студент 10.    В работе С.И. Метальникова были три главные темы. Первая – это иссле¬дования, касающиеся иммунологии, па¬тологии, микробиологии, они дали на¬чало новому научному направлению – клеточной иммунологии. Эксперимен¬ты С.И. Метальникова стали серьез¬ной заявкой на разработку эффектив¬ного биологического метода борьбы с туберкулезом. В начале ХХ века это было огромным достижением, ведь ча¬хотка (как называли туберкулёз) была смертельной болезнью, и от неё в то время не существовало эффективных лекарств.

Студент 9.    Вторая тема связана с микробиоло¬гией насекомых: Сергей Иванович Ме-тальников разработал программу борь¬бы с вредными насекомыми с помощью бактериальных методов. Он был  категорически против применения хими¬ческих веществ (пестицидов) и считал, что бактериологические методы обла¬дают большими преимуществами, чем химические, небезопасные для челове¬ка. Эффективность разработанных им методов была продемонстрирована на заражённых виноградниках, фруктовых деревьях, хлопке.

Студент 10

Третье направление работ Металь¬никова – исследования связи иммун¬ной и нервной систем. Опубликованы его работы по вопросам бессмертия и омоложения, а также результаты иссле¬дований на стыке биологии и проблем современного общества. Возникнове¬ние многих болезней и устойчивость к инфекции (естественный иммунитет) С.И. Метальников связывал с психиче¬ской активностью. Идеи учёного очень близко примыкают к направлению, воз¬никшему в иммунологии в начале 80-х годов ХХ века – психонейроиммуноло¬гии. Русский учёный признан её осно¬воположником

                       Владимир Владимирович Сахаров — цитогенетик

Студент 11

Владимир Владимирович Сахаров — советский цитогенетик, изучавший мутагенез под действием излучений. Профессор в Сельскохозяйственной академии им. А. Тимирязева.

Студент 12

Сахаров поступил в Московский государственный университет в 1920 году и окончил его в 1926 году после работы в Институте экспериментальной биологии с диссертацией на темы «Новая мутация у дрозофилы» и «Разбор» (« Анализ музыкальных генеалогий»).  

Студент 11

 Затем он перешел на работу в Московский фармацевтический институт, а затем возглавил Институт общей генетики. В 1965 году он стал профессором Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, проработав там до самой смерти.

Студент 12

Сахаров работал над наследственностью зоба в Узбекистане, исследовал химический мутагенез. и создал полиплоидные растения, в том числе разновидности гречихи, с использованием колхицина.

 

 Трешников Алексей Федорович – океанолог

Океанолог Трешников из симбирских крестьян- «Из лапотных – в ученые…»

Студент 13.  

В Симбирской губернии Трешников успел прожить менее 20 лет, за которые отучился всего в пяти классах школы, хотя обязательными для 20-х годов были семь классов. Тем не менее он настолько отличался тягой к знаниям, что в 16 лет был назначен заведующим сельской школой.

Студент 14 

  В 1939 году Алексей Федорович был распределен в Арктический институт Главсевморпути, а летом 1940 года уже исследовал пролив Лаптева на парусно-моторном боте. Осень и зима 1940-1941 годов выдались тяжелыми – зимовка на Новосибирских островах едва не унесла жизни экспедиторов вместе с будущим академиком из-за плохой организации. О Трешникове рассказывают как о главном спасителе экспедиции – он совершил 100-километровый переход, чем спас жизнь товарищей. Экспедиция затянулась  на год – только осенью 1941 года ученых доставили на Большую землю, откуда Трешников отправился в эвакуацию

Студент 13  Основная деятельность, которая прославила Трешникова, развернулась уже после войны. Он исследовал Центральную Арктику, продолжал экспедиции – в том числе воздушные.

В конце 40-х годов отряд Трешникова открыл подводный хребет Ломоносова. В 1949 году его нашла первая награда – звание Героя Социалистического Труда, золотая медаль «Серп и Молот» и орден Ленина.

В 50-х Трешникову довелось руководить экспедицией, которая зимовала на первой советской антарктической станции «Мирный».

Студент 14   Оттуда он совершил несколько походов в глубь Антарктиды, организовывал станции «Комсомольская» и «Восток» – последняя остается на данный момент единственным внутриконтинентальным российским поселением на самом холодном материке. Там же был зарегистрирован температурный рекорд – минус 89,2 градуса Цельсия. Даже когда в 1961 году Трешников стал директором Арктического и Антарктического НИИ, он ежегодно отправлялся в экспедиции. За свою жизнь Трешников возглавлял 22 научные экспедиции в Арктику и Антарктику.Последний раз  — в 72 года!!!

 

Сергей Александрович Бутурлин — орнитолог

 Студент 15.

Летние месяцы семья проводила в имении матери Бутурлина – Марии Сергеевны (урожденной княжны Гагариной) – в Лаве и Белом Ключе Карсунского уезда Симбирской губернии. А серьезное научное образование Бутурлин-младший получал в Симбирской классической гимназии, куда был принят во второй класс 4 июля 1883 года.

В этот период гимназия считалась лучшим учебным заведением Поволжья. Способности он имел прекрасные, но …с юношеским пылом отдавался увлечениям – изучению естественной истории, в особенности птиц, а также охоте, конечно, во время вакаций (гимназических каникул)

Студент 16. 

Ныне заслуги Сергея Бутурлина не забыты: девять птиц и одно млекопитающее получили научные названия в его честь. Имя Бутурлина носит Сурский республиканский зоологический заказник, расположенный в Ульяновской области (территория бывших имений рода Бутурлиных). Одна из улиц города Ульяновска названа в честь Александра Сергеевича и Сергея Александровича Бутурлиных. Материал о выдающемся ученом-орнитологе и зоологе представлен в экспозициях ульяновских музеев – областного краеведческого и музея “Симбирская классическая гимназия”.

 

 «Он знал всё о солнце…» Крат Владимир Алексеевич 

Студент 17

 В 1938-1966  гг.  был  заведующим  отделом  физики  Солнца  Пулковской обсерватории,  в 1966-1979  гг. –  её  директором.  Основные  научные  работыотносятся  к  физике  Солнца,  переменным  звёздам  и  космогонии. 

Студент 18

Под его руководством создана первая советская стратосферная обсерватория.

Выполнил ряд работ по изучению фигур равновесия компонентов тесных двойных звезд. Исследовал потемнение к краю дисков звезд из наблюдений затменных переменных. 

Студент 17

Разработал детальную классификацию затменных переменных (1944). Развил (1958) представление о хромосфере как об образовании, состоящем из горячих и холодных волокон — протуберанцев. По данным затмения 1945 г. нашел, что распределение энергии в непрерывном спектре короны идентично распределению энергии в спектре центра солнечного диска.

 

Студент 18

Еще в 1935 г. предложил гипотезу об ограниченности Метагалактики и о существовании вне ее других космических систем. Согласно этой гипотезе, расширению Метагалактики предшествовало ее сжатие, вызванное образованием сгущений.

 

                     «Русский Эдисон» Ефим Евграфович Горин

Студент 19. 

В 1894 г.  переехал  в Симбирск.  Работал  в  небольших  мастерских,  затем  открыл своё  фотоателье.  В 1901 г.  изобрёл  аппарат  для передачи изображения на расстояние. В 1909 г. изобрёл аппарат искусственного зрения для слепых. Писал  воспоминания,  фельетоны,  поэмы,  стихотворения.  В 1917 г.  в  газете «Симбирянин»  был опубликован  его  фантастический  рассказ «Кольцо  Сатурна»  о  межпланетных  полётах.   К 1934 г.  им  были  получены  свидетельства  на 300  изобретений. Его именем названа одна из улиц Ульяновска. 

Студент 20.

 Ефим с молодых лет был талантливый изобретателем-самоучкой. В возрасте 11 лет он увлекся физикой и механикой, его изобретательский дар был очень разносторонним. Он смонтировал в сельском доме родителей водопровод и канализацию, предлагал установить в банях кран – смеситель горячей и холодной воды. Насос, изготовленный юным умельцем, брал воду на две сажени (1 сажень равна 2,13 м).

Студент 19

У своего отца Ефим обучился ремеслу плотника и в 1894 г. переехал в Симбирск, начав трудовую деятельность в кустарной мастерской. Там открывает свое дело, о чем гласит объявление: «Столяр Е. Горин работает в домах, исправляет всякую мебель, красит и полирует».

Осенью 1904 г. Е.Е. Горин купил в Симбирске старую избу, овладел искусством фотографирования и открыл фотоателье «Светопись» – одно из первых в городе. Но за такое самоуправство он едва не попал в тюрьму, и только благодаря либерализму губернатора получил разрешение на производство фотографических работ. Всё оборудование для ателье придумал, смастерил и усовершенствовал сам, поэтому предлагал самые дешевые в городе фотографии.

Студент 20

В 1901 г. Ефим Евграфович первым заговорил о «дальновидении» – аппарате, при помощи которого можно дома смотреть передачи из столицы. Его механическая система предполагала обходиться без электронно-лучевой трубки и кинескопа и стала предшественником современного телевидения. Талантливый изобретатель вел активную переписку с Эдисоном, американскими и европейскими фирмами. Ефима Горина самого называли русским Эдисоном.

Студент 19

В 1909 г. он разработал гениальное изобретение – аппарат «искусственного зрения» для слепых – приспособление, преобразующее оптические сигналы в звуковые и предупреждающее слепого о возникающих на его пути препятствиях. Изобретатель обращался в русские, английские и немецкие фирмы по вопросу изготовления аппарата, но ответа не получал. В 1911 г. в Симбирске вышла брошюра Горина «Искусственное зрение для слепых», которую он послал в США Эдисону. Это изобретение Ефима Евграфовича стало пророческим. В 1915 г. он внезапно ослеп и стал с успехом пользовался своим приспособлением, не прекращая и дальше заниматься изобретательством.

Студент 20

 Кроме аппарата для слепых он изобрёл летательный аппарат, напоминающий вертолет, а также суммирующий счетчик, «позволяющий производить всякую баллотировку». Горин написал письмо председателю Государственной думы, в котором сообщил о том, как можно сэкономить народные деньги. Он подсчитал, что каждая минута заседания думы обходится в 75 рублей и предложил устроить «баллотировочную урну», с помощью которой любую баллотировку можно провести в несколько секунд. Причем все будут сидеть на своих местах и видеть на особом циферблате число голосов «за» и «против». Ответа на своё письмо автор не получил.

Студент 19

В 1915 г. Гориным запатентовано изобретение, сделанное ещё в Мелекессе. Это изобретение представляло собой световую вывеску с меняющимся текстом. К 1922 г. он – автор более 60 изобретений. В 1923 г. запатентован «Способ электрической передачи видения на расстояние с помощью проволочного кабеля». Аппарат придуман ещё в 1901 г. в Мелекессе, но за недостатком средств не был заявлен к патентованию. К этому же времени относится изобретение прибора для передачи световых явлений на расстояние. «Предлагаемый способ телевидения делает возможным одновременно и принимать, и передавать изображения. Главным образом он служит для междугородной связи. Поэтому, будучи установлен на телефонных станциях двух городов, аппарат этот дает практическую возможность двум телефонным абонентам при разговоре по междугородному телефону видеть друг друга. 

Студент 20

К 1934 г. Е.Е. Гориным были получены свидетельства более чем на 300 изобретений в самых различных областях. Он внёс массу усовершенствований в фототелеграфию, звукозапись, радиотехнику, придумал электрофотографию, стал первооткрывателем способа передачи фотоизображения по телеграфу – всем известного сегодня факса, создал проект громкоговорящего и беспроводного телефонов, аэросаней и многого другого. В его списке авторских свидетельств значатся 10 изобретений по телевидению, 2 – по фототелеграфии, 11 – по электрофотографии, 6 – по звукозаписи, 3 – по военному делу, 3 – по железной дороге и т. д. Эти изобретения были им сделаны после потери зрения в 1915 г.

 

Чебоксаров Николай Николаевич 

Студент 21

Изу¬чал древ¬нее на¬се¬ле¬ние Ев¬ро¬пы, Вост. и Юго-Вост. Азии. Со¬би¬рал ан¬тро¬по¬ло¬гич. ма-те¬ри¬ал по ко¬ми, ко¬ми-пер¬мя¬кам, сев. рус¬ским, ман¬си, кал¬мы¬кам, дун¬га¬нам, ки¬тай¬цам. С 1952 воз¬гла¬вил Объ¬еди¬нён¬ную ком¬плекс¬ную экс¬пе¬ди¬цию по ан¬тро¬по¬ло¬гич. рай¬они¬ро¬ва-нию Вост. При¬бал¬ти¬ки. В 1956–58 про¬во¬дил ан¬тро¬по¬ло¬гич. ис¬сле¬до¬ва¬ния в Ки¬тае, в 1964 и 1966 – в Ин¬дии. .

Студент 22

Чебоксаров Николай Николаевич занимает особое место в истории отечественной антропологии, это одна из признанных звезд на небосклоне науки. Выдающийся этнограф и антрополог, он внес неоценимый вклад в развитие этнической антропологии, а будучи блестящим теоретиком и практиком в области физической антропологии, Н. Н. Чебоксаров оставил богатейшее наследие. Он изучал немцев, эстонцев, латышей, литовцев, русских, коми-пермяков, манси, народов Китая, Индии и всей Южной Азии. Сложно переоценить его вклад в исследование многих народов, населяющих Евразийский континент.

Студент 21

Весной 1962 года Чебоксаров отправляется в командировку в Индонезию, где посещает острова Ява, Мадур и Бали, поставив перед собой только этнографические задачи. Благодаря этой поездке, исследователь получил возможность провести наблюдения изменчивости расовых признаков в индонезийском типе южно-азиатских монголоидов. Спустя два года, Н. Н. Чебоксаров вместе с этнографом М. К. Кудрявцевым отправляется в экспедицию в Индию, куда его приглашают представители Антропологической службы. А в 1966 году еще более масштабные исследования он проводит в Индии. Изучив более десяти этно- территориальных групп, Чебоксаров выявил сложное различное сочетание антропологических черт

Студент22

Советский этнограф и антрополог, специалист по антропологии древних и современных народов Восточной Европы и Прибалтики, Восточной и Юго-Восточной Азии, расоведению, этногенезу и общим вопросам этнографии. Доктор исторических наук, профессор. Один из организаторов преподавания этнографической науки в МГУ. Ответственный редактор и соавтор обобщающих работ «Очерки общей этнографии» и «Народы мира». Лауреат премии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.

 

                Немцев Николай Сергеевич, агроном

 Студент 23

Немцев Н.С. вёл  большую научную работу по актуальным вопросам земледелия. Им опубликовано более 100 научных работ, получивших широкую известность и признание в России. Работая директором института, заведующим кафедрой земледелия УИКП и агробизнеса, являясь членом экономического Совета при губернаторе области, а также при председателе областного Законодательного  собрания и членом координационного Совета Отделения земледелия РАСХН, осуществлял научное обеспечение АПК области, переподготовку кадров, он консультировал по вопросам организации и ведения земледелия на ландшафтной основе и развитию новых научных направлений. 

 

Студент 24

Академик Немцев внёс значительный вклад в разработку почвозащитной системы земледелия Среднего Поволжья. Разработал и внедрил почвозащитные энергосберегающие способы обработки почвы в Поволжье, впервые в зоне обосновал и дал агроэкологическую оценку чередования отвальных и поверхностных обработок почвы в севооборотах.

Студент 23

Н.С. Немцеву присуждена Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники в 2000 г.   За плодотворный труд Немцев Н.С. награждён орденами «Ленина» и  «Октябрьской революции», двумя орденами «Знак Почёта», орденом «Трудового Красного Знамени», Серебряной и Золотой медалями,  дипломами ВДНХ.  В 1996 г. присвоено звание Почётного гражданина Ульяновской области

 

                       Добротворский Михаил Иванович – географ, этнограф, ветеринар

Студент 25

Добротворский, Михаил Иванович редактировал журнал «Животноводство». Кроме многочисленных статей в специальных журналах по оленеводству, ветеринарии, этнографии и языкознанию, главнейшие труды Добротворского: «Усинский район Печорского уезда Архангельской губернии в ветеринарно-санитарном отношении», «Норвежско-русский словарь», «Опыт истории и методологии статистики животноводства

Студент 26

Михаил Добротворский — военный врач, исследователь-этнограф Сахалина. Он посвятил свою жизнь открытию и изучению острова, освоению его природных богатств, изучению быта, культуры и языка коренных народностей. Добротворский является автором множества работ по этнографии Сахалина, имеющих большую научную ценность.  Был одним из первых исследователей языка и быта аборигенов острова.

Студент 25

В деятельности Михаила Добротворского на Сахалине прослеживаются две особенности: первая — как врача, общественного деятеля, вторая — исследователя языка, фольклора, традиционной культуры сахалинских айнов, что дает право на признание его как ученого. Он впервые дал сравнительное изучение русской и айнской народной медицины, провёл антропологическое, этнографическое и медицинское обследование айнов, населяющих южное побережье Сахалина, и этим определил начало изучения сложнейших проблем этногенеза и этнической истории коренных жителей островов.

               Умов Николай Алексеевич – физик 

Студент 26

Его отец, Алексей Павлович Умов, был одним из незаконнорожденных детей потомственного дворянина, богатого помещика Казанской и Симбирской губерний, секунд-майора Павла Михайловича Наумова. Своим детям, родившимся от крепостной крестьянки Агафьи Тихоновны, Павел Наумов в соответствии с традициями той эпохи присвоил «усеченную» фамилию – Умовы. 

Студент 27

В 1845 г. титулярный советник А.П. Умов был назначен старшим врачом больничных заведений Симбирского приказа общественного призрения, но, проработав в Александровской больнице три года, оставил эту должность и занялся частной практикой. В 1849 году «вольнопрактикующий врач Умов безвозмездно принял на себя лечение воспитанниц Симбирского училища девиц духовного звания». Вскоре в одном из отчетов этого учебного заведения появилась запись следующего содержания: «Хорошим состоянием здоровья воспитанницы училища обязаны опытности и примерному усердию врача А.П. Умова». С декабря 1851 года лекарь Умов снова состоял на государственной службе: сначала на должности врача и преподавателя медицины Симбирской духовной семинарии, а в 1853 году вернулся на место старшего врача Александровской больницы.

Студент 26

Алексей Павлович проработал в Симбирске до 1858 года, а затем, в чине надворного советника, перебрался с женой и подраставшими сыновьями в Москву. В течение всего «симбирского периода» А.П. Умов оставался страстным натуралистом, продолжал собирать бабочек, изучал окрестности города и публиковал на страницах «Симбирских Губернских Ведомостей» интересные заметки о местном климате, качестве питьевой воды, благоустройстве улиц. В одной из статей он, в частности, отмечал, что жители Симбирска пользуются преимущественно свияжской водой, но любители хорошего чая чуть ли не ежедневно ходят к Исакиевскому колодцу, чтобы запастись чрезвычайно мягкой и чистой водой из этого источника.

В Симбирске прошли детские годы двух сыновей врача Умова – Николая и Владимира. Здесь они получили блестящее домашнее образование, что было заслугой не только приходивших к ним учителей, но и обоих родителей. 

Студент 27

 Мировую известность ученому принесли труды в области экспериментальной и теоретической физики: учение о движении и локализации энергии, работы по теории колебательных процессов, земному магнетизму, теории относительности и проблемам общей эволюции. Кроме того, Николай Алексеевич был известен как замечательный педагог и общественный деятель. Он активно участвовал в деятельности многих научно-просветительских обществ и благотворительных организаций, редактировал научные журналы, выступал с докладами на конференциях и конгрессах. Современники особо выделяли его вклад в проектирование и строительство нового здания Физического института при МГУ.

Еще более значительным считают его роль в обновлении состава и повышении авторитета Московского общества испытателей природы, президентом которого он состоял с 1897 по 1914 год. По словам В.И. Вернадского, Николай Алексеевич Умов – «крупный, недостаточно оцененный русский физик и ученый-мыслитель, давший нам цельную, оригинальную картину мироздания».

 

Ведущий 1

Профессор Илюшин написал стихотворение о своем выдающемся учителе, Учителе с большой буквы. Его прочтет ….

И было: много, много дум,

И метафизики, и шумов…

И строгой физикой мой ум

Переполнял профессор Умов.

 

Над мглой космической он пел,

Развив власы и выгнув выю,

Что парадоксами Максвелл

Уничтожает энтропию, —

 

Что взрывы, полные игры,

Таят томсоновые вихри

И что огромные миры

В атомных силах не утихли…

Ведущий 2 «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше   знаю»,— эти слова географ Ю. К.  Ефремов использовал как эпиграф к с книге «Природа моей страны». Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Какие люди жили и живут вокруг тебя. Без этого невозможен истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.

Ведущий 1  Это история нашего края. Прошлая история. Мы ей гордимся. Сейчас другая реальность., где приоритет – развитие космоса, искусственного интеллекта. Космос – это «немного выше неба.

Ведущий 2  История учит нас многому  и в первую очередь ценить то, что было сделано до нас и для нас. Хочется, чтобы и наше поколение оставило огромный багаж полезного для будущего. А что мы можем дать в первую очередь для своего родного города? Конечно же, чтить память великих земляков и ,где бы ни находился, всегда с гордостью про  них рассказывать

Ведущий 1  Н.А.Умову принадлежат замечательные слова: «Надо оправдывать свою жизнь…» И мы обязательно ее оправдаем своим трудом, любовью к людям и Отечеству.

 

 

Рефлексия

Нарисуйте смайлики

1. Очень понравилось, многое узнал)))

2. Нормально, понравилось)))

3. Ну совсем не зашло((((

 

 

 Звучит детская песенка об ученых

 

×
×