8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Автор: Михайлова Юлия Николаевна

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Автор: Михайлова Юлия Николаевна

Организация: МБОУ «Гимназия №9» г.о. Тольятти

 

Обучение лексике иностранного языка — это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя три стадии:

1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);

2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);

3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).

Для изучения новых слов и словосочетаний необходимо участие всех видов памяти: зрительной (она тренируется в следствие чтения и написания слов); слуховой (развивается при восприятии устной иноязычной речи на слух); моторной (ее работа связана с активизацией органов речи и письменным употреблением слов), и, наконец, логической (с ее помощью происходит полное осмысление и осознание полученного материала).

Таким образом, необходимо не просто ознакомиться с новой лексической единицей (ЛЕ), но и проиллюстрировать ее значение в различных примерах и ситуациях, чтобы потом, при необходимости, это слово (словосочетание) с легкостью можно было бы употреблять в речи.

Вопрос обучения лексике английского языка крайне актуален, так как до сих пор не найден один хороший способ, подходящий и гарантирующий абсолютный результат, заучивания новых слов. Как правило, способов для запоминания новых слов достаточно. И выбрать подходящий для определенного ученика можно, основываясь на его индивидуальных особенностях.

Константин Дмитриевич Ушинский писал, что для запоминания информации важно «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», — указывал Ушинский, — «вы победите самую ленивую память».

Говоря о видах памяти, необходимо отметить, что на запоминание слов и фраз непосредственное влияние оказывает тип личности, способности и мотивация, то есть настрой на запоминание. Соответственно, особенности восприятия информации у учащихся нужно принимать во внимание— например, кинестетик лучше запоминает, когда он в процессе изучения ходит, пишет или печатает. Аудиал должен прослушивать больше аудио- и видеоматериалов, а визуал — изучать иллюстрированные словари и использовать метод наглядности.

Лексика является одним из важнейших компонентов в системе обучения иностранному языку. Без нее невозможно производить речевую деятельность: аудирование, говорение, чтение и письмо. Это говорит о том, что изучение новых ЛЕ должно происходить на каждом уроке иностранного языка и учителю необходимо уделать должное вниманию процессу обучения данного раздела языка. Школьникам необходимо освоить лексический минимум, установленный школьной программой и прочно закрепить его в памяти, чтобы учащиеся без труда могли использовать его в качестве активной лексики в любой ситуации.

Наиболее часто практикуемыми методами в школе в процессе обучения иностранному языку следует считать: демонстрацию, объяснение и упражнения. В наше время развивается и такое направление, как методика технических средств в обучении иностранным языкам. Интерактивные методы и формы можно считать универсальными, интересными, увлекательными. Они помогают сделать урок динамичным, более насыщенным, создают позитивный эмоциональный настрой учащихся.


 

В связи с вышеперечисленным, хотелось бы выделить следующие методы и приемы изучения лексики:


1. Использование словаря.

Изучение новых ЛЕ начинается со словаря. Сейчас широко распространены электронные словари. Их положительной стороной является не только превосходство книжных по объему, но также способность быстрого поиска слова или словосочетания (буквально за несколько секунд), большее количество неологизмов, на том основании, что язык — отражение реальной жизни людей, их культуры. В «бумажных» словарях вся новая лексика не может быть достойно отражена по той простой причине, что они слишком долго разрабатываются и быстро устаревают. В них не указаны современные значения старых слов, отсутствуют многие новые слова. Для электронных словарей характерна частая смена версий и наличие постоянной обратной связи с тысячами пользователями, что является бесспорным преимуществом. Самыми распространёнными словарями являются ABBY Lingvo, Мультитран, Мультилекс и Cambridge Dictionaries Online.


2. Лексические игры


Такие игры представляют собой ситуативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевой модели в условиях, приближенных к живому общению с соответствующими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. Лексические игры заостряют внимание учащихся на лексическом материале, с целью помочь им проиллюстрировать и отработать употребление слов в речевых ситуациях общения и расширить словарный запас.


Лексически направленные упражнения в форме игры помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке, способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса.

 

Некоторые примеры лексических игр, которые можно использовать на уроке:

Memory game (Игры на развитие зрительной памяти и знаний лексики)

На доске размещаются слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит учащихся отвернуться или закрыть глаза и стирает одну из ЛЕ. Ученики должны догадаться, какого слова или словосочетания не хватает и как правильно записать его на доске.


Champion Game или «Снежный ком»

Учитель называет слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в котором они вводились в игру, и сказать свое новое слово. Тот, кто забыл слово или перепутал порядок — выбывает из игры.


«Цепочка слов»

На уроке начните цепочку, произнеся, например, словосочетание: ‘a small ball’. После этого, предложите первому ученику заменить в нём прилагательное, например: ‘a beautiful ball’. Далее попросите второго заменить в новом словосочетании существительное, например: ‘a beautiful doll’ и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

Настольные игры (board game)

Бросок кубиков вносит в игру элемент удачи и азарта, создавая благоприятный эмоциональный фон для изучения нового: никогда не знаешь, какое выпадет число, как быстро удастся пройти игру и обогнать соперников. Фишки наглядно демонстрируют прогресс команды на игровой доске и создают динамику: чем быстрее и дальше вы продвинулись на игровом поле, тем лучше! Именно поэтому настольные игры с фишками и кубиками так любят дети: благодаря им они с головой окунаются в игровой процесс. На сайте http://www.eslgamesplus.com/crocodile-games представлены различные игры, в которые можно играть в онлайн-режиме и повышать мотивацию учеников с помощью технических средств.

3. Кроссворд и word search

Word search – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Учащиеся получают слова, которые необходимо вписать в сетку, отвечая на вопросы или угадывая определения в кроссворде. Согласно правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но также можно встретить разные новшества в этой игре, изменять правила согласно потребностям учеников. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности, с подсказками и ответами.

4. Метод компьютерной техники и сети Интернет

Современный метод обучения, делающий изучение лексики более красочным и увлекательным. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом.

На уроках английского языка необходимо использовать для более яркой наглядности презентации, особенно при введении новой лексической темы. Так же целесообразно использование интернет-ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях. Большой интерес у детей вызывают небольшие видеоролики, которые можно использовать при знакомстве с новыми словами и фразами, повторяя и закрепляя их.

Говоря об онлайн упражнениях, хотелось бы отметить несколько сайтов, на которых представлен отличный материал для отработки различных лексических единиц:

http://www.english-4kids.com/games.html

http://a4esl.org/

http://juliaapt.blogspot.com/

http://englishteststore.net

http://www.agendaweb.org/vocabulary-exercises

https://en.islcollective.com/ — перечисленные сайты имеют богатый выбор онлайн-игр и printable games, презентаций и тематических материалов. Все это поможет сделать урок ярким, интересным, а также повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка.

5. Песенный материал и стихотворения в качестве приема изучения иностранного языка

Стихи, песни, рифмовки – это вид работы, с помощью которого можно переключить внимание ребенка, снять напряжение и вызвать положительное эмоциональное состояние.

Разучивание рифмовок, стихов соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они легко заучиваются, обладают ритмичностью, звуковой повторяемостью. При помощи рифмы легко активизируются лексико-грамматические структуры в устной речи.

Важным моментом данного метода является использование аутентичного речевого образца. Перед прозаическим материалом песни и стихи имеют много преимуществ: легко вводятся, запоминаются, можно петь хором, тем самым снимая психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

На сайте http://www.agendaweb.org/songs-exercises огромный выбор песенного материала, видеоклипов как для маленьких, так для школьников постарше, nursery rhymes, поп музыка. Особое внимание привлекает раздел Learn English songs-exercises, где во время прослушивания песни выполняется задание и сразу же выдается результат.

6. Игры по аудированию

Основная задача такого типа игр заключается в умении понимать смысл услышанного и выделять главную информацию в потоке речи. Игры на аудирование можно проводить по-разному. Например, включается запись или учитель читает текст в нормальном темпе, ученики слушают. После прослушивания текста, дети должны записать слова и фразы, которые каждый из них запомнил. После этого участники восстанавливают текст по памяти, используя свои записи. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Лексика — это центральная часть языка, которая является именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучение лексики — неотъемлемая составляющая обучения иностранному языку, без которой его невозможно изучить. В связи с этим, корректная подача лексического материала ведет к успешному овладению знаниями, а разнообразие методов обучения позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным.

Список литературы:

  1. Бьюзен Т. Думайте эффективно. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с
  2. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам»: М: 2004 .
  3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»: учебник. — М.: Высш. Школа, 1982 . – 373с
  4. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. — №6. – С. 34-38.
  5. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики/ Марчан Н.Б.// Иностранный язык в школе. – 2004. — №5
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с
  7. Гуреева Л. В., Козьмина Н. А. Упражнения, направленные на предъявление и активизацию лексического материала на занятиях со студентами специальности энергетический менеджмент [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL

 

×
×